Рефераты. Конституционно-правовые отношения






Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

В конституционном праве встречаются правоотношения всех видов, однако своеобразие этой отрасли права как общей части национального права выражают постоянные правоотношения общерегулятивного типа, не требующие для своего возникновения наступления каких-либо событий, действий. Они складываются непосредственно на основе правовых норм. Именно такое правоотношение вытекает из ст. 2 Конституции РФ. Данные правоотношения именуются ещё длящимися, статутными (позволяющими закреплять принципиальный статус субъектов права); правоотношениями «первого порядка» (определяющими основу правопорядка, содержание иных правовых отношений).[8]

Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.[9]

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права.[10]

Наличие широкого круга субъектов является особенностью конституционного права. Среди  них  выделяются  такие специфические субъекты как:

- народ;

- государство;

- субъекты Федерации;

- депутаты;

- коренные малочисленные народы;

- население;

- муниципальное образование;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- избирательные комиссии;

- собрания избирателей и др.

Народ  России  (российский  народ)  как  общность  граждан  Российской Федерации  выступает   субъектом   конституционно-правовых   отношений   при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов  в  Государственную Думу,  выборов  Президента  РФ,  а  также  реализации   иных   форм   прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Особым   субъектом    конституционно-правовых    отношений    является государство  –  Российская  Федерация.  Ее  конституционно-правовой   статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой  закрепляются  основные свойства   государственного   суверенитета    Российской    Федерации,    ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К  участникам  конституционно-правовых   отношений   относятся   также субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального значения;

- автономная область;

- атомные округа;

      Основы конституционно-правового  статуса  составных  частей  Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др.

Определяющий  критерий  для  идентификации  субъекта   конституционно-правовых отношений заключается в установлении того  факта,  регулируется  ли его статус нормами конституционного права или нет.

В   некоторых   странах   государствоведы    относят    к    субъектам конституционного права и такую общность, как  нация.  В  этническом  смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как  субъект  конституционного права,  есть,  по  сути,  народ  (общность  граждан)  в  рамках  конкретного государства. В этническом  смысле  нация  –  скорее  субъект  международного права.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том,  что  большинство из  них  не  содержит  поименной  индивидуализации  субъектов   права,   эта индивидуализация связи между  субъектами  права  выражается  в  определенной всеобщности  прав  и  обязанностей,  то  есть  субъектами  данных  отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная  их группа.

Содержание   конституционных   правоотношений   является    социальное поведение субъектов в  конституционном  праве,  круг  которых  специфичен  и широк. Субъектами  российского  конституционного  права  являются  возможные участники   общественных   отношений,   наделенные    правоспособностью    и компетенцией,  в  силу  чего  они  приобретают   основание   реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк,  то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ  Российской  Федерации,  нации,  этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как  субъекта  конституционно-правовых отношений  обусловлена,  прежде  всего,  тем,  что  он  является   носителем суверенитета и единственным источником власти  в  России  (ст.3  Конституции РФ).  Права  образовывать  представительные  органы  государственной  власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою  волю  путем  референдума относятся к  исключительному  ведению  народа.  Нации,  этнические  общности могут вступать между собой в конституционно-правовые  отношения,  как  между собой, так  и  с  органам  государственной  власти  по  поводу  национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

2. Государство – Российская Федерация; субъекты в  составе  Российской Федерации  (республики,  края,  области,  города   федерального    значения, автономные округа).

       В  общественных  отношениях,  регулируемых  нормами  конституционного права,  государству  принадлежит  особая  роль.  Оно  выступает  в  качестве регулятора   общественных   отношений,    прежде    всего    как    носитель правотворческой   власти.   Указанные   субъекты   могут    участвовать    в конституционно-правовых     отношениях     непосредственно     или     через государственные органы, выступающие от их имени.  Примером  таких  отношений является  Федеративный  договор  от  31  марта  1992  года  «О  разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными  органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее  субъектов».

Конституционные правоотношения  также  возможны  между  республиками,  между автономиями, республиками и автономной областью  и  автономными  округами  и т.д.

3. Административно-территориальные единицы (районы, города,  районы  в городах, поселки).

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население.  Именно население,    формируя    органы     местного    самоуправления,     придает административно-территориальной  единице  черты  политического  образования, выступающего  в  качестве  субъекта  права.  Своеобразным  субъектом   права выступают избирательные округа.  Через  них  реализуются  право  избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации ими являются:

- Федеральное Собрание;

- Правительство;

- Конституционный Суд;

- Высший Арбитражный Суд;

- Городская Дума;

- Местная администрация и др.

      Конституционные нормы разграничивают сферы  полномочий  и  компетенцию между  различными  органами  власти.   Обладая   правом   на   осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены  определенной компетенцией  в  соответствии  с  возложенными  на  них  задачами   (издание законов, контроль за деятельностью  других  органов,  исполнения  законов  и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в  данных  отношениях  как  носители властных  полномочий  либо  как   подчиненные   субъекты,   а   иногда   как равноправные участники договорных отношений.

5. Должностные лица.

Субъектами конституционного права являются:

- Президент РФ;

- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

- Председатель Правительства РФ;

- Председатель конституционного Суда РФ;

- Генеральный Прокурор и др.

      Президент Российской Федерации является  главой  государства.  Обладая широкими     представительскими,      правотворческими,      управленческими полномочиями,  он  вступает  в  отношения  с  парламентом,   правительством, республиками и другими  субъектами  конституционного  права.  Те  отношения, которые  основываются   на   конституционных   нормах,   приобретают   форму конституционно-правовых. В некоторых  из  подобных  и  иные  конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.