Рефераты. Местное самоуправление как основа конституционного строя России







  


  


Глава 4. Ответственность местного самоуправления

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций[24].

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, а также основные формы этой ответственности. Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность: а) перед населением муниципального образования; б) перед государством; в) перед физическими и юридическими лицами[25].


1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

        Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является «самостоятельная и под свою ответственность» деятельность населения по решению вопросов местного значения. Она осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно, прежде всего, обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения – основного субъекта прав местного самоуправления. Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепляемые в законодательстве о местном самоуправлении. Организационный механизм осуществления норм муниципального права об ответственности органов и должностных лиц местного  самоуправления определяет  население муниципального образования в уставе муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: утрата доверия населения. Эта правовая категория – «утрата доверия населения» - является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.

Федеральный закон не определяет порядка и условий ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования.

Формами ответственности органов и должностных лиц самоуправления Иванова являются отзыв депутата городской Думы, Главы города и выборных должностных лиц городского самоуправления, досрочное прекращение полномочий городской Думы, Главы города и должностных лиц самоуправления Иванова; административная и дисциплинарная ответственность должностных лиц в соответствии с действующим законодательством[26].

В случае принятия органом и должностным лицом самоуправления Иванова неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов или должностных лиц самоуправления, возмещается ими на основе судебного решения.


2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

             Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке, а также в порядке, установленном федеральными законами, законами Ивановской области, уставами муниципальных образований.

Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон РФ от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[27].

В соответствии со ст.16 ГК РФ, убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа и должностного лица местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.


3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

      Главным основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, согласно ст.49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, является нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов, законов субъектов Федерации, а также устава муниципального образования. В частности, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Ивановской области, федеральных законов, законов Ивановской области, устава муниципального образования[28].

Форма этой ответственности – прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.

Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принимать только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Соответствующий суд субъекта Федерации даёт заключение  после обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, который делает это в случае, когда ему станут известны факты нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами Конституции РФ, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов и законов субъекта Федерации, устава муниципального образования. Причём закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке. 

В соответствии с Законом условия и порядок контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст.6). Согласно ст.95 Устава города Иваново федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Ивановской области осуществляют контроль за выполнением органами и должностными лицами самоуправления Иванова действующего законодательства, настоящего Устава, а также возложенных на них законом отдельных государственных полномочий. Прокуратура города Иванова в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством, осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Ивановской области и Устава города Иванова органами и должностными лицами городского самоуправления.

Выполняя в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[29] свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, законов органами местного самоуправления, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.

 

Заключение


Тема данной курсовой работы является довольно интересной и актуальной. Она позволяет полнее раскрыть суть местного самоуправления в Российской Федерации как явления.

По ходу изучения данной темы был сформулирован ряд задач, которые помогли дифференцированно подойти к предмету настоящей курсовой работы. В ней сначала были рассмотрены общетеоретические аспекты местного самоуправления, что позволило углубиться в изучаемое понятие, рассмотреть его особенности. Были выявлены разные подходы к понятию «местное самоуправление».

Также было проанализировано законодательство в области местного самоуправления. На основе этого анализа удалось раскрыть организацию и иные аспекты власти на местах, характерные в целом для России.

Немаловажным в данной курсовой работе является также изучение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, а также юридическими и физическими лицами, так как именно данная сторона  деятельности местной власти является одним из основных в определении местного самоуправления как формы местной  власти.

Таким образом, цели курсовой работы в ходе написания, были достигнуты – организация, и деятельность местной власти были рассмотрены с разных сторон (хотя и в рамках одной темы).

Нормативный материал

1.Конституция Российской Федерации.

2.Федеральный закон от 11 апреля 1998г. «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления»

3.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4.Устав Ивановской области от 8 мая 1996 г. N 20-ОЗ (принят Законодательным Собранием 26 марта 1996 г.) (с изм. и доп. от 11 июня 1996 г., 15 мая, 4 декабря 2000 г., 26 июля, 13 ноября 2001 г., 13 марта, 14 ноября 2002 г., 27 июня 2003 г.).

Специальная литература

1.Парадиз А.Л. Местное самоуправление в политической системе общества.       Саратов. 1998. С.106.

2.Конституционное право России / под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. М.,1999.

3.Муниципальное право Российской Федерации / под ред. Ю.А. Дмитриева.     Москва. 1999. С.12.

4.Муниципальное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева. М.,2000.



[1] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо,2004. – С. 7.

[2] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – С. 4, С. 11, С. 43, 44.

[3] О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998года // Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№ 36.Ст.4466.


[4] Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. Москва. 1999. С.12.

[5] Местное самоуправление в Российской Федерации Выдрин И.В.  Екатеринбург. 1998. С.46.


[6] Собрание законодательства Российской Федерации.2003.№35.Ст.3506;


[7] Собрание законодательства Ивановской области. 1996. №3.


[8] О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998года // Собрание  законодательства Российской Федерации.1998.№ 36.Ст.4466.


[9] Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция.     1996.  №6. С.17.


[10] Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М. 2001. С.8.


[11] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного    самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 октября. №202.


[12] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М. С.96.


[13] Вестник Избирательной комиссии Ивановской области. 1996. №1.


[14] Российская газета. 2003. 8 октября.


[15] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Москва. С.222.


[16] Собрание законодательства Российской Федерации.2003.№35.Ст.3506;


[17] Собрании законодательства Ивановской области. 1996. №3.


[18] Федеральный закон от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.


[19] Вестник избирательной комиссии Ивановской области. 1996. №1.


[20]  Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Москва. С. 313.


[21] Собрание законодательства Российской Федерации.2003.№35


[22] Российская газета. 30 сентября. 1997.


[23] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Москва. С.516.


[24] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. Москва. С.516.


[25]  Собрание законодательства Российской Федерации.2003.№35



[26] Устав города Иванова (Положение о городском самоуправлении) от 8 апреля 1996 г. №24 // Рабочий Край.1996 г. 28 августа №161.


[27] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.  1993.  №19.Ст.685. СЗ РФ. 1995. №51.Ст.4970.


[28]  Собрание законодательства Российской Федерации.2003.№35



[29] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 .№ 47. Ст. 4472.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.