Рефераты. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации






В государстве действует  программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (пр., при Чернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.

В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.

К культурным правам  можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного  режима.

Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

3.        В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга ,но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы  назначения гарантий  состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и .особенно, ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции, в законах права и свободы - пустой звук. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии- один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием "гарантии" охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод  граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления  и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и  весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов,  приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Первая группа гарантий -условия- направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами. Вторая же группа- средства, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод прав и свобод прав и свобод личности-  вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, самих граждан эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. Общепризнанно деление гарантий прав и свобод граждан на политические,  идеологические и правовые. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и , прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции  РФ 1993 г. и практически до конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы защиты различных категорий людей. В системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России  важное место принадлежит юридическим гарантиям. Все виды гарантий по своему важны, и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю прав и свобод человека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий так велико, как и других гарантий. Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны.  Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления. Однако отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими  гарантиями прав и свобод  граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения.   Поскольку все отрасли права  имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод , постольку можно говорить о конституционно- правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность   законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая их  деятельность, а только та, с которой закон связывает  наступление определенных  юридических последствий. Конституционные права  и свободы эффективно могут   быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной  практикой  работы  государственных органов, органов местного самоуправления,  их должностных  лиц, а также общественных объединений,  которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами, предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан выступает не только сам результат деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности. Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

4.                       Наша Конституция содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Последних сравнительно много "каждому, - сказано в части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется судебная защита прав и свобод".

В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления в случае нарушения последних " государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется". В осуществлении этого конституционного положения задействованы все органы государства и некоторые общественные структур. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образом по объекту основные права и свободы можно разделить на 2 группы: 1) составляют те права, которые предусматривают пользование определенными социальными благами, 2) направлена на охрану других прав и свобод личности. Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.

Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон РФ от 27.04.93г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. С принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления. Следующим шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон от 14.12.95г. "О внесении и дополнений в закон РФ "Од обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Расширен круг органов и лиц, решение и действие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95г. "Об основах государственной службы РФ". К коллегиальным и единоличным действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений). В законе от 27.04.93г установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия  наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является  включение в него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Это согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение имеет  также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения  и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность  обжалуемых действий (решений). В то же время гражданин  освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но он обязан  доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры.  В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом,  практическое применение нормы закона  об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует  своего законодательного решения. Существенным дополнением Закона является включение в него нормы о том, что убытки ,моральный вред нанесенные гражданину признанными незаконными  действиями или решениями, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101). В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетностью проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ  каждому предоставляется  возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.