Рефераты. Иностранные инвестиции в России






. создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на

активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы

страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику

бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала

преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с

зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в

нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной

ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда

недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон,

невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность

вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для

крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных

пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или

создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования

остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль

вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только

26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в

деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а

целых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу)[2]

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на

основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко

применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных

вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государ-

ственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже

проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских

месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их

освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г.

закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на

практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база

(так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которым

может применяться закон соглашениях о разделе продукции).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические

зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в

Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют

практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам

местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для

инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению

в СЭЗ иностранных вложений.

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь

показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких

инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК

/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая

и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с

малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля,

телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных

зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мере

отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении

труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер

сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной

высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на

потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций

свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую

очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие

риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения

в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и

внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь

относительно небольшой частью глобальной долгосрочной

инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой

рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду

разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в

российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco,

Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter &

Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip

Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-

AMRO), отчасти - в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US

West);

2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию

сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных

проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких

капитальных затрат), прежде всего - в торговле, строительстве и

сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих

инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному

климату России;

3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных

странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно

вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для

таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в

высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в

Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания

местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в

стране.

При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов

практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в

наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих

всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и

необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому

перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и

металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей

из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной

продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на

землю (сельскохозяйственное производство).

Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в

Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в

1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и

Московскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектов

Российской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа

идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь -

внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским

спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край),

либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятий

ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан).

Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению – в 1995

году в экономику Москвы поступило более 55% зарубежных инвестиций

Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и

территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с

их незначительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод о

практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней

России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного

воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль

“катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства,

ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой

тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может

привести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуре

национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий

технологический разрыв между передовыми экспортноориентированными

отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК,

деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и

обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-

производительным производством в других отраслях, ориентированных только на

внутренний спрос (все остальные отрасли).

Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного

увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно,

очевидно, путем выработки комплексной государственной программы по

привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран,

в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего

улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

- создание реально действующей системы льгот для иностранных

инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация

механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных

экономических зон);

. четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами,

а также между федеральными и местными властными структурами;

. создание стабильного экономического и внешнеторгового

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.