Рефераты. Слияния и поглощения. Особенности слияний и поглощений в России






Другими словами, благосостояние акционеров приобретаемой компании будет

увеличиваться практически во всех случаях, в то время как "богатство"

акционеров приобретающей компании будет расти только при условии улучшения

финансовых показателей деятельности объединенной компании, что должно

являться стимулом для высшего руководства компании. В этой связи

руководство компании не должно увлекаться получением высокой прибыли в

краткосрочном периоде в ущерб долгосрочной эффективности функционирования

компании.

Здесь было бы полезным привести пример, описывающий так называемый эффект

"стартового запуска" (bootstrap effect).

Пусть мы обладаем следующей информацией о компаниях (компания А –

приобретающая, компания Б – приобретаемая)[4].

| |Компания А |Компания Б |

|Текущая прибыль, долл. |20 000 000 |5 000 000 |

|Количество акций |5 000 000 |2 000 000 |

|Прибыль на акцию, долл. |4,00 |2,50 |

|Цена одной акции, долл. |64,00 |30,00 |

|Отношение цены одной акции к |16 |12 |

|прибыли на акцию (P/E ratio) | | |

Допустим, акционеры компании Б согласились пойти на слияние при том, что

компания А готова платить 35 долл. за каждую акцию (что превышает на 5

долл. текущую рыночную стоимость акций компании Б). Тогда меновое

соотношение составит 35 долл./64 долл. = 0,547 акций компании А за 1 акцию

компании Б. Компания А выкупает акции компании Б полностью. Для обеспечения

акционеров компании Б их долей в капитале объединенной компании АБ компании

А необходимо провести дополнительную эмиссию в объеме (2 000 000 акций

компании Б) * (0,547) = 1 093 750 акций.

Финансовые показатели объединенной компании АБ будут выглядеть следующим

образом.

| |Компания АБ |

|Текущая прибыль, долл. |25 000 000 |

|Количество акций |6 093 750 |

|Прибыль на акцию, долл. |4,10 |

|Цена одной акции, долл. |64,00 |

|Отношение цены одной акции к |15,6 |

|прибыли на акцию (P/E ratio) | |

По всем правилам слияние не приносит экономических выгод самим компаниям

непосредственно при совершении сделки. То есть в краткосрочном периоде

времени две компании должны стоить ровно столько же, сколько и по

отдельности, и приносить вместе такой же объем прибыли, как и по

отдельности. Однако мы видим, что показатель прибыли на одну акцию

увеличился на 0,1 долл. Суть "эффекта стартового запуска" как раз и

заключается в том, что наблюдается увеличение прибыли, приходящейся на одну

акцию, без каких бы то ни было реальных причин, касающихся непосредственно

улучшения финансовых показателей деятельности объединенной компании.

За счет чего это происходит? Это вызвано тем, что коэффициент P/E ratio

(отношение цены акции к прибыли на одну акцию) приобретающей компании

превышает аналогичный показатель приобретаемой компании. В нашем случае у

компании А этот показатель равен 64 долл./4 долл. = 16, а компании Б – 35

долл. (цена, назначенная компанией А)/ 2,5 долл. = 14. Наблюдается очень

интересный эффект: пока показательP/E ratio приобретающей компании

превышает Р/Е приобретаемой компании имеет место ничем не обусловленной

повышение показателя прибыли на одну акцию, имеющее лишь математическую

природу своего возникновение. Как только показатель Р/Е приобретающей

компании становится ниже, чем у приобретаемой, данный эффект престает

действовать. Например, если компания А выкупает акции компании Б по 45

долл., то меновое соотношение составит 45 долл./64 долл. = 0,703.

Следовательно, необходимо провести дополнительную эмиссию в размере 2 000

000 * 0, 703 = 1 406 000 акций. Тогда мы имеем:

| |Компания АБ |

|Текущая прибыль, долл. |25 000 000 |

|Количество акций |6 406 000 |

|Прибыль на акцию, долл. |3,90 |

|Цена одной акции, долл. |64,00 |

|Отношение цены одной акции к |16,4 |

|прибыли на акцию (P/E ratio) | |

Видно, что показатель прибыли на акцию уменьшился на 0,1 долл. также без

каких-либо реальных на то причин.

Таким образом, при определенном соотношении финансовых показателей, а

именно при покупке более прибыльной и более "дорогостоящей" компанией

"отстающей" и неперспективной компании, можно добиться искусственного

повышения прибыльности акций объединенной компании. Данный эффект вводит

акционеров в заблуждение, заставляя их поверить в то, что эффективность

деятельности компании повысилась, что способствует ложному повышению

рыночных цен на акции компании и, в свою очередь, позволяет держать

показатель Р/Е на определенном уровне. Так компания может продолжать

осуществлять слияния, демонстрируя акционерам устойчивый рост прибыли,

приходящейся на одну акцию (волна подобного рода слияний имела место в 60-е

годы). Однако этот рост будет лишь ростом краткосрочного характера, в

долгосрочной же перспективе подобные слияния со "слабыми" компаниями могут

привести к убыточному бизнесу, снижению показателя Р/Е и другим

неблагоприятным последствиям. И поэтому стоит только ведущей себя подобным

образом компании-захватчику прекратить осуществлять слияния, как весь этот

карточный домик может рухнуть.

Особенности слияний и поглощений в России

Проводимые в России в последнее время слияния и поглощения обладают рядом

существенных отличий от того, что мы рассмотрели выше, то есть нормальной

практики проведения слияний/поглощений в развитой рыночной экономике.

В последние годы в России наблюдался резкий скачок активности проведения

сделок по слияниям/поглощениям. Комичность и абсурдность российской

действительности заключается в том, что до этого, в начале девяностых, этой

волне слияний предшествовала приватизация, сопровождающаяся стихийным

процессом по разукрупнению собственности. В то время, не ради, а вопреки

здравому смыслу, крупные предприятия со сложившейся инфраструктурой

дробились на мелкие с целью удовлетворения сугубо субъективных интересов, а

отнюдь не во имя повышения эффективности ведения бизнеса.

Можно с достаточной долей уверенности сказать, что зарождение института

слияний и поглощений в России началось примерно с середины 90-х годов.

Первыми в волне слияний оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей

промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные нефтяные

компании (ВИНК) стали своеобразными пионерами в области слияний в России,

являясь классическим примером вертикального типа слияний. Подобные слияния

помогли решить не только производственные задачи, но и создали предпосылки

для обеспечения конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке.

Примером может служить создание холдинга вокруг НК "ЛУКОЙЛ", создавшего

единую технологическую цепочку "от скважины до бензоколонки". В других

компаниях этот процесс проходил в форме поглощений - так это было с АО

"Сургутнефтегаз", поглотившим АО"КИНЕФ" и ряд компаний нефтепродуктового

обеспечения.

В принципе нефтяная промышленность стала поистине одной из самых

"популярных" отраслей по количеству проводимых слияний и поглощений. Это

легко объяснимо в условиях того, что эта отрасль, как и другие

экспортоориентированные добывающие отрасли российской промышленности, одна

из немногих, которая выпускает конкурентоспособную продукцию на мировом

рынке. При этом существует еще одна деталь: практически у всех нефтяных

компаний отсутствует баланс добытой и переработанной и реализованной нефти.

У одних он отрицательный, у других - положительный. объединяясь, нефтяные

компании дают возможность друг другу избежать значительных потерь.

Говоря об интегральных слияниях, можно сказать, что они, пожалуй, более

всех других типов слияний распространены в России. Вертикально

интегрированная схема функционирования компаний особенно эффективна при том

кризисе неплатежей, который имеет место в России и по сей день.

Вертикальные слияния, кроме всех описанных выше преимуществ, в российских

условиях имеют еще одно, пожалуй, самое важное - они позволяют решить

проблему с дебиторской задолженностью (огромная масса которой лежит тяжелым

бременем на большинстве российских предприятий) в рамках хотя бы одного

производственного процесса..

Еще одной отличительной чертой российских слияний и поглощений является

их чрезмерная политизированность. Большинство из них выражают политические

интересы либо местных администраций, либо других уровней власти. то есть о

стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению

благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные

сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.

Заключение

Слияния и поглощения являются очень эффективным инструментом

реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания

обеспечивает соотвтествие своей деятельности выбранной концепции развития.

Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с

внутренними методами корпоративного развития. Основным из них, служащим

одновременно главным мотивирующим фактором к проведению слияний и

поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании

дополнительной стоимости от слияния/поглощения.

Эффект от проведения слияний/поглощений носит, скорее, долгосрочный

характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных

ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который

должен соблюдаться руководством сливающихся компаний.

Основной проблемой при проведении подобных процедур является достивжение

эффективности слияния/поглощения, имеющей место только при увеличении

благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ. На это

следует обращать особое внимание, поскольку среди проводимых в последнее

время сделок по слияниям/поглощениям достаточно велика доля неудачных,

неэффективных, приводящих впоследствии к распаду объединенной компании.

Литература:

1. Аккерман Ш., Свирщевская А., "Азбука M&A"//"Рынок ценных бумаг", №6,

1998 г.

2. Баев С. "Как проникнуть на рынок Cеверо-Запада"//"Рынок ценных бумаг",

№8, 1998 г.

3. Блейк Э., Леви Ф., "Мифы о реструктуризации в России"//"Рынок ценных

бумаг", №6, 1998 г.

4. Ляпина С., "Слияния и поглощения – признак развитой рыночной

экономики"//"Рынок ценных бумаг", №8, 1998 г.

5. Саркисянц А., "Слияния, банкротства и фондовый рынок"// "Рынок ценных

бумаг", №3, 1998 г.

6. Журнал "Эксперт", №33, 1998 г.

7. Дж. К. Ван Хорн, "Основы управления финансами", Москва, "Финансы и

статистика", 1996 г.

8. Гарднер Д. и др., "Привлечение капитала", Москва, "Джон Уайли энд

Санз", 1995 г.

9. Richard A. Brealey, Stewart C. Myers, "Principles of Corporate

Finance", McGrawHill, 1996

10. Chandra P., "Financial Management: Theory and Practice", New Delhi,

Tata McGrawHill, 1991

-----------------------

[1] См. Richard A. Brealey, Stewart C. Myers, "Principles of Corporate

Finance", McGrawHill, 1996, стр. 938-939

[2] См. Richard A. Brealey, Stewart C. Myers, "Principles of Corporate

Finance", McGrawHill, 1996, стр. 921

[3] В данном случае под PV подразумевается стоимость компании, рассчитанная

методом дисконтированных денежных потоков

[4] Пример взят из Дж. К. Ван Хорн, "Основы управления финансами", Москва,

"Финансы и Статистика", 1996, стр. 676

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.