Рефераты. Конституция Индии






По  вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области конкурирующей компетенции закон штата действует только в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2 / 3 голосов, может отнести к своей компетенции любой вопрос, включенный конституцией в сферу исключительного законодательства штатов.

Индийский штат имеет  гораздо меньше прав, чем штат в США:

Ø      Индийские штаты не имеют своей конституции (кроме Джамму и Кашмира);

Ø      Не имеют гражданства;

Ø      Имеют незначительные полномочия;

Ø      Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-летний срок президентом Индии.

Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата.

Помимо губернатора в каждом штате имеются законодательное собрание (легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство штата. Губернатор обязан назначать лидера партии, имеющей большинство в легислатуре штата, судей окружных судов. Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии.

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий.  Обычно это мелкие острова в Индийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии. Во главе союзной территории стоит управляющий,  назначаемый президентом страны. Союзная территория может иметь свою  легислатуру и правительство.

Особым статусом в индийской федерации пользуется штат Джамму и Кашмир. Джамму и Кашмир – самый северный штат Индии, где проживает большое количество мусульман. Данный штат – предмет территориально спора между Индией и Пакистаном, также претендующим на этот штат и оккупировавшим часть его территории. Этот штат:

Ø      Пользуется очень большой автономией от Индии;

Ø      Имеет собственную конституцию;

Ø      Имеет отдельное гражданство.

Штаты не имеют права на выход из Индийского союза, но ряд штатов – Джамму и Кашмир, Пенджаб (на севере страны) и Тамилнад (на юге) – активно  стремятся к этому, что периодически подрывает стабильность в Индии.





























4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Индия – парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из трех частей: президента индии (главы государства); Народной палаты, призванной служить органам общегосударственного представительства;  Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Народная палата  выполняет роль «нижней» палаты и представляет интересы народа в целом. Ее конституционный состав – 547 депутатов (народных представителей), из которых:

Ø      525 избираются от штатов;

Ø      20 – от союзных территорий;

Ø      2 – назначаются президентом из числа представителей англо-индийской общины.

Из общего числа депутатских мест (547) за отсталыми племенами «бронируется» 38 мест, а за остальными кастами – 78 (то есть резервируется 116 мест, что должно способствовать ликвидации отсталости отдельных слоев населения). 

Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем, что данная палата может быть досрочно распущена, реальный срок ее полномочий гораздо короче – 1, 2, 3 года.

Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату (чаще происходит второе).

Руководящим органом нижней палаты является спикер, который должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово  при формировании постоянных комиссий,  обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др. Как и в других странах,  в палате создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в основном  техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего лидера[4]. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

Совет штатов  играет роль «верхней» палаты, представляет интересы  штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. 232 из 244 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными  членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные  12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги а области литературы, искусства, науки или общественной деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1/ 3  каждые два года.  Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент, но роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Главная функция парламента – законодательствование Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли). Если его принимают обе палаты в одинаковом тексте, он направляется на подпись президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату, принявшую его первой. Совет штатов имеет право в течение четырех месяцев выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента созывается совместное  заседание обеих палат и спорный вопрос решается большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает никакого  решения  по законопроекту, принятому народной палатой, закон считается принятым в ее редакции. «Денежный» законопроект должен быть рассмотрен Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным, народная палата преодолевает это вето  вторичным принятием закона в обычном порядке – простым большинством.

Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции. Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль  за его деятельностью.



















































5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Высшим органом исполнительной власти в Индии является правительство (Совет министров).

Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров – более узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило,  высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему составу правительство обычно очень пестрое. По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически возглавляют исполнительную власть в стране.

Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти).

Индию нередко называли «супер - премьерминистериальной»  республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской харизмой и передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были:

Ø      Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру;

Ø      Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;

Ø      Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.

В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.

Президент Индии  является главой государства и формально – главой исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок особой коллегией по выборам президента, в которую входят:

Ø      Все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);

Ø      Представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты);

Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.