Рефераты. Еще раз про конституцию и время






Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905-1907 годов. Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй.

Высочайший манифест
17 октября 1905 г.

Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было проведено в режиме октроирования (от французского octroyer- даровать, жаловать). Они даровались “добрым” монархом Николаем II своему “любимому народу”.  Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным  актом. Её основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого представляла российская монархия.  Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года.

Особенность любой конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контр-революции. Конституция закрепляла некое “гражданское согласие” одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. Обычно в эту категорию попадали те слои общества, которые потерпели поражение в результате революции или контр-революции. Во время Великой Французской революции изгоем оказалась аристократия, Октябрьская революция вышвырнула за скобки только народившуюся буржуазию, отчасти дворянство и духовенство. В эту схему укладываются Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918-1922 года. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства.

В эту схему абсолютно не укладываются  две последующие конституции. Конституции СССР 1936 года  и 1977 года (соответствующие Конституции РСФСР были приняты 1937 и 1978 годах). Формально не укладываются, потому что никаких революций и контр-революций в стране не наблюдалось и непонятно победу каких именно классов закрепляли эти конституции. Обе  эти конституции декларировали принцип народовластия, то есть принимались в интересах всего народа, без детального учета длительных интересов различных классов, сословий и групп граждан. Народ - это некое аморфное образование, которое может быть скреплено общими целями или интересами с помощью силовых методов и(или) материального стимулирования различной природы. Если этого нет, то государство, раздираемое внутренними противоречиями, исчезает за короткий по меркам истории срок. При внешнем сходстве условий возникновения судьба Конституций СССР 1936 и 1977 года была абсолютно разной.

В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма. Сталинская конституция благополучно просуществовала 41  год. Это было обусловлено тем, что в период ее действия произошли такие эпохальные события мировой истории как вторая мировая война (великая отечественная война), годы холодной войны, годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны, создание и увеличение экономического, промышленного, оборонного, научно-технического, культурного и т.д. потенциала СССР. В большую часть этого периода подавляющее большинство граждан СССР были объединены общей целью (целями), а уровень активности и динамика социально-общественной жизни была невысокой. Людям просто было некогда задумываться о лучшем устройстве социальной жизни, надо было отразить  внешнюю  военную угрозу, поднять страну из руин, создать военно-стратегический паритет, не допустить, чтобы страна оказалась на задворках мирового прогресса. Можно сказать, что принципы, заложенные в Конституции СССР 1936 года и ее соответствие интересам и чаяниям большинства населения, страны прошли крещение суровыми годами войны, послевоенного восстановления и в целом выдержали эти испытания. Хотя в этот период на практике допускались грубейшие нарушения законности и прав человека, гарантируемые Конституцией СССР. Достаточно вспомнить период массовых репрессий 1937-1939 годов. В период действия этой Конституции публично высказаться о недостатках социализма означало примерно тоже самое, что в годы святой инквизиции поставить под сомнение факт существования Иисуса Христа.

Мнения ученых и экспертов о качестве этой конституции расходятся кардинально. Если одна  группа ученых считает, что текст этой конституции представляет собой некий демократический камуфляж тоталитарного режима и на практике принципы конституции повседневно и абсолютно все нарушались, то другая группа ученых считает, что для своего времени Конституция СССР 1936 года была самой демократической конституцией в мире.  Наверно истина как всегда находится посередине.

Конституция СССР 1936 года была в чистом виде “классовой” и защищала интересы рабочих и крестьян. Она прямо декларировала, что “вся власть в СССР, принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся”.  Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях “Власть” не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.

Совершенна другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране отсутствуют классы антагонисты, и появилась новая общность людей - советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая конституция.

Эта Конституция   сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и  ее конкретных представителей. По конституции 1977 года, КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководила великой созидательной деятельностью советского народа. Была провозглашена и законодательно закреплена искусственная монополия одной партии. Де-факто в СССР исторически сложилось такое положение, когда ЦК КПСС, обкомы, райкомы и т.д. в повседневной жизни контролировали и командовали всем и вся, фактически, не неся никакой ответственности за реальное положение дел в стране, регионе, районе и т.д. При этом вся ответственность перекладывалась на представителей исполнительной власти (правительство и советы народных депутатов разного уровня).  Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии – КПСС. Такое положение способствовало появлению в СССР фактически и юридически неконституционных центров власти в лице Политбюро ЦК КПСС, обкомов, райкомов и т.д.

            По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни.

Народ стал публично задавать руководству СССР и правящей партии  “колючие” вопросы, требующие конкретных и аргументированных ответов. Например:

·        Почему в СССР разрешена и существует только одна политическая партия;

·        Почему органы в выборы власти проводятся только на безальтернативной основе и только по многоступенчатой системе;

·        Почему в повседневной жизни проводится политика дискриминации граждан по признаку членства в КПСС;

“Власть” пыталась дать ответы на эти и многие другие острые вопросы. Но они были мало аргументированными и во многом лукавыми. Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменению в Конституцию страны. Но совершенствование, а точнее хаотичное и бессистемное изменение основного закона страны проводилось по принципу “латания дыр” на тришкином кафтане. Менялось всё и вся. Структуры  органов государственной власти. Принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР. В конечном итоге эта вакханалия с бессистемной корректировкой Конституции СССР закончилась расколом властной элиты и общества, авантюрной попыткой остановить развал страны с помощью Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению и в конечном итоге распадом СССР.

Конституции СССР 1936 года и 1977 года вводились в режиме октроирования, то есть были “подарены” партийно-государственной элитой страны советскому народу. Хотя перед принятием этих конституций в стране было организовано и прошло достаточно долгое и широкое обсуждение их содержания, однако высказываемые гражданами замечания зачастую игнорировались властями, а само принятие этих конституций было осуществлено по традиционной схеме – на сессиях Верховного Совета СССР (так тогда назывался парламент страны).

Дух и идея этих конституций были ориентированны на стабилизацию социально-общественной жизни общества,  под которой понималось прежде всего сохранение властных полномочий правящей группировки на максимально возможный срок, и создание условий для предотвращения социального реванша или изменения социально-политического строя. Концепция этих конституций  не предусматривали возможности резкой динамики  развития и возможного быстрого качественного и количественного изменения социально-политической, экономической жизни страны и не учитывала возможного резкого изменения настроения ее граждан. И, естественно, не была предусмотрена процедура оценки (с помощью референдума) адекватности содержания конституции и реальной социально-политической обстановки в стране.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.