Рефераты. Конституционное право Японии






Вспомогательные органы при правительстве Японии раз­виваются быстрыми темпами. В целом же система вспомогательных органов имеет доста­точно отлаженную структуру. Органы, создаваемые при мини­стерствах и ведомствах, позволяют координировать и контро­лировать работу различных департаментов и отделов внутри ведомства, готовить согласованные и сбалансированные про­екты документов, поддерживать тесные контакты с другими заинтересованными ведомствами и соответствующими комис­сиями парламента.

Во многом сходные задачи, только на более высоком уров­не, приходится решать органам, создаваемым при правитель­стве. Например, координировать работу министерств и ве­домств, а не департаментов и отделов министерства. При Ка­бинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет национальной оборо­ны, а также канцелярия Премьер-министра, по правам при­равненная к министерству. Они занимаются подготовкой важ­нейших вопросов государственной деятельности[8].

Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие — административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению пра­вил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов земле­пользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются Премьер­-министру.

Помимо вспомогательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти, в Японии также существует развет­вленная сеть так называемых «персональных консультативных органов», которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конк­ретного политика.

Независимые органы. Это органы, которые неза­висимы от правительства. К их числу относятся прежде всего Ревизионный совет и Совет государственных учреждений.

Ревизионный совет призван контролировать государствен­ный бюджет и государственные расходы. Согласно ст. 90 Кон­ституции заключительный отчет о государственных доходах и расходах ежегодно проверяется Ревизионным советом, кото­рый представляет свой доклад вместе с докладом Кабинета министров в течение финансового года, следующего за отчет­ным.

Совет государственных учреждений ведает вопросами службы государственных чиновников и следит за тем, чтобы при занятии государственных должностей не получала пре­имущества ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.


5. Конституционные основы судебной власти

Все судьи независимы и связаны только Конституцией и законами; они действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст. 76). Данный принцип служит дополнительной гаран­тией объективности судей при выполнении служебных обязан­ностей. Равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в ст. 78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда су­дья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыска­ния. К числу конституционных гарантий независимости отно­сится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст. 79, часть вторая ст. 80).

Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд едино­гласно решает, что гласность представляет опасность для пуб­личного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закры­того судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасно­сти публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступле­ниях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные гла­вой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях.[9]

В конце 1990 г. был отмечен 100-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, воз­главляет судебную систему Японии Верховный суд, кото­рый состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Каби­нетом министров. Это суд высшей инстанции, который полно­мочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Глав­ный судья Верховного суда назначается Императором по пред­ставлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр — при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст. 79, 81 Конституции).

Народному пересмотру в ходе всеобщих парламентских выборов обычно подлежат кандидатуры более 6 судей. Например, в ходе парламентских выборов 20 октября 1996 г. проце­дуру пересмотра проходили 9 судей, которые были назначены за должность после всеобщих парламентских выборов 1993 г. после первого общенационального пересмотра назначения членов Верховного суда в 1949 г. через этот своеобразный тест прошло 115 верховных судей. Однако ни один из них не был уволен от должности в результате волеизъявления избирате­лей. Видимо, сам факт возможности публичного голосования «против» в ходе парламентских выборов для очень многих спо­собен выступать сдерживающим фактором.

Наиболее распространенный способ прекращения полно­мочий, предусмотренный для членов Верховного суда Консти­туцией и Законом о Верховном суде, — уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры в этом качестве редко превышает десятилетие. Изучение предшествующего опыта работы судей до момента их назна­чения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть судей в данное время) были так называемыми карьерными или профессиональными судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных пяти судей двое были карьерными государ­ственными прокурорами, один был карьерным дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора в законодательном бюро Кабинета министров и последний был профессором права.

Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию страны и условно может быть разделена на три основные сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.

Высший судебный орган Японии является последней ин­станцией для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции — остальные уголовные и гражданские дела. При этом простые дела рассматриваются членами любого из трех отделений.

Верховный суд также осуществляет определенные полно­мочия судебного управления в соответствии с традициями су­дебного централизма данной страны. В этом качестве он обоб­щает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, а также положения о прокуратуре при судах, акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты, имеющие административный характер). Он наделен также властью устанавливать правила процедуры судопроиз­водства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами.

Важную административную роль в управлении судебной системой играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют на постоянной основе юриди­ческие курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для дру­гих юридических органов.

Решения, касающиеся принципиальных положений руко­водящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верхов­ного суда и других высших судов Японии. При этом Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право уста­навливать правила своей процедуры.

Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством главного судьи или в соста­ве отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на анг­лосаксонской системе права, но не соблюдается нижестоящи­ми судами.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционно­сти любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.

Верховный суд Японии, в отличие от большинства евро­пейских конституционных судов, не имеет дела исключитель­но с конституционным контролем, а также не имеет специаль­ной схемы выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исправления решений по вопросам права в порядке certiorari, как это име­ет место у Верховного суда США. Загруженность делами чле­нов Верховного суда чрезвычайно велика, и поэтому Верхов­ный суд определяет себе около 30 «научно-исследовательских судей» из числа весьма опытных судей нижестоящих судов. Для подготовки дел к слушанию имеется 20 «исследовательских секретарей». Почти все они должны иметь опыт судейской ра­боты в течение нескольких лет. В отличие от практики США, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работа­ют на суд в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.