Рефераты. Восстановление народного хозяйства в 1945 – 1964гг. после Великой Отечественной войны






Социально-экономическое положение в начале 50-х годов. Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения.

На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система распределения ряда продуктов питания.

Одновременно с отменой карточной системы была проведена денежная реформа, в ходе которой 10 рублей старого образца 1938 года обменивали на 1 рубль 1947 года выпуска. Необходимость денежной реформы обосновывалась в специальном постановлении, в подготовке которого активно участвовал Сталин. В нем обращалось внимание на то, что огромные военные расходы в 1941- 1945 годах «потребовали выпуска в обращение большого количества денег… В то же время сократилось производство товаров, предназначенных для продажи населению, и значительно уменьшился розничный товарооборот. Кроме того, как известно, в период Великой Отечественной войны на временно захваченной советской территории немецкие и другие оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги в рублях, что еще больше увеличило излишек денег в стране и засорило наше денежное обращение. В результате этого в обращении оказалось значительно больше денег, чем это нужно для народного хозяйства, покупательная сила денег понизилась, и теперь требуются специальные мероприятия по укреплению советского рубля».

Несмотря на то, что в соответствии с условиями денежной реформы стоимость денег сокращалась в 10 раз, значительная часть обедневших за годы войны людей от нее не пострадала. Гораздо меньше были потери тех, кто держал вклады в сберегательных кассах. Вклады до 3000 рублей переоценивались рубль за рубль. Если вклады были более 3000 рублей, то сумма от 3000 до 10000 обменивались из расчета 3 старых рубля на 2 новых рубля, а сумма свыше 10000 рублей менялась из расчета 2 старых рубля на 1 новый рубль. Больше всех пострадали те, кто хранил крупные суммы денег дома. Так была осуществлена еще одна радикальная экспроприация денежных средств у людей, нажившихся за счет рынка и не доверявших государственным сберегательным кассам.

Одновременно было объявлено о снижении розничных цен на основные продукты питания и промышленные потребительские товары по сравнению со средними рыночными ценами. Следствием этих мероприятий стал устойчивый рост материального благосостояния населения, создававший уверенность у советских людей в неизменном улучшении жизни.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличились масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

В 1952 г. была опубликована работа И.В. Сталина “Экономические проблемы социализма в СССР”. В ней глава государства теоретически обосновал принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению И.В. Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

Советское общество после войны. Последние идеологические кампании Сталина. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшение условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. По окончании войны И.В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП (б). Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой       Конституции СССР и программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены.

Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры применялись по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам».

Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий.

Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина “Экономические проблемы социализма в СССР”. В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. и ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

С окончание Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками. “Холодная война” – такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х – начале 90-х годов. Он характеризовался, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Эта программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось участвовать в конференции. Об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления “холодной войны” стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС).

Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Она была создана в 1945 г. и объединяла 51 государство. Ее целью было укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел свои войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Хотя страна еще долго не могла оправиться от последствий войны, весь предвоенный опыт быстрого развития СССР убеждал советских людей в том, что сталинская программа восстановления народного хозяйства должна была быстро и органично перерасти в ускоренное движение страны вперед и превращение ее в самое развитое и самое процветающее государство мира.

БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО В ВЫСШИХ ЭШЕЛОНАХ ВЛАСТИ В

1953 -1957 гг.

ХХ СЪЕЗД КПСС


Борьба за политическое лидерство. 5 марта 1953 г. скончался И.В. Сталин – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР, а 14 марта состоялся Пленум ЦК КПСС и избран секретариат ЦК КПСС. Были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев – известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел – В.М. Молотов, министром обороны – Н.А. Булганин. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Во главе нового министерства внутренних дел встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять “коллективное руководство” страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев.

Между Маленковым и Берия велась затаенная борьба, и после смерти Сталина эта борьба обострилась, приняв уже смертельный характер, хотя создавалось впечатление, что Маленков и Берия «подружились» и будут управлять страной вдвоем. О том, что они заключили между собой временный союз, говорило то, что Маленков утвердил все новые назначения Берии в МВД.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.