Рефераты. Личные (гражданские) (права и свободы в конституциях США и Испании \сравнительный анализ\)






Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Од­нако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, феде­ральными законами, судебными прецедентами.


Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное вре­мя. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической ре­форме был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на переходной период некото­рые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государствен­ной власти, в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали кон­ституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испан­ской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значитель­ными правами составляющих страну единиц — автономных со­обществ и демократический политический режим.

Права, свободы и обязанности граждан регулируются значи­тельным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 ста­тей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая фило­софская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неот­чуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В консти­туции принята ее широкая конструкция, — все испанцы пользуют­ся правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свобода­ми, содержащимися в конституции "на основании условий, уста­новленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).

Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологичес­кую, религиозную и культовую свободу; право на личную свобо­ду и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по наци­ональной территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — на образо­вание, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий,

право частнопредпринимательской деятельности, право на тру­довой конфликт,

Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их консти­туционного признания и юридической системе их защиты. Пер­вая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая груп­па — права и обязанности граждан (секция 2 той же главы — статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части консти­туции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосред­ственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдать­ся всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Испол­нение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законо­дательством, которое они развивают.

Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испан­ским законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях не говорится, но формулировки скон­струированы таким образом, что возложенные на государствен­ные органы обязанности не могут быть реализованы без необ­ходимых материальных расходов. Именно таким образом сфор­мулирована защита испанской семьи: "На государственных

властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст. 39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику, обеспечивающую профес­сиональную подготовку и переподготовку граждан, а также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом госу­дарственные власти обязываются принимать меры по организа­ции и охране здоровья граждан, они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение материальных средств по­средством периодически пересматриваемого законодательства.

Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится по­ощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и тех­нических исследований в общих интересах, наблюдение за ра­зумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художест­венного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.

На конституционный уровень поднято и регулирование ограни­чений прав и свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность, неприкосновен­ность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по национальной территории; свобода выраже­ния мнений, право на распространение публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях рассмат­риваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в борьбе против терроризма, а именно приостанав­ливаются нормы о сроке предварительного задержания (в обыч­ное время — максимум 72 часа), о неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с террориз­мом, который до принятия и во время выработки конституции был весьма активным.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генераль­ными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничивают­ся лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключа­ют другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.

Народный защитник может по долгу службы или по чье­му-либо требованию (физического или юридического лица) на­чать и проводить расследование в отношении действий и реше­ний публичной администрации и ее представителей по отноше­нию к гражданам. Полномочия Народного защитника распро­страняются на деятельность министров, административных влас­тей, любого лица, состоящего на службе в публичной админист­рации. К народному защитнику могут обращаться и парламен­тарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискримина­ции, ошибки, небрежности или упущения какого-либо служаще­го Народный защитник, выявив мнение нарушителя, ставит в из­вестность вышестоящих руководителей. Не будучи правомоч­ным изменять или отменять акты и решения публичной админист­рации, Защитник может предлагать изменение критериев при их применении, может обращаться с предложением об изменении норм в законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными кортесами.

Названные средства защиты не исключают возможности об­ращения в международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной компетенцию Европей­ской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по поводу нарушения прав и сво­бод, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.