Рефераты. Нормативно-организационные аспекты нормотворческой деятельности Правительства РФ






рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;

принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

образуется Президиум Правительства Российской Федерации;

утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

утверждается Регламент Правительства Российской Федерации;

утверждается Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.

Перечисленный список вопросов, отнесенных к исключительной компетенции заседаний Правительства РФ, в значительной мере расширен по сравнению с регламентами Правительства РФ 1993 года и 1998 (2000) годов. Однако нас в большей степени интересует лишь то, что вопрос о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную думу РФ рассматривается исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Для более детального рассмотрения процесса законопроектной деятельности Правительства РФ не достаточно уделить внимание только деятельности непосредственно Правительства РФ, поскольку в данный процесс включены и иные органы государственной власти. Аппарат Правительства РФ, федеральные министерства участвуют в подготовке и оформлении законопроектов в соответствии с вопросами их деятельности[53].

Министерство юстиции РФ, осуществляя полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе[54].

Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства юстиции являются: разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства; планирование законопроектной деятельности Министерства; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов; разработка проектов федеральных законов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Указанный документ подробно регулирует практически все вопросы, связанные с организацией законопроектной деятельности. Однако полагаем, что сформулированный в качестве приказа одного из министерств Российской Федерации, он не соответствует тому месту в системе нормативно-правовых актов, которое должен занимать в связи с регламентацией отношений, субъектами которых в процессе законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации становятся другие федеральные органы исполнительной власти страны. Представляется, что положения указанного документа должны быть оформлены в виде постановления Правительства Российской Федерации. Только в этом случае будет гарантировано осуществление всех сложных и ответственных мероприятий в рамках законотворческого процесса, проводимых под эгидой Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации создает ряд органов, предназначенных для участия в законопроектной деятельности. Реализуя положения своего Регламента, Правительство России действует, как показывает практика, в нескольких направлениях. Прежде всего, постановлениями Правительства Российской Федерации создаются коллегиальные органы для реализации правительственных полномочий в сфере законотворчества. При этом такие органы могут иметь достаточно узкие цели. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 1999 г. № 1145 был сформирован Совет по вопросам подготовки проектов приоритетных нормативных правовых актов в экономической сфере при Правительстве Российской Федерации[55].

В других случаях Правительство России принимало решение о создании коллегиальных органов с более широкими задачами. Например, 01 февраля 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 93 образована Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и утверждено Положение о ней[56]. В интересах дальнейшего совершенствования своей законопроектной деятельности, а также повышения эффективности взаимодействия Правительства России с палатами Федерального Собрания, Правительство установило, что законопроекты, вносимые на заседания Правительства Российской Федерации, подлежат обязательному предварительному рассмотрению указанной Комиссией. В связи с большим объемом законопроектной работы представляется целесообразным организовать деятельность Комиссии по секциям, образованным в соответствии с основными сферами государственной и общественной жизни.

Классификация участников процесса планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации включает в себя: федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. При этом федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации являются непосредственными исполнителями, Министерство юстиции Российской Федерации - также и контролирующим звеном, а Правительство Российской Федерации выступает координатором процесса планирования законопроектной деятельности.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организацией контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством РФ решений образуется специальный государственный орган – Аппарат Правительства РФ[57].

Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства - Министром Российской Федерации.

Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти и другими государственными органами реализацию полномочий Правительства.

Аппарат Правительства выполняет следующие основные функции:

а) осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров Российской Федерации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве;

б) подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов;

в) организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства;

г) осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства, оформляет принятые решения;

д) обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального Собрания;

е) направляет в федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, проекты федеральных законов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы, для подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства[58];

ж) обеспечивает организацию проведения протокольных мероприятий Правительства;

з) обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации;

и) выполняет другие функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства.

Руководитель Аппарата Правительства назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Руководитель Аппарата Правительства имеет заместителей.

Департамент Правительства, как структурное подразделение Аппарата Правительства РФ, в пределах установленной сферы ведения осуществляет следующие функции:

а) подготавливает для рассмотрения внесенные в Правительство проекты актов, по которым требуется решение Правительства;

б) подготавливает проекты поручений Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства;

в) участвует в подготовке соответствующими секретариатами материалов и оформлении решений, принимаемых на совещаниях, проводимых Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства и Руководителем Аппарата Правительства;

г) обеспечивает Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства необходимыми аналитическими и информационными материалами;

д) подготавливает проекты актов для их внесения в Правительство Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства и Руководителем Аппарата Правительства;

е) осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний Правительства, организует документооборот и ведение архива в Аппарате Правительства, а также представление соответствующей информации о деятельности Правительства.

Секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства организационно обеспечивают деятельность соответственно Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.