Рефераты. Ценообразование на рынке государственных ценных бумаг






опасность выхода в свет новых законодательных актов, нормативных

документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг в связи с

осуществлением экономических реформ или сменой правительственного курса,

корректировкой экономической политики. Этот вид риска весьма характерен для

условий перевода российской экономики на рыночные рельсы, глубокой

перестройки методов хозяйствования. Данные обстоятельства в состоянии

значительно трансформировать ценообразующие факторы на рынке ценных бумаг.

Так, в итоге скачка курса доллара в «черный» вторник 11 октября 1994

г. были срочно изменены условия выпуска и аукционной продажи

государственных краткосрочных облигаций. С целью увеличения

привлекательности аукциона на нем стали размещать краткосрочные

трехмесячные облигации, а номинал облигаций был увеличен со 100 тыс. руб.

до одного миллиона, что противоречило действовавшим на тот момент «Основным

условиям выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций

Российской Федерации». В итоге были изменены три ценообразующих фактора:

дата размещения, срок погашения и номинал облигаций. Более того, изменения

были внесены в момент, когда отказаться от поданных заявок на участие в

аукционе без убытков уже невозможно.

Объективным фактором, расширяющим спрос на государственные ценные

бумаги, являются требования, выдвигаемые со стороны государственных

органов, контролирующих страховую деятельность, к структуре активов

страховых компаний. Согласно этим требованиям, страховые организации

обязаны держать 10% своих резервов в государственных ценных бумагах. В 1994

г. объем таких резервов составил примерно 3 трлн. руб. А это гарантирует

дополнительный спрос на государственные ценные бумаги в объеме не менее 300

млрд. руб. Если аналогичные требования будут предъявлены к пенсионным

фондам и к чековым инвестиционным фондам, спрос на государственные ценные

бумаги еще более возрастет.

Государственная процентная политика олицетворяет еще один фактор

ценообразования на рынке государственных ценных бумаг: ею объясняется

динамика цен на государственные долгосрочные облигации, доходность по

которым является отражением представлений Центрального банка России о

средней доходности активов финансового рынка в свете государственной

процентной политики.

Столь же чутко реагирует на процентную политику и рынок ГКО, а с ним и

цены этого рынка. Есть основания утверждать, что снижение ставки

рефинансирования ЦБР, порождающее увеличение потока «дешевых» денег,

стимулирует рост цен на ГКО и снижение их доходности.

Рассмотрим теперь рыночные факторы ценообразования на государственные

ценные бумаги.

Среди этих факторов следует выделить в первую очередь конъюнктуру

смежных секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных

металлов. Например, цена золотого сертификата практически в полной мере

определялась ценой золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на

Московской валютной бирже.

Наиболее сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования

на государственные ценные бумаги, имеет место между кредитным и валютным

рынками, с одной стороны, и рынком ГКО ( с другой. Три обозначенных

сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на

которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного

из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий

переток денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной

общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит

к падению спроса на продукт данного рынка.

Так, цены на ГКО и их доходность коррелированы с кредитной ставкой на

рынке ссудного капитала. В зависимости от уровня надежности вложений в тот

или иной сектор вкладчик денежных средств решает вопрос о том, какая из цен

спроса будет выше, соответственно о том, направить ли свои деньги на

кредитный рынок или на рынок ценных бумаг. Так как надежность ГКО в общем

случае более высока, чем надежность кредитов, цена на ГКО должна быть выше,

а доходность ( ниже, чем на кредитном рынке. Но это будет наблюдаться

только при прочих равных факторах.

В 1994 г. усилиями Министерства финансов РФ, направленными на

увеличение привлекательности государственных ценных бумаг, была установлена

нестандартная иерархия ставок. Доходность ГКО в течение длительного времени

превышала межбанковские ставки, что спровоцировало переток средств на рынок

этих ценных бумаг весной и летом 1994 г. Как известно, российский валютный

рынок привлекает покупателей иностранной валюты, что порождает отток на

него средств с рынка ГКО; в результате предложение облигаций превышает

спрос, цены на них падают.

К рыночным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги

относятся и конъюнктурные риски. Риск неплатежа или непогашения проявляется

прежде всего в наличии ненулевой вероятности того, что государство не

сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению

спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, он обусловлен

недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику

средств.

Существует риск неудачного выбора времени покупки или продажи

государственных ценных бумаг на рынке: в силу чисто случайных обстоятельств

его конъюнктура может меняться в ту или иную сторону. Сугубо случайный,

стохастический риск в значительной мере зависит от стабильности

экономической ситуации, устойчивости государственного управления; чем ниже

стабильность, тем выше риск и его влияние на цены. Усиление этой

составляющей риска приводит обычно к снижению спроса и цен на

государственные ценные бумаги.

В числе других факторов ценообразования на государственные ценные

бумаги ( состояние депозитного рынка (депозитная процентная ставка) и рынка

коммерческих ценных бумаг, включая акции. Спрос на облигации зависит также

от возможности привлечения средств на их покупку на межбанковском кредитном

рынке и из других источников. Влияет на цены на государственные ценные

бумаги и возможность их страхования.

Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в

соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики

и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от

которого и объясняются присутствием или отсутствием какого-либо ряда

факторов.

Заключение

В ходе государственных реформ была достигнута некоторая стабилизация в

экономике, в частности сильно были замедленны темпы инфляции. Этот фактор

очень важен для развития фондового рынка в России и торговли ценными

бумагами. Теперь предприятия могут инвестировать средства в государственные

ценные бумаги и получать при этом эффективную прибыль даже за вычетом

инфляционного процента. Следует также отметить, что повышение доверия к

государству как к заемщику также снизило количество негативных факторов,

отклоняющих цены государственных обязательств в меньшую сторону.

Однако до идеального состояния с этом секторе еще далеко.

Примечательной здесь стала ситуация, произошедшая 27 сентября с ОГСЗ 1-ой

серии[3]. 27 сентября в отделениях Сберегательного банка г. Москвы

выстроились внушительные очереди. Причиной которых был не только тот факт.

что Сбербанк ( является единственным платежным агентом Минфина и сама

(трогательная традиционность( процесса стрижки купонов, когда последние

аккуратно вырезаются сотрудниками банка при помощи ножниц; но гораздо более

веские основания:

. по первой версии, руководство Сбербанка в недостаточной степени учло то

обстоятельство, что потребности в наличных деньгах у различных отделений

банка в этот день оказались различными: в отделениях. расположенных ближе

к центру города, а потому испытывавших больший наплыв клиентов, наличные

быстро заканчивались, тогда как в других отделениях деньги были;

. по второй неофициальной версии, Сбербанк просто не смог быстро перевести

1,4 триллиона минфиновских безналичных рублей в необходимую сумму

наличных.

Из-за чего Сбербанком и было установлено правило: больше 20 млн. в

(одни руки( не давать, что, естественно, не было сообщено в условиях ОГСЗ

год назад.

Однако, оставшиеся непогашенными облигации, конечно, не пропали.

Эксперты уверены, что до 26 марта 1997 года (это крайний срок погашения

ОГСЗ 1-ой серии) государство вернет свои долги. Но частные вкладчики своих

164,56 % уже не получат, так как на следующий день они уже превратятся в

162,79 %, а через неделю ( в 152,9 %, а в марте 97 ( всего лишь 55,25%

годовых. То есть получается, что обещанный государством доход владельцы

ОГСЗ 1-ой серии так и не получат.

Несмотря на это, государством было обещано полностью погасить

задолженность, что, без сомнения, поднимет его статус в глазах частных

инвесторов, по прошлому опыту привыкших к процедуре замораживания счетов и

самопроизвольной реструктуризации внутреннего госдолга, отодвигавшей

ожидаемые выплаты к концу жизни.

Существуют и другие проблемы: например, проблема с которой недавно

столкнулось Министерство финансов Российской Федерации ( это доходность

казначейских обязательств, которая является наиболее высокой, чем у других

финансовых инструментов. Конечно, рынок казначейских обязательств до сих

пор продолжает оставаться несбалансированным, спрос на казначейские

обязательства явно превышает предложение. ( Доходность казначейских

обязательств в февраля 1996 года была 400-600 % годовых).

Тем не менее, процессы, происходящие в нашей стране, должны привести к

нормальному функционированию системы ценных бумаг, так как законодательная

база в этой области уже создана и последовательное решение здесь проблем

(одна из которых ( улучшение ситуации с ожиданиями инвесторов) не только

позволят создать действительно динамичный финансовый рынок в стране, но и

дадут государству важный инструмент регулирования экономики. При этом

умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет

обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные фонды

приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств;

правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.

Литература

1. Инструкция Министерства финансов РФ (О правилах выпуска и регистрации

ценных бумаг на территории Российской Федерации( от 3 марта 1992 г.

№ 3.

2. Письмо Минфина РФ (Положение о порядке продажи, учета, совершения сделок

и погашения именных Золотых сертификатов Министерства финансов Российской

Федерации выпуска 1993 г.( от 18 ноября 1993 г. № 134.

3. Письмо Минфина РФ (Положение о порядке размещения, обращения и погашения

Казначейских обязательств( от 21 октября 1994 г. № 140.

4. Письмо ЦБР (О порядке осуществления на территории Российской Федерации

операций с облигациями внутреннего государственного валютного

облигационного займа( от 13 апреля 1994 г. № 87 (с изменениями от 5

сентября 1994 г.).

5. Письмо ЦБР (Организациям-дилерам на рынке ГКО и ОФЗ( от 5 сентября 1995

г. № 28-7-3/А-693.

6. Постановление Правительства РФ (О генеральных условиях выпуска и

обращения облигаций государственных нерыночных займов( от 21 марта 1996

г. № 316.

7. Постановление Правительства РФ (О выпуске государственных краткосрочных

бескупонных облигаций( от 8 февраля 1993 г. № 107 (с изменениями от 27

сентября 1994 г.).

8. Постановление Правительства РФ (О выпуске казначейских обязательств( от

9 августа 1994 г. № 906.

9. Приказ Минфина РФ (О выпуске облигаций государственного сберегательного

займа Российской Федерации девятой серии( от 29 июля 199 г. № 70.

10. Условия выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным

доходом. Утверждены Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60.

11. Федеральный закон (О рынке ценных бумаг( от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.

( ( (

1. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М. 1993.

2. Астахов В. П. Ценные бумаги. М. 1995.

3. Банк России снизил ставку по сделкам репо // Коммерсантъ-Daily от 5

ноября 1996.

4. Бюджетный кризис не даст погибнуть ГКО. Угроза госзаимствований вновь

поднимает ставки // Эксперт от 21 октября 1996. № 40(59).

5. Для своих не жалко! Разрыв доходности рублевых и валютных гособлигаций и

не думает сокращаться // Эксперт от 4 ноября 1996. № 42(61).

6. Кролли Л. А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура,

проблемы развития // Бухгалтерский учет. № 1. 1996.

7. Кто поддержит рынок. Первичные дилеры предполагают помогать себе, а не

Минфину // Эксперт от 7 октября 1996. № 38(57).

8. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1992.

9. Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной

экономике. М. 1995.

10. Финансовый рынок // Эксперт от 28 октября 1996. № 41(60).

-----------------------

[1] Эксперт от 4 ноября 1996 года. № 42 (61).

[2] Письмо ЦБР от 5 сентября 1995 г. № 28-7-3/А-693 (Организациям-дилерам

на рынке ГКО и ОФЗ(.

[3] см. Годовщина сберегательного займа. Государство опять сэкономило на

честном слове // Коммерсантъот8 октября 1996 года. № 38.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.