Рефераты. Конституция Болгарии






Народное собрание является постоянно действующим органом законодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74).

Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе Конституции и принятого им регламента (ст.73).

 Народным представителем может быть избран дееспособный человек, достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65).

Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного представителя. Статья 67 предусматривает, что народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке (ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получают вознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатской неприкосновенностью (ст. 70).

Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя. Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации деятельности Собрания (ст. 77).

Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного Собрания и осуществляют от его имени парламентский контроль. Временные комиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79).

Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иных полномочий.

Народное Собрание Болгарии:

ü        принимает, дополняет и изменяет законы;

ü        принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;

ü        устанавливает налоги и определяет их размер;

ü        назначает выборы Президента республики;

ü        принимает решение о проведении национального референдума;

ü        избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству;

ü        создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета министров;

ü        избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;

ü        дает согласие на заключение договоров о государственных займах;

ü        ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные договоры;

ü        решает вопросы об объявлении войны и заключении мира;

ü        разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее;

ü        объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению президента или Совета министров;

ü        объявляет амнистию;

ü        учреждает ордена и медали;

ü        устанавливает официальные праздники.[4]

Правом законодательной инициативы обладает каждый народный представитель и Совет министров (ст. 87).

Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов как правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов (ст. 81).

Как было сказано выше, из своего состава Народное собрание избирает постоянные и временные комиссии.

Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в его деятельности и осуществляют от его имени парламент­ский контроль. В соответствии с принятыми в 1995 г. Правилами организации и деятельности Народного собрания создаются следующие постоянные комиссии: по труду, социальным и демо­графическим проблемам; по здравоохранению; по делам моло­дежи, спорту и туризму; по парламентской этике; по энергетике и энергетическим ресурсам; по доходам, расходам и имущест­ву политических партий: по борьбе с коррупцией; по развитию горных, полугорных и пограничных районов; по бюджету и финансам; по организации и деятельности государственных органов; по местному самоуправлению, административно – территориальному устройству и региональной политике; по внешней политике; по национальной безопасности; по правам человека и вероисповеданиям; по земледелию и лесам; по образованию и науке; по культуре; по делам радио и телевещания и Болгарского телеграфного агентства; по охране окружающей среды  водам и экономическая комиссия. Состав колеблется от 13 (комиссия по парламентской этике и комиссия по доходам расходам и имуществу политических партий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальной безопасности) народ­ного представителя.[5]

Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведения расследований.

Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15 дней со дня принятия.


3. ПРЕЗИДЕНТ.

Президент Республики Болгария является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет государство в международных отношениях (ст. 92).

Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2).

Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом предельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-1).

Президент не может быть народным представителем и исполнять другую государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в руководстве политической партии (ст. 95-1).

Наряду с президентом избирается вице-президент.

Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101).

Президент может быть принудительно отрешен от должности в случае длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого заболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушения Конституции (ст. 103-1).

Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст. 102-2).

Президент обладает несколькими группами полномочий.

Полномочия Президента в отношении парламента:

ü        назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов Великого Народного Собрания (ст. 106-3);

ü        может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75);

ü        распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия формируемому правительству (ст. 99-5);

ü        направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2);

ü        имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3).

Полномочия Президента в отношении правительства:

ü        организует формирование правительства (ст. 99);

ü        в случае неназначения правительства Народным Собранием назначает служебное (временное) правительство (ст. 99-5).

ü        Полномочия Президента во внешней политике:

ü        представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1);

ü        в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры (ст. 98-3);

ü        по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от представителей других государств (ст. 98-6).

Полномочия Президента в военной сфере:

ü        является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1), председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100-3);

ü        по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4);

ü        по предложению Совета министров назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания;

ü        объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим утверждением Народным Собранием (ст. 100-5).[6]

Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих лиц в судебной системе, Главного прокурора,  решает вопросы гражданства, осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия.

Президент возглавляет Консультативный совет по националь­ной безопасности, в состав которого входят: председатель На­родного собрания, министр - председатель, министр обороны, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр финансов, начальник генерального штаба болгарской армии и по одному представителю от каждой парламентской группы. Этот совет обсуждает вопросы внешней и внутренней политики, принимает меры по обеспечению гражданского мира в стране, общественного порядка, прав и интересов болгарских граждан; предпринимает действия, направленные на пресечение или пред­отвращение возникновения угрозы для национальной безопас­ности. На очередные заседания Совет собирается один раз в три месяца, внеочередные заседания проводятся в случае необходи­мости по инициативе Президента или при объявлении общей или частичной мобилизации, военного положения и в некоторых других случаях, прямо предусмотренных конституцией.[7]


4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД .

Болгарский Конституционный суд, задуманный как один из пяти самостоятельных высших органов вла­сти (наряду с парламентом Президентом, Советом Министров и высшей судебной властью в лице Верховного судебного совещания и двух Верховных судов), оказался принципиальным новшеством и посттоталитарной государственной системе Болгарии. Нормативной основой деятельности Конституционного Суда Болгарии является одноименная глава 8 Конституции Болгарии, а также некоторые другие нормы Конституции. В соответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991 года Народным Собранием принят закон о конституционном суде.

Компетенция Конституционного Суда устанавливается только конституцией, в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут.

Главная задача деятельности конституционного суда состоит в обеспечении верховенства конституции.

Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимает самостоятельное место среди высших государственных институтов.

Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственно Народным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховных кассационного и административного судов на срок 9 лет.

Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляется через каждые три года от каждой квоты.

К компетенции суда относится (ст. 149):

ü        обязательное толкование положений Конституции;

ü        принятие решений по ходатайствам об установлении противоконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также актов Президента;

ü        решение споров о компетенции между Народным Собранием, Президентом, Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами;

ü        дача заключений о соответствии Конституции заключенных Республикой Болгария международных договоров по их ратификации, а также о соответствии законов общепринятым нормам международного права и международным договорам, по которым Болгария является стороной;

ü        вынесение решений по запросам относительно конституционности политических партий и объединений;

ü        разрешение споров о законности избрания Президента и вице-президента;

ü        установление обстоятельств, при наличии которых полномочия президента и вице-президента прекращаются раньше срока;

ü        дача заключения о законности избрания депутатов парламента;

ü        установление неизбираемости депутатов или несовместимости депутатских функций с осуществлением других функций;

ü        вынесение заключения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием в адрес президента и вице-президента;

ü        лишение иммунитета судьи Конституционного Суда и установление фактической невозможности или несовместимости исполнения им своих обязанностей.

Все решения Суда принимаются квалифицированным большинство голосов с перевесом минимум в 7 голосов.

Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны для всех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни одно решение Суда не может быть отменено или приостановлено.

Как верховный гарант законности , Конституционный суд правомочен не просто контролировать законотворческую деятельность парламента, но и объявлять не имеющими силы любые акты парламента или Прези­дента, которые не соответствуют Конституции. В условиях переходного периода, когда обе ветви власти действуют в своего рода законодательном вакууме, а часто и по законам, противоречащим действующей Конституции, такое расширение сферы компетенции Суда оказалось вполне оправданным. Вынужденные безотлагательно принимать решения по вопросам, для урегулирования которых не подготовлены еще даже законопроекты, парламент (обычно откликающийся на запросы кабинета) и Президент но необходимости следуют процедурам, принятым н установленным еще при коммунистическом режиме. Таким образом, на Конституционный суд возлагается поиск надлежащего баланса между эффективностью управления, закон­ностью и верховенством Конституции.[8]



5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1.             Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, № 1.

2.             Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы// Государство и право, 1992, № 6.

3.             Иностранное конституционное право: Учебник / Под ред. Маклакова В.В. – М.: Юристъ , 1997.

4.             Коларова Р. Скромное обаяние судей. / Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993, №2.

5.             Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2000.

6.             Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение, 1992, № 1.

7.             Лаки К. Сводная таблица президентских полномочий в странах Восточной Европы// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1993, № 4 - 1994, № 1.

8.             Медушевский А.А. Кельзеновская модель конституционного правосудия и изменение конституций в странах Восточной Европы. / Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сб. докл. Отв. ред. Шаблинский И.Г. – М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1999.

9.             Неновски Н., Жабинска М. Конституционный Суд в Болгарии// Государство и право, 1993, № 9 .


[1] Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии. // Правоведение, 1992, № 1, с. 81.

[2] Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко // Правоведение, 1992, № 1, с. 83-98.

[3] Конституционное право зарубежных стран. –М.: Норма : ИНФРА-М, 2000. С. 637.

[4] Конституция Республики Болгария. С. 83-98.

[5] Иностранное конституционное право: Учебник / Под ред. Маклакова В.В. – М.: Юристъ , 1997. С. 493-494.

[6] Конституция Республики Болгария. С. 83-98.

[7] Иностранное конституционное право. С. 496-497.

[8] Коларова Р. Скромное обаяние судей. / Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993, №2. С. 51.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.