Расчет колеса: а) D2max=Dвн.ст. – 2S
В2max=76,5-2*2
D=72,5 мм; б)Qприв = 2800 (90 )3 *Q; n D2max
Qприв = 2800 ( 90 )3 * 0,347;
3000 72,5
Qприв=0,6196 лс; в) d вт.=Кdвт*D2max dвт=0,31*72,5 dвт=22,475 мм; dвт=dв + 2?вт. dвт=17+2*2/5 dвт= 22 мм; г)D1max= D2max
KD1max
D1max=72,5
2,3
D=31,52 мм; д) D0=К0*D1max;
D0=0,96*31,52;
D0=30,26 мм; е) D2min=?D2 вн.ст. - 1 (D2max)2 *Fприв.
0,785 90
D2min=?76,52 – 1 (72,5)2 *1600
D2min=67,3 мм; ж) D1min= D2max
KD1min
D1min= 72,5
2,2
D1min=32,95 мм; з) b2=Кb2 * D2max; b2=0,016*72,5 b2=1,16 мм; и) b1=Кb1*D2max b1=0,036*7,25=2,61 мм; к) Н=(?Dср.* Н)2 * 1
60*КН2 2g
Н=(3,14*0,0725*3000) * 1
60*1,33 2*9,81
Н=3,73 м; л) Hs=60; м) ?1=27;
?2=53;
3.1.2. Расчет направляющего аппарата.
Осевой направляющий аппарат ступени погружного центробежного насоса рассчитывают следующим образом: а) Определяем приведенную подачу и по ней определим приведенную, а затем действительную высоту рассчитываемой ступени: lприв=22; l=lприв.*D2max
(3.12)
90 б) Определяем высоту междулопаточных каналов: b3пр.=90*b3
(3.13)
D2max где, b3пр.- приведенная высота от приведенной подачи, 3.3; b3пр.= b3прив.* D2max
90 в) Находим диаметр диафрагмы D направляющего аппарата:
F”прив.=0,7859(D2вн.ст.-D2)*(90)2
(3.14)
D2max где, F”прив-приведенная площадь кольца внутренней стенкой корпуса ступени и диаметром ступени, 800;
D3=?D2 вн.ст. – F’’прив. * (D2max)2
0,785 90 Расчет направляющего аппарата: а) l=l прив. * D2max
90 l=22*72,5
90 l=17,7 мм; б) b3=b3прив.*D2max
90 b3=3,3 * 72,5
90 b3=2,66 мм; в) D3=?D2 вн.ст. – F’’ (D2max)2
D3=?76,52 – 800 (72,5)2
D3=72,04 мм;
КПД ступени 0,38
3.2.Проверочный расчет шпоночного соединения.
Шпоночное соединение проверяется по боковым граням шпонки под действием окружного усилия, передаваемого рабочему колесу:
?=2Mр.к.D(h-t)*l
(3.15) где, Мр.к. – момент передаваемый рабочему колесу.
D – диаметр вала; t - глубина паза по валу; l - длина посадочной части рабочего колеса; h – высота шпонки.
Момент, передаваемый рабочему колесу определяется из мощности передаваемой двигателем насосу. Мощность двигателя выбирают по основным параметрам насоса. К основным параметрам относятся подача, напор, КПД. Для определения напора необходимо определить количество ступеней находящихся в насосе. Количество ступеней можно определить следующим образом. Существует 5 видов секций отличающихся длиной, в зависимости от длины в каждой секции располагаются различное число ступеней. Для расчета возьмем следующий насоса: ЭЦН М-5-50-1300 состоящий из 2-х секций № 2 и № 5, в некоторых расположено 264 ступени, в секции № 2 расположено 73 ступени, а в секции № 5 расположено 192 ступени. Длина одной ступени ЭЦН 50 - 24 мм. Ступени насоса в секциях располагаются в пределах:
L=n*l
(3.16) где, n – число ступеней; l - длина одной ступени;
L = (72*24) + (192*24)
L = 1728 + 4608
L = 6336 мм Длина одной ступени ЭЦН – 30 равна 17,5 мм, в секциях расположится: nр=L
(3.17) lp где, np – число ступеней, рассчитываемого насоса в двух секциях; lp – длина одной ступени ЭЦН – 30.
np=6336
17,5 np=362 ступени Значит в секции № 2 расположится 99 ступеней, а в секции № 5 расположится 263 ступени. Напор одной ступени равен 3,73 м. Общий напор равен произведению количества ступеней на напор одной ступени:
H=N*h
(3.18) где, h-напор одной ступени
H=362*3,73
H=1350,26 м
H=1350 м. Гидравлическая мощность насоса равна:
Nг=Q*H*j
(3.19)
102 *? где, Q – подача насосной установки;
H – напор насоса j-относительный удельный вес жидкости
?-КПД насоса; Q = 30 м3 /сут =3,5*10-4 м3 /с Н = 1350 м j=1900 кг/м3 ?=0,43 Nг=3,5*10-4 *1350*1300
102*0,43 Nг =15 КВт Мощность двигателя должна быть: Nд ? 1,05 Nг,
(3.20) где Nд – мощность двигателя; Nг – гидравлическая мощность насоса; Nд = 1,05*15 Nд=15,8 КВт По (1) подбираем двигатель, соответствующий условию отраженному в формуле (3.20): Двигатель ЭД 20-103 Мощность двигателя Nд=20 КВт. Момент, передаваемый на рабочее колесо:
Мр.к.=Nдв.
(3.21)
Nz*n где, Nдв. – мощность подобранного двигателя;
Nz – число рабочих колес, установленных в насосе; n – число оборотов вала насоса;
Nz =362 ступени n=2840 об/мин=47,33 об/сек Мр.к. = 20*103
362*47,33 Мр.к.=1,17 Вт. Расчет шпонки на смятие производится по формуле (3.15): ?см.= 2Мр.к.
D (h-t)*l Мр.к.=1,17 Вт. D=17мм=0,017 м l=10мм=0,01 м h=1,6мм=0,0016 м t=0,8мм=0,0008 м ?см= 2*1,17
0,017(0,0016-0,0008)*0,01 ?см.=17205881 Н/м2 ?см.=17,2 Мпа Шпонка представляет собой кружок твердый, вытянутый, изготовленный из латуни марки П63. Сопротивление латуни этой марки разрыву: ?в=75-95 кгс/мм2 ?в=750-950 МПа Сопротивление смятию находится в пределах Ѕ ?в, запас прочности на смятие нас удовлетворяет.
3.3.Проверочный расчет шлицевого соединения.
Шлицевое соединение проверяется на смятие по формуле:
?см.=Т
(3.22)
0,75z Асм*Rср. где, Т – передаваемый вращаемый момент; z - число шлицев;
Ам – расчетная поверхность смятия;
Rср. – средний радиус шлицевого соединения. Средний радиус шлицевого соединения определяется как:
Rср.=0,25 (D+d)
(3.23) где, d-диаметр впадин шлицев, ;
D-максимальный диаметр шлицев; D=0,017 м d=0,0137 м Rср.=0,25 (0,017+0,137) Rср.=0,007675 м Расчетная поверхность смятия равна:
Асм.=(D-d-2f)*l
(3.24)
2
где, f-фаска на шлицах; l-длина контактирующей поверхности шлицевого соединения; f=0,003 м l=0,04 м Асм.= (0,017-0,0137 – 2*0,0003)*0,04
2 Асм.=0,000042 м2
Т=Nдв
(3.25) n где, Nдв.- мощность двигателя; n - число оборотов вала; Nдв.=20 КВт=20000Вт n=2840 об/мин=47,33 об/сек Т=20000
47,33 Т=422,6 Н*м
?см.= 422,6
0,75*6*0,000042**0,007675
?см=291308000 Н/м ?см=291,308 Мпа. Вал насоса изготовлен из высоколегированной стали. [?см]вала=500-1100 МПа. Следовательно, шлицевое соединение, рассчитанное нами и проверенное на смятие удовлетворяет нашему насосу.
3.4.Расчет вала ЭЦН
Различают валы прямые, коленчатые и гибкие. Наибольшее распространение имеют прямые валы. Коленчатые валы применяют в поршневых машинах. Гибкие валы допускают передачу вращения при больших перегибах. По конструкции различают валы и оси гладкие, фанонные или ступенчатые, а так же сплошные и полые. Образование ступеней на валу связано с закреплением деталей или самого вала в осевом направлении, а также с возможностью монтажа детали при подсадках с натягом. Полые валы изготавливают для уменьшения массы или в тех случаях, когда через вал пропускают другую деталь, подводят масло и пр. Прямые валы изготавливают преимущественно из углеродных и легированных сталей. Валы рассчитывают на прочность.
Расчет вала на прочность.
Во время работы вал насоса подвергается воздействию крутящего момента, осевой сжимающей нагрузки на верхний торец вала и радиальной нагрузки. Радиальная нагрузка на вал вызывается насосным расположением валов секций насоса и протектора и возможность неточного изготовления шлицевого соединения. Предварительно оценивают средний диаметр вала по внутреннему диаметру шлицев d концентрационных напряжений и изгиба вала:
?кр=Mкр.max=Mкр.max
(3.26)
Wр=0,2*d3 вн. где, dвн.=Мкр.max
(3.27)
0,2*?кр Максимальный крутящий момент:
Мкрmax=Nmax
(3.28) w где, N max– приводная мощность двигателя, 13 т; w= ?*n - угловая скорость, сек;
30 п-частота вращения электродвигателя, об/мин. Напряжение на кручение определяем по пределу текучести материала ?т. Допустимое касательное напряжение при кручении принимаем с коэффициентом запаса прочности ?=1,5; ?=[?]= ?т = ?т (3.18)
? 2? Для вала насоса ЭЦН берем сталь 40ХН с пределом текучести ?=750 Мпа. Насосное соединение валов и некомпенсированные зазоры создают радиальную нагрузку в 60-130 кг.с, действующую на шлицевой конец вала насоса. Радиальная нагрузка Р, находится по формуле:
Р1=K[3E*J*?у]
(3.29)
C3 где, К – коэффициент, учитывающий компенсирующее влияние зазоров и равный 0,45-0,85;
Е – модуль упругости материала вала, Па.
J – момент инерции вала, принимаемый с учетом тела втулки. М;
?у – стрела прогиба шлицевого конца вала, вызванная неспособнос-
тью в сочленении насоса и протектора, принимается равным 25*10 м;
С – расстояние от центра подшипника до середины муфты, м; Момент инерции вала:
J=?*d4вн.*а*(D-dвн.)*(D+dвн.)*z
(3.30)
64
где, а – ширина шлицы, м;
D – наружный диаметр шлицев, м; z – число шлицев. Радиальная нагрузка на вал Р2, зависящая от неравномерной передачи крутящего момента шлицами малы и ею можно пренебречь. Пять работающих шлицев дают нагрузку, равную 0,2*Р, где
Рокр.=2*Мкр.max
(3.31) dср. где, D – средний диаметр шлицев.
Р2=0,2*Рокр.
(3.32) Изгибающий момент на шлицевом конце вала:
Мизгб.max=(Р1+Р2)*b
(3.33) где, b-расстояние от середины муфты или от точки приложения силы Р до проточки под стопорное кольцо, м. Мизг.max.=(Р1-Р2)*b. Зная момент изгиба и момент кручения, можно определить напряжение изгиба и кручения в опасном сечении вала (под проточку на стопорное кольцо).
?изг.max=Мизг.max
(3.34)
Wx
Wх=?*d4кр.
(3.35)
32*D где, Wх- момент сопротивления в месте проточки под стопорное кольцо, м; dкр.-диаметр вала в месте проточки под стопорное кольцо, м;
?изгб.min=Мизг.min
(3.36)
Wx Напряжение кручения
?кр.=Мкр.max
(3.37)
Wp Wр=2*Wx – полярный момент сопротивления вала в месте проточки под стопорное кольцо; Эквивалентное напряжение находим по четвертной прочности:
?экв.=??2изг.max+3?2
(3.38) По этой величине и пределу текучести материала вала устанавливается запас прочности с учетом статистических нагрузок: п=?т?1,3
(3.39)
?экв
Исходные данные: Приводная мощность двигателя N = 2000Вт. Частота оборотов двигателя п=2840 об/мин. Предел текучести материала вала ?=750 МПа. Модуль упругости материала вала У=20*10 МПа. По данной методике произведем расчет с цифровыми значениями:
Момент инерции вала: J= ?*d4вн.+ а (D-dвн) * (D +dвн)2*z
64 J= 3,14*0,0124 + 0,0035 (0,017 – 0,012)*(0,017+0,012) 2*6
64 J=2,3*10-10 м;
Нагрузка создаваемая работающими шлицами: Р2=0,2*Рокр. Р2=0,2* Mкр.max dср Р2=0,2 * 2*67,28
0,0155 Р2= 1736,2584.
Максимальный изгибающий момент в месте проточки под стопорное кольцо: Мизг.max= (Р1+Р2)*b Мизг.max=(258,957+1736,258)*0,035 Мизг.max=69,83 Н*м.
Минимальный изгибающий момент в этом сечении: Мизг.min=(Р1-Р2)*b Мизг.min=(258,957-1736,258)*0,035 Мизг.min=51,74 Н*м;
Напряжение изгиба в опасном сечении: ?изг.max=Мизг.max
Wx где, W= ?*d4кр
32*D W=3,14*0,01574
32*0,017 W=3,51*10-7 м3;
Это мы нашли осевой момент сопротивления вала:
?изг.max.= 69,83
3,51*10-7 ?изг.max =198,945Мпа
Минимальное напряжение изгиба ?изг.min.= 51,71
3,51*10-7 ?изг.min.= 147,321 МПа
Напряжение кручения: ?кр=Мкр.max
Wp где, Wр=2*Wх Wр=2*3,51*10-7 Wр=7,02*10-7 м
Это мы нашли полярный момент сопротивления вала
?кр.= 67,28
7,02*10-7 ?кр.=96,114 Мпа; Эквивалентное напряжение: ?экв=??2 изг.max + ?кр2 ?экв=?198,9452+3*96,1142 ?экв.=259,409 Мпа; Запас прочности по пределу текучести: п= ?т ? 1,3
?экв п= 750
259,409 п=2,8; Из результатов расчетов видно, что вал из стали 40 ХН диаметром 17 мм со шлицем и с проточкой под стопорное кольцо выдерживает заданные нагрузки с коэффициентом запаса прочности п=2,8, который удовлетворяет условию 2,8>[1,4].
3.5.Прочностной расчет
3.5.1.Прочностной расчет корпуса насоса
Корпусы погружных центробежных насосов изготавливают из трубных заготовок точением или из холодных комбинированных труб повышенной точности длиной 2100, 3600 и 5000 мм. Корпус насоса будет рассчитываться в следующей последовательности. 1.Выбираем наружный диаметр и внутренний корпуса насоса. Dвн.=0,092 м, Dвн=0,08 м 2.Определяем предварительную затяжку пакета ступеней с учетом коэффициента запаса плотности верхнего стыка по формуле: T=?К?gНrвн.[1-Eк-Fк/2 (ЕкFк+Ена Fна)]
(3.40) где К – коэффициент запаса плотности стыка;
К=1,4
? - плотность воды;
?=1000м/кг g – ускорение свободного падения; g = 9,8 м/с
H- максимальный напор насоса;
Н =1300 м r - внутренний радиус расточки корпуса насоса; r=0,04 м
Ек- модуль упругости материала корпуса насоса;
Ек=0,1х10 6Мпа
Fк – площадь поперечного сечения корпуса насоса;
Fк=1,62х10 -3 м 2
Ена- модуль упругости материала направляющего аппарата;
Ена=1,45х10 5МПа
Fна – площадь поперечного сечения направляяющего аппарата;
Fна=6,08х10-4 м2 Т=3,14х1,4х1000х9,81х1160х0,042 [1-2,1х106 х1,62[10-3 /2(2,1х106 х1,62х10- 3 +1,45х105 х6,08х10-4 ) ]=48256Н 3.Находим общее усилие, действующее вдоль оси корпуса по выражению: Q=Т+?gНrвн 2 EкFк/2(ЕкFк+ЕнаFна)+G + ?К?gНrвн
(3.41) где Т – предварительная затяжка пакета ступеней, определенная по формуле
(3.40)
Т=48256Н
G – масса погружного агрегата;
G =20505 Н;
Hmax - максимальный напор насоса;
Нmax =3500 м
Q = 268519Н 4.Вычисляем осевое напряжение в опасных сечениях корпуса по формуле
?=Q/Fк
(3.42) где Q – общее усилие, действующее вдоль корпуса насоса, определенное по
выражению (3.41)
Q=268591 Н
Fк – площадь ослабленного сечения корпуса по наружному диаметру
трубы;
Fк =1,24х10-3 м2
?z=268519/1,24х10-3=220МПа
5.Определяем тангенциальное напряжение в опасных сечения, по выражению:
?=pgHmaxrвн/S-MT/F’
(3.43) где S – толщина корпуса в опасном сечении;
S=0,009 м
M – коэффициент Пуассона;
M=0,28
?т=142 МПа
3.5.2.Прочностной расчет винтов страховочной муфты.
Расчет винтов на срез произведем по формуле:
??[?]
(3.44) где ? – напряжение среза действующее на винты страховочной муфты;
[?] – допускаемое напряжение среза. Допускаемое напряжение среза определяется по формуле: [?]=0,4?т где ?т – предел текучести материала винта, для стали 35 из которой изготовлены винты
?т=360МПА. [?]=0,4х360=144МПа Напряжение среза действующее на винты определяем по формуле
?=4S/пdхz
(3.45) где S – сила среза действующая на винты; d – внутренний диаметр резьбы; d=0,0085 м; z –количество винтов, z=2; Находим силу среза по выражению
S=mхg
(3.46) где m – масса насосного агрегата m=709 кг g – ускорение свободного падения; g =9,8 м/с
S=709х9,81=6955,29 кгм/с2 =6955,29 Н Определяем напряжение среза, действующее на винты страховочной муфты по формуле (3.45) ?=6955,29х4/3,14х0,00855 х2=61285468 Па=61,29 МПа. Прочностной рачсет винтов на срез является допустимой, так как 61,29
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5