опасность выхода в свет новых законодательных актов, нормативных
документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг в связи с
осуществлением экономических реформ или сменой правительственного курса,
корректировкой экономической политики. Этот вид риска весьма характерен для
условий перевода российской экономики на рыночные рельсы, глубокой
перестройки методов хозяйствования. Данные обстоятельства в состоянии
значительно трансформировать ценообразующие факторы на рынке ценных бумаг.
Так, в итоге скачка курса доллара в «черный» вторник 11 октября 1994
г. были срочно изменены условия выпуска и аукционной продажи
государственных краткосрочных облигаций. С целью увеличения
привлекательности аукциона на нем стали размещать краткосрочные
трехмесячные облигации, а номинал облигаций был увеличен со 100 тыс. руб.
до одного миллиона, что противоречило действовавшим на тот момент «Основным
условиям выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций
Российской Федерации». В итоге были изменены три ценообразующих фактора:
дата размещения, срок погашения и номинал облигаций. Более того, изменения
были внесены в момент, когда отказаться от поданных заявок на участие в
аукционе без убытков уже невозможно.
Объективным фактором, расширяющим спрос на государственные ценные
бумаги, являются требования, выдвигаемые со стороны государственных
органов, контролирующих страховую деятельность, к структуре активов
страховых компаний. Согласно этим требованиям, страховые организации
обязаны держать 10% своих резервов в государственных ценных бумагах. В 1994
г. объем таких резервов составил примерно 3 трлн. руб. А это гарантирует
дополнительный спрос на государственные ценные бумаги в объеме не менее 300
млрд. руб. Если аналогичные требования будут предъявлены к пенсионным
фондам и к чековым инвестиционным фондам, спрос на государственные ценные
бумаги еще более возрастет.
Государственная процентная политика олицетворяет еще один фактор
ценообразования на рынке государственных ценных бумаг: ею объясняется
динамика цен на государственные долгосрочные облигации, доходность по
которым является отражением представлений Центрального банка России о
средней доходности активов финансового рынка в свете государственной
процентной политики.
Столь же чутко реагирует на процентную политику и рынок ГКО, а с ним и
цены этого рынка. Есть основания утверждать, что снижение ставки
рефинансирования ЦБР, порождающее увеличение потока «дешевых» денег,
стимулирует рост цен на ГКО и снижение их доходности.
Рассмотрим теперь рыночные факторы ценообразования на государственные
ценные бумаги.
Среди этих факторов следует выделить в первую очередь конъюнктуру
смежных секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных
металлов. Например, цена золотого сертификата практически в полной мере
определялась ценой золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на
Московской валютной бирже.
Наиболее сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования
на государственные ценные бумаги, имеет место между кредитным и валютным
рынками, с одной стороны, и рынком ГКО ( с другой. Три обозначенных
сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на
которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного
из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий
переток денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной
общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит
к падению спроса на продукт данного рынка.
Так, цены на ГКО и их доходность коррелированы с кредитной ставкой на
рынке ссудного капитала. В зависимости от уровня надежности вложений в тот
или иной сектор вкладчик денежных средств решает вопрос о том, какая из цен
спроса будет выше, соответственно о том, направить ли свои деньги на
кредитный рынок или на рынок ценных бумаг. Так как надежность ГКО в общем
случае более высока, чем надежность кредитов, цена на ГКО должна быть выше,
а доходность ( ниже, чем на кредитном рынке. Но это будет наблюдаться
только при прочих равных факторах.
В 1994 г. усилиями Министерства финансов РФ, направленными на
увеличение привлекательности государственных ценных бумаг, была установлена
нестандартная иерархия ставок. Доходность ГКО в течение длительного времени
превышала межбанковские ставки, что спровоцировало переток средств на рынок
этих ценных бумаг весной и летом 1994 г. Как известно, российский валютный
рынок привлекает покупателей иностранной валюты, что порождает отток на
него средств с рынка ГКО; в результате предложение облигаций превышает
спрос, цены на них падают.
К рыночным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги
относятся и конъюнктурные риски. Риск неплатежа или непогашения проявляется
прежде всего в наличии ненулевой вероятности того, что государство не
сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению
спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, он обусловлен
недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику
средств.
Существует риск неудачного выбора времени покупки или продажи
государственных ценных бумаг на рынке: в силу чисто случайных обстоятельств
его конъюнктура может меняться в ту или иную сторону. Сугубо случайный,
стохастический риск в значительной мере зависит от стабильности
экономической ситуации, устойчивости государственного управления; чем ниже
стабильность, тем выше риск и его влияние на цены. Усиление этой
составляющей риска приводит обычно к снижению спроса и цен на
государственные ценные бумаги.
В числе других факторов ценообразования на государственные ценные
бумаги ( состояние депозитного рынка (депозитная процентная ставка) и рынка
коммерческих ценных бумаг, включая акции. Спрос на облигации зависит также
от возможности привлечения средств на их покупку на межбанковском кредитном
рынке и из других источников. Влияет на цены на государственные ценные
бумаги и возможность их страхования.
Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в
соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики
и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от
которого и объясняются присутствием или отсутствием какого-либо ряда
факторов.
Заключение
В ходе государственных реформ была достигнута некоторая стабилизация в
экономике, в частности сильно были замедленны темпы инфляции. Этот фактор
очень важен для развития фондового рынка в России и торговли ценными
бумагами. Теперь предприятия могут инвестировать средства в государственные
ценные бумаги и получать при этом эффективную прибыль даже за вычетом
инфляционного процента. Следует также отметить, что повышение доверия к
государству как к заемщику также снизило количество негативных факторов,
отклоняющих цены государственных обязательств в меньшую сторону.
Однако до идеального состояния с этом секторе еще далеко.
Примечательной здесь стала ситуация, произошедшая 27 сентября с ОГСЗ 1-ой
серии[3]. 27 сентября в отделениях Сберегательного банка г. Москвы
выстроились внушительные очереди. Причиной которых был не только тот факт.
что Сбербанк ( является единственным платежным агентом Минфина и сама
(трогательная традиционность( процесса стрижки купонов, когда последние
аккуратно вырезаются сотрудниками банка при помощи ножниц; но гораздо более
веские основания:
. по первой версии, руководство Сбербанка в недостаточной степени учло то
обстоятельство, что потребности в наличных деньгах у различных отделений
банка в этот день оказались различными: в отделениях. расположенных ближе
к центру города, а потому испытывавших больший наплыв клиентов, наличные
быстро заканчивались, тогда как в других отделениях деньги были;
. по второй неофициальной версии, Сбербанк просто не смог быстро перевести
1,4 триллиона минфиновских безналичных рублей в необходимую сумму
наличных.
Из-за чего Сбербанком и было установлено правило: больше 20 млн. в
(одни руки( не давать, что, естественно, не было сообщено в условиях ОГСЗ
год назад.
Однако, оставшиеся непогашенными облигации, конечно, не пропали.
Эксперты уверены, что до 26 марта 1997 года (это крайний срок погашения
ОГСЗ 1-ой серии) государство вернет свои долги. Но частные вкладчики своих
164,56 % уже не получат, так как на следующий день они уже превратятся в
162,79 %, а через неделю ( в 152,9 %, а в марте 97 ( всего лишь 55,25%
годовых. То есть получается, что обещанный государством доход владельцы
ОГСЗ 1-ой серии так и не получат.
Несмотря на это, государством было обещано полностью погасить
задолженность, что, без сомнения, поднимет его статус в глазах частных
инвесторов, по прошлому опыту привыкших к процедуре замораживания счетов и
самопроизвольной реструктуризации внутреннего госдолга, отодвигавшей
ожидаемые выплаты к концу жизни.
Существуют и другие проблемы: например, проблема с которой недавно
столкнулось Министерство финансов Российской Федерации ( это доходность
казначейских обязательств, которая является наиболее высокой, чем у других
финансовых инструментов. Конечно, рынок казначейских обязательств до сих
пор продолжает оставаться несбалансированным, спрос на казначейские
обязательства явно превышает предложение. ( Доходность казначейских
обязательств в февраля 1996 года была 400-600 % годовых).
Тем не менее, процессы, происходящие в нашей стране, должны привести к
нормальному функционированию системы ценных бумаг, так как законодательная
база в этой области уже создана и последовательное решение здесь проблем
(одна из которых ( улучшение ситуации с ожиданиями инвесторов) не только
позволят создать действительно динамичный финансовый рынок в стране, но и
дадут государству важный инструмент регулирования экономики. При этом
умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет
обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные фонды
приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств;
правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.
Литература
1. Инструкция Министерства финансов РФ (О правилах выпуска и регистрации
ценных бумаг на территории Российской Федерации( от 3 марта 1992 г.
№ 3.
2. Письмо Минфина РФ (Положение о порядке продажи, учета, совершения сделок
и погашения именных Золотых сертификатов Министерства финансов Российской
Федерации выпуска 1993 г.( от 18 ноября 1993 г. № 134.
3. Письмо Минфина РФ (Положение о порядке размещения, обращения и погашения
Казначейских обязательств( от 21 октября 1994 г. № 140.
4. Письмо ЦБР (О порядке осуществления на территории Российской Федерации
операций с облигациями внутреннего государственного валютного
облигационного займа( от 13 апреля 1994 г. № 87 (с изменениями от 5
сентября 1994 г.).
5. Письмо ЦБР (Организациям-дилерам на рынке ГКО и ОФЗ( от 5 сентября 1995
г. № 28-7-3/А-693.
6. Постановление Правительства РФ (О генеральных условиях выпуска и
обращения облигаций государственных нерыночных займов( от 21 марта 1996
г. № 316.
7. Постановление Правительства РФ (О выпуске государственных краткосрочных
бескупонных облигаций( от 8 февраля 1993 г. № 107 (с изменениями от 27
8. Постановление Правительства РФ (О выпуске казначейских обязательств( от
9 августа 1994 г. № 906.
9. Приказ Минфина РФ (О выпуске облигаций государственного сберегательного
займа Российской Федерации девятой серии( от 29 июля 199 г. № 70.
10. Условия выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным
доходом. Утверждены Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60.
11. Федеральный закон (О рынке ценных бумаг( от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.
( ( (
1. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М. 1993.
2. Астахов В. П. Ценные бумаги. М. 1995.
3. Банк России снизил ставку по сделкам репо // Коммерсантъ-Daily от 5
ноября 1996.
4. Бюджетный кризис не даст погибнуть ГКО. Угроза госзаимствований вновь
поднимает ставки // Эксперт от 21 октября 1996. № 40(59).
5. Для своих не жалко! Разрыв доходности рублевых и валютных гособлигаций и
не думает сокращаться // Эксперт от 4 ноября 1996. № 42(61).
6. Кролли Л. А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура,
проблемы развития // Бухгалтерский учет. № 1. 1996.
7. Кто поддержит рынок. Первичные дилеры предполагают помогать себе, а не
Минфину // Эксперт от 7 октября 1996. № 38(57).
8. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1992.
9. Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной
экономике. М. 1995.
10. Финансовый рынок // Эксперт от 28 октября 1996. № 41(60).
-----------------------
[1] Эксперт от 4 ноября 1996 года. № 42 (61).
[2] Письмо ЦБР от 5 сентября 1995 г. № 28-7-3/А-693 (Организациям-дилерам
на рынке ГКО и ОФЗ(.
[3] см. Годовщина сберегательного займа. Государство опять сэкономило на
честном слове // Коммерсантъот8 октября 1996 года. № 38.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5