2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные
предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав
собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого
управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам
уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,
ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в
инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ
“Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”):
-создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных
преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это
позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении
использования собственных активов;
-внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее
либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при
выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной
амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода
уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода
суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и
укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы
оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым
использованием амортизационных отчислений;
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития
многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных)
источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных
проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных
инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и
государственное финансирование инвестиционных проектов производственного
назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и
исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств
федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных
- значительное расширение практики совместного государственно-
коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое
государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного
значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления
налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в
инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и
экономики России.
Среди важных факторов развития рыночных отношений в России
существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях
административно-командной экономики страна была полностью отделена от
потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная
миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной
жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между
промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие
отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию
производства. Современное производство под давлением научно-технической
революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается
экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается
развитие международной специализации и кооперации производств.
Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки
производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также
интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает
стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы
производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно
развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными,
выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных
компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах,
ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у
одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать
производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала,
образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим
фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом
хозяйстве.
Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется
значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно
развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение
капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и
Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В
1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в
том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4
млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных
инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.
Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение
капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется
прежде всего в промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл.
Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику
стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику
развивающихся стран.
Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше
60%), в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.
На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в
конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций,
из них 5,5 млрд. составляли
вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По
оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3
млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли
привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то
время как на Азию пришлось 20,9%.
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и
перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо
участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера
капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию
производства.
Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки
зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с
другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для
инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом
связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В
современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных
инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение
инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным
источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных
инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми
аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в
последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск
продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих
отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях
существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это
относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и
переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению
выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного
потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все
это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций
удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в
создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный
эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга,
подготовки кадров и др.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и
иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,
несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих
проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый
приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и
объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России
и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5