Рефераты. Экзаменационные вопросы по конституционному праву зарубежных стран






участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.

2.Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США).При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

3.В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается.

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно-терригориальных единиц. 

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации.Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в

государственной жизни страны.

Анализируя существующие в настоящее время системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания резидента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.


 

36.  виды права вето


Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника законодательного процесса. Юридическим выражением этой концепции является то, что законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства.Отказ дать санкцию - вето влечет за собой ряд серьезных правовых последствий.

 три вида вето.

1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя.Абсолютное вето - институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента.Юридически оно существует,фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект,который либо может быть преодолен парламентом, либо носит

временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо

подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е.наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его

возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция);

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент

имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен

правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие,применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства.

3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето - оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом.

 Выборочное вето - явление довольно редкое. В

США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.


37. Порядок формирования парламентов и статус депутатов


Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, так

же, как однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов.Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:

1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. (Индии, Норвегии и Франции).Двухстепенные выборы применяются при формировании верхней палаты норвежского парламента - стортинга. Посредством трехстепенных выборов в основном формируется сенат V Французской Республики.

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат.

3. Чисто феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Традиционная система замещения мест в палате лордов была за последнее время несколько модернизирована. В настоящее время в состав палаты лордов входит более 1200 пэров, которые подразделяются на следующие основные группы: 1) наследственные пэры, имеющие право передавать свой титул по наследству; 2) пожизненные пэры, не имеющие права передачи титула по наследству; 3) ирландские и шотландские пэры (в настоящее время их в палате лордов нет); 4) пэры по апелляции; 5) духовные пэры (епископы и архиепископы англиканской церкви).

4. Формирование верхней палаты посредством назначения в наиболее чистом виде применяется в Федеративной Республике Германии.

5. Верхние палаты парламентов некоторых стран (сенат Бельгии, сенат Ирландии) формируются смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и на следственности.            Продолжение в вопр.38


38. Понятие и элементы правов. статуса депутата


Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.Современная конституционно- (государственно-) правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа. Отсутствие императивного мандата и права отзыва не делает депутата парламента полностью независимым. Это объясняется следующими причинами: во-первых, депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине; во-вторых, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию; наконец, депутат в известной степени зависит и от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием. Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости ни с какой государственной или иной должностью. Парламентская деятельность считается единственным законным занятием депутата, исключая право занятия министерских постов в парламентских странах.В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты:- Индемнитет. Депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д. - Иммунитет. Законодательство демократических государств предоставляет депутату целый ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосо-

вания и депутатская неприкосновенность.

- Свобода слова и голосования сводятся к тому, что депутат неможет быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуще-

ствляются в силу мандата

- Депутатская неприкосновенность обычно состоит в том, что парламентарий не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за

исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления. Лишение депутата иммунитета может быть осуществлено решением той палаты, к которой он принадлежит. Депутатская неприкосновенность применяется обычно в период сессий. Прекращение срока действия мандата наступает по окончании

срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат (этот порядок применяется обычно к депутатам Парламент обычно является верховным судом в отношении

полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат.


39. Классификация парламентов

В основу данной классиф. положены следующие существенные признаки: структура парламента и объем компетенции.

Классификация парламентов по структуре.

Традиционной системой построения зарубежных парламентов был бикамерализм (двухпалатность). Вторая, или верхняя палата

была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты.Вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации.Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (сенат США, Совет штатов Длительное время подавляющее большинство парламентов

зарубежных стран были двухпалатными. Однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия,Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.