иностранных капиталовложений увеличилась до 56,6 %, в то время как в
других регионах - сократилась, составив: Тюменская обл - 4,6 %, Республика
Татарстан - 4, нижегородская обл - 2,9 %, Самарская обл - 2,6 %, Санкт-
Петербург - 2,4 %, Сахалинская обл - 2,1 %, Томская обл - 1,9 %.
Он также просит обратить наше внимание и на другой аспект регионального
распределения зарубежных капиталовложений. А именно, практически все
регионы, объявившие о создании свободных экономических зон, не входят в
число приоритетных для иностранных инвесторов, поскольку объявление этих
зон не подкрепляется реальными правовыми гарантиями и экономическими
стимулами для зарубежных вкладчиков.
Основной организационной формой деятельности иностранного капитала являются
совместные предприятия. Наибольшее количество совместных предприятий
создано с участием капитала из промышленно развитых стран, прежде всего США
-1433, Германии - 1141, Великобритании - 557. Сумма вкладов иностранных
участников в акционерный капитал совместных компаний на середину 1995 года
составила около 3,5 млрд долларов. Доля иностранного капитала в совместных
предприятиях равняется в среднем 35-45 %, прослеживается тенденция к росту,
что связано с льготами при налогообложении.
Рассмотрим мнение кандидата экономических наук, директора Московского
филиала Восточно-Сибирского коммерческого банка, В. Плакина. “... Одной из
самых неблагоприятных тенденций развития экономики России является
продолжающийся спад в инвестиционной сфере. За шесть лет (1990-1995 гг)
объем инвестиций в народное хозяйство сократился на 86 %. ...Спад в
инвестиционной сфере остается более глубоким, чем по промышленности и
народному хозяйству в целом. Можно констатировать, что в стране развернулся
крупномасштабный инвестиционный кризис. ...” В. Плакин указывает, что его
основными отличительными особенностями являются: резкий спад объемов
инвестиций и переток инвестиций в сырьевые экспортоориентированные отрасли.
Это ухудшило структуру экономики и поставило под угрозу национальную и
экономическую безопасность страны.
Необходимыми предпосылками крупномасштабного притока иностранных инвестиций
в российскую экономику, по мнению В. Плакина, являются укрепление
законодательной базы и правовых гарантий для зарубежных инвесторов,
упрощение и де бюрократизация механизма взаимодействия с зарубежными
партнерами. В качестве конкретных мер в данном направлении он называет
скорейшее принятие новой редакции законов об иностранных инвестициях и о
разделе продукции, законов о свободных экономических зонах, о концессиях и
отражение в Земельном кодексе права частной собственности иностранцев на
землю.
И еще одно мнение - мнение В. Студенцова , мало чем совпадающее с
вышеизложенными. Он обращает большое внимание не только на относительно
небольшие объемы иностранных инвестиций, но и на сам их характер. В.
Студенцов указывает на то, что развитие иностранными инвесторами
экспортных производств и создание конкурентной среды идут однобоко.
Зарубежные инвесторы участвуют в производстве сырья и полуфабрикатов, но
неохотно вкладывают средства в машино-и приборостроение. Но интересы
экономических субъектов не совпадают с общенациональными. Еще более они
расходятся у зарубежных партнеров с общенациональными интересами
принимающей страны. По степени их совпадения следует различать
добросовестных, недобросовестных и псевдоинвесторов. Только деятельность
добросовестных зарубежных инвесторов оказывает положительный эффект на
экономику страны, импортирующей капитал.
Однако, В. Студенцов утверждает, что недобросовестность часто не
преднамеренна, а ситуационна: просто пользуются непродуманностью и
несовершенством законодательства, непроясненностью некоторых
административных процедур, неразберихой, коррумпированностью должностных
лиц и т.д. Недобросовестное поведение может носить и упредительный
характер, быть следствием ожидания нарушений договоренностей со стороны
партнера, властей страны-реципиента и др.
В процессе приобретения российских предприятий недобросовестное поведение
иностранного инвестора принимает различные формы. Это, во-первых,
спекулятивная покупка предприятий (акций) с целью последующей перепродажи.
Во-вторых, стремление к краткосрочному извлечению прибыли любой ценой. Это
возможно по той причине, что долгосрочные вложения представляются слишком
рискованными, а потому ставка делается на жесткую экономию издержек, а если
и на инвестиции, то с коротким сроком окупаемости. Осуществление таких
замыслов может грозить предприятию эрозией его социальной сферы, массовыми
увольнениями, деградацией производственной базы и т.п.
В-третьих, закрытие и свертывание производства с целью переноса его за
рубеж и ограничения предложения, чтобы обеспечить большую выгодность
зарубежных предприятий.
В-четвертых, приобретения предприятия исключительно ради ноу-хау с утратой
российским деловым сообществом приоритета в соответствующих областях на
мировом и внутреннем рынке.
В-пятых, превращение российского предприятия в технологический придаток
зарубежной компании, неспособный к самостоятельному развитию путем,
ограничения и свертывания НИОКР, перевода их за рубеж.
И, наконец, в-шестых, покупатель может преследовать не экономические, а
военные цели, когда за ним стоит соответствующее ведомство той или иной
страны.
Все эти действия в той или иной мере можно предотвратить, но “цена” такой
недобросовестности и усилий по исправлению ее последствий может быть весьма
велика.
В. Студенцов приводит несколько примеров недобросовестного поведения
иностранных инвесторов.
“... Широко распространена практика приобретения компаниями одной страны
предприятий другой с целью ограничения последними экспорта на рынки,
“контролируемые“ покупателями. По свидетельству журнала “Бизнес централ
юроп”, западноевропейские компании скупают цементные предприятия стран
Центральной Европы с единственной целью сохранения своих монопольных
позиций на западных рынках. Они, утверждает журнал, “будут препятствовать
конкуренции, сохранять местные монополии и поддерживать высокие цены”. И
неудивительно, ведь, розничные цены на цемент, например, в Германии вдвое
выше, чем в Чехии. По данным Роскоммаша, акции машиностроительных
предприятий приобретаются иностранными фирмами (через российские
подставные) в основном с целью вывода их с внешнего рынка как конкурентов.
Нередко зарубежные партнеры нарушают инвестиционные и прочие обязательства.
Яркий пример тому нашумевшая история сотрудничества московской швейной
фабрики “Большевичка” с английской фирмой “Иллингуорт Моррис”. В 1993 году
последняя за символическую сумму (92 тыс. долларов), обещая осуществить
“инвестиционную программу” по модернизации оборудования, организовать
собственную дилерскую сеть, а также ряд иных обязательств, получила 49 %
акций предприятия. И ни одно из них не было выполнено.
В рамках транснациональных компаний минимизация издержек и максимизация
дохода осуществляются безотносительно к национальной и территориальной
принадлежности входящих в них отдельных предприятий. Это означает, что
переход к такой компании контроля над российским предприятием способен
привести к потере им технологической, финансовой и прочей независимости.
Результатом этого может стать, например, скрытый вывоз капитала из России в
форме занижения цен на товары, поставляемые в рамках внутрифирменного
обмена заводам за рубежом, скрытый же экспорт технологии и т.п. Имеют
место и попытки организовать в стране-реципиенте производство устаревшей
продукции....”
В. Студенцов также обращает наше внимание на тот факт, что зарубежные
компании нередко наносят вред экологии принимающей страны. Они пытаются
вкладывать средства в природоемкие, экологически опасные производства,
использовать ее территорию для переработки или хранения токсичных отходов,
применять технологии, которые из-за экологической опасности запрещены в
развитых странах.
Особое внимание он также обращает на скупку зарубежными предприятиями
акций военных и стратегических предприятий. Переход производства военной
техники и вооружений особенно страны - традиционного соперника в
собственность зарубежной компании, в большинстве случаев будет фактически
означать управление им иностранными правительствами.
Потенциальные военные риски существуют при инвестировании иностранцами
средств в предприятия не только ВПК, но и ряда инфраструктурных отраслей
- транспорта, транспортных терминалов, средств и линий связи и т.п. В
случае возникновения политической и военной напряженности со страной-
донором, с ее союзником или сателлитом может, в частности, оказаться, что
установленные ее специалистами телефонные сети легко прослушиваются или
внезапно выходят из строя.
Где же выход из создавшегося положения ? Не допускать в страну зарубежных
инвесторов или же, допуская на известных условиях, контролировать ? В.
Студенцов не дает однозначного ответа. Если действия инвесторов в той или
иной сфере сложно контролировать, их последствия проявляются спустя
длительное время и сопряжены с трудновосполнимым ущербом, то такая сфера
должна остаться уделом отечественного предпринимательства. Поэтому,
считает В. Студенцов, нужно определить отрасли и производства, над которыми
необходим национальный контроль. Причем на ряд предприятий доступ для
иностранных инвесторов должен быть исключен. Соображения политической,
Страницы: 1, 2, 3