Рефераты. Формы государства






При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные образования.

Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

Федеративное – есть сложное государство, состоящее их нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу.

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались(СССР, Чехословакия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения ( Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число из может быть различно, отличаются они и наименованием.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.

По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет два представителя.

Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством конституции  и законы имеют и субъекты федерации.

Признак федеративных государств – наличие  общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации как  объединения государств создавались для достижения главным образом  внешнеполитических и военных целей.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования.




Государственно-правовой режим

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Государственный режим отражает уровень и формы развития  демократии, политический климат в стране в определенный период.

Это связанно с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе.

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность.  Оно выполняет основной объем  управленческой деятельности , используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью  особого государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают демократический и авторитарный государственно-правовые режимы.

При демократическом режиме  провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.

Авторитарный режим  связан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные и тоталитарные  разновидности  авторитарного режима.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения  демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая  лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

Тоталитарный режим более реакционен и связан  с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам  в парламент не допускается значительная часть населения.

Особо следует отметить переходные и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо  авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и  на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правые режимы  устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности  граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространятся на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещение м митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановление деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установление комендантского часа  и т. д.

Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена по решению компетентных органов государства.

Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием.

Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства, так и от иных объективных и субъективных обстоятельств:

национальные и исторические традиции;

особенности культуры, религии;

территориальные размеры.




Механизм государства

Орган государства : понятие, признаки, виды




Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающие в них служащих.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.

1.     Государственный орган наделен властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется  тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция  закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы  государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности  распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными  полномочиями – важнейший признак государственного органа.

2.     Государственный орган обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3.     Каждый государственный орган сообрзно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства в целом  осуществляется посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно  участвует в реализации  различных функций государства.

4.     Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к каковым относятся разного рода материальные ценности и многочисленные предприятия, организации, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

5.                 Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив.

Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетеции определенных задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма обуславливает значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям они классифицируютя на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

1.     Органы, устанавливаемые конституциями, федеральными законами, уставами субъектов федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент республики, Правительство, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации);

2.     Органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.