Рефераты. Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов






Задумываясь над тем, для чего понадобилось Палата, призванная заниматься принятием никого ни к чему не обязывающих заключений, да еще с заслуженными людьми, нельзя исключать и возможности последующего ее переоформления в Конституционное собрание в целях пересмотра Конституции РФ в нужном власти направлении. В целом можно сказать, что и простые граждане не вполне понимают, для чего нужна Общественная палата. По опросам лишь 12% граждан одобряют идею создания Общественной палаты, 17% - не одобряют, а 71% затруднились ответить[17].

По мнению А.А. Кара-Мурзы, Общественная палата – это вообще нонсенс. В нормальных странах эту функцию выполняет парламент. Парламент – это и есть общественная палата. Все общественные интересы представлены в парламенте. Есть процедуры, есть Конституция, там все это прописано[18].

В зарубежных СМИ создание Общественной палаты РФ также не прошло незамеченным. Так, Ф. Уэйр приводит мнение экспертов, что Общественная палата может стать «пусковой площадкой нового конституционного проекта, который либо продлит срок полномочий Президента, либо вернет его к руководству страной в соответствии с новой системой власти. Общественная Палата станет чем-то вроде параллельного парламента»[19].

Нельзя оставить без внимания и позицию эксперта по Восточной Европе, юриста, профессора Кельнского университета А. Нусбергер. По ее мнению, сама концепция Общественной палаты свидетельствует о неправильном понимании идеи гражданского общества. Президент намерен отчасти лично, отчасти опосредованно назначать членов Общественной палаты. Но гражданское общество не создается декретами, оно формируется снизу.

Государство, подчеркивает А. Нусбергер, не должно диктовать гражданскому обществу свою волю. В лучшем случае Общественная палата будет выступать в роли потемкинской деревни в обществе фиктивной демократии. В худшем случае деятельность палаты приведет к демонтажу ныне существующих в России структур гражданского общества: вместо того, чтобы интересоваться мнением реальных его представителей на местах, власть будет ограничиваться заявлениями Общественной палаты. И это будет уже не диалог государства с гражданами, а монолог, который государство будет вести само с собой.

Вместо независимого общественного контроля за государственной властью велика вероятность создания завуалированного государственного контроля за формированием гражданского общества и определением вектора его развития в современных условиях российской политической жизни. Иными словами, существует опасность создания иллюзии (как перед российским, так и перед западным общественным мнением) развития в России институтов гражданского общества и, самое главное, их возможности реально влиять на развитие страны в сторону демократии и реального соблюдения прав человека. Создается система общественного контроля от имени гражданского общества над деятельностью государственной власти страны.

Общественность должна взять под контроль правоприменительную практику в сфере деятельности некоммерческих общественных организаций. Общественная палата может выступить в роли эксперта при решении спорных вопросов, возникающих в сфере деятельности некоммерческих общественных организаций.

Работа Общественной палаты должна способствовать утверждению в обществе принципов взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, что она внесет вклад в формирование высокой культуры, общественной жизни, обладающей прочным иммунитетом от каких-либо проявлений вражды, национальной или религиозной розни.

Главными лозунгами Общественной палаты должны стать профессионализм и компетентность. Общественная палата может давать авторитетные советы при определении тех общественных проектов и инициатив, которым нужно оказать государственную финансовую поддержку.

В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом.


Заключение


Общественная палата РФ – это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. Однако аппарат Общественной палаты является государственным учреждением.

Создание Общественной палаты вызывает много вопросов, на которые пока нет ответов.

Анализируя положения Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», следует сказать, что ряд форм ее деятельности дублирует формы работы палат Федерального Собрания РФ, а значит, можно согласиться с приведенными мнениями о недостаточном выполнении российским парламентом своего предназначения, его слабой связи с гражданским обществом. В то же время именно это обстоятельство и свидетельствует о своевременности в настоящий момент введения такой дополнительной «связки» гражданского общества и государства, как Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ.

При этом в целях повышения статуса и роли палаты в обществе и государстве и более полного воплощения идеи народного представительства следует, видимо, ввести в ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» дефиницию о статусе Общественной палаты РФ, нормы об обязательности опубликования заключений Палаты и, возможно, ввести в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации нормы о возможности выступлений членов Общественной палаты при обсуждении законопроектов, законов и при решении иных вопросов, относящихся к ведению палат парламента.


Список использованной литературы


Нормативные правовые акты:

1.                 Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2.                 ФКЗ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». СЗ РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.

3.                 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.

4.                 Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека». СЗ РФ, 15.11.2004, № 46 (ч. II), ст. 4511.

5.                 Указ Президента РФ от 25.06.1996 г. № 989 «О Политическом консультативном совете». СЗ РФ, 01.07.1996, № 27, ст. 3232.

6.                 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004.

7.                 Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, № 39, ст. 3674.

8.                 Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».


Литература:

1.                 Абакумов С.А. От Гражданского Форума до создания Общественной палаты РФ (2001-2005 гг.). М., 2005.

2.                 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.  М., 2005.

3.                 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (Постатейный)». М., 2006.

4.                 Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2006, № 5.

5.                 Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2005, № 1 (4).

6.                 Козлова Е. И., Кутафин О. Е.. Конституционное право России. М., 2002.

7.                 Мулин С. Нация набрала немного совести // Новая газета, 2005, 3-5 октября.

8.                 Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1.

9.                 Фоков А.П. «Об общественной палате Российской Федерации» // Российский судья, 2005, № 11.



[1] Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1.

[2] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004.

[3] Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, № 39, ст. 3674.

[4] Указ Президента РФ от 25.06.1996 г. № 989 «О Политическом консультативном совете». СЗ РФ, 01.07.1996, № 27, ст. 3232.

[5] ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.

[6] Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».

[7] ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.

[8] Постановление Правительства РФ от 30.09. 2005 № 590 «О создании федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты Российской Федерации». СЗ РФ, 03.10.2005, № 40, ст. 4042.

[9] ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.

[10] Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека». СЗ РФ, 15.11.2004, № 46 (ч. II), ст. 4511.


[11] Мулин С. Нация набрала немного совести // Новая газета, 2005, 3-5 октября.

[12] Фоков А.П. «Об общественной палате Российской Федерации» // Российский судья, 2005, № 11.

[13] Садовникова Г.Д.. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1.

[14] Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2005, № 1 (4).

[15] Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2006, № 5.

[16] ФКЗ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». СЗ РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.

[17] Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2006, № 5.

[18] Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2005, № 1 (4).

[19] Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2006, № 5.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.