Рефераты. Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем






Исходя  из  .  того,  мы полагаем,  что  ЕРИСП  следует  считать совокупностью     интегрированных     подсистемных     образований, объединенных техническими программными средствами,  общей целью, назначением, перечнем решаемых задач и определяющих поступление, хранение и интерпретацию информации.

3.2. ПОДСИСТЕМА БАНКОВ ДАННЫХ

Основой и одним из составных звеньев ЕРИСП является подсистема банков  данных  региональных  природоохранных  и  природоресурсных ведомств и служб. В их число, помимо Облкомприроды, вошли: Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, по геологии и использованию недр, водному хозяйству, по экономике и прогнозированию развития территории  области.  Департамент  сельского  хозяйства.  Областной центр  Госсанэпиднадзора,   Станция  защиты  растений,   Проектно-изыскательный центр агрохимслужбы. Инспекция рыбоохраны.

В системе ЕРИСП банки данных вышеперечисленных ведомств и служб, являющихся  главными  источниками  информации  объединенных  банков данных социально-гигиенического мониторинга,  кадастров природных ресурсов и т. д., технически связаны с центральным банком данных РИАЦ   Облкомприроды   модемной   связью,   которая   обеспечивает бесперебойное функционирование сети,  систематическое поступление, обновление  и  архивирование  внутри  системы  поступающих  данных. Централизация  и  концентрирование  информации  ведомств  и  служб основывается  на  принципах  добровольного  обмена  и  частичного объединения информационных материалов, что оговорено в специально разработанном  документе  -  «Положение  о  единой  региональной информационной   системе   природопользования   (ЕРИСП)   Кировской области».   Практическая  реализация   этого  принципа  позволяет исключить  возможности  многократного  дублирования  ведомственной информации, циркулирующей по сетям ЕРИСП, свести ее погрешности и неточности к минимальному значению,  обеспечить методологическое единство   и   репрезентативность   используемой   информации.   В результате  этого  информация,  получаемая  на  всех  иерархических уровнях ЕРИСП, является приоритетной по отношению к информации из других источников при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления, а также при определении административно-правовых    отношений    между    юридическими    и физическими  лицами,  осуществляемых  органами  представительной, исполнительной и судебной власти па территории области.

3.3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ

В подсистемном блоке экопаспортизации в рамках ЕРИСП обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

сведения   об   оснащенности,   техническом   состоянии   очистного оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии разрешений о природопользовании; по автоматизированному  составлению  отчетов  предприятий  по  охране природы; по обмену информации по вопросам природопользования на машинных   носителях;    внедрению   компьютерных   программ   на предприятиях для обобщения данных, по автоматизации работ службы охраны природы [5].

Основная цель и назначение экопаспорта - создание информационной базы  данных  рационального  природопользования,  сети  регулярной отчетной  информации,   формирование  и  упорядочение  первичных экологических  данных  предприятий,   получение  информации  для определения   экономичности   используемых   технологий   с   целью дальнейшей     сертификации,     обязательного     экострахования, регулирования налогооблажения и т.  д.  Схематически подсистемный блок   экопаспортизации   организован   четырьмя   иерархическими уровнями,   связанными   потоками   информации:   банк   первичных экологических        данных        предприятий         (экопаспорт природопользователей);  банк  городов,  административных  районов, промзон    (экопаспорт    производственных    и    административно-производственных  конгломератов)  и  банк  первичных  экологических данных областей  (экопаспорт области).  Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

Экопаспорт как таковой построен на принципах,  включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

В  форму  экопаспорта  как  нормативно-технического  документа заложены    технологические    планировки    природопользователя, операционные  карты,  технологические  инструкции,  ГОСТы,  ТУ  на основные  и  вспомогательные  материалы.   При  заполнении  форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства [16].

Индивидуальный  экопаспорт  природопользователя  реализован  по блочному принципу - обобщенные сведения,  база данных по воде, воздуху,  отходам,  по  состоянию  окружающей  среды.  При  этом стратегия экопаспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства -химическую,  сельскохозяйственную,  оборонную,  лесоперерабатывающую и    др.    Использованные    принципы    объектно-ориентированного программирования  позволили  состыковать  базы  данных  ресурсных природопользователей,  периодически их обновлять,  выявлять «узкие места»,   грязные  производства,   вводить   экономические  методы управления,  связывать  кадастры  природных  ресурсов  с  влиянием технологии      переработки      конкретного      материала      у природопользователя,  создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим   технологиям.   Заполненный   экопаспорт   дает возможность  разработать  формы  госотчетности  для  любого  уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния  на  окружающую  среду.  Кроме  того,  предлагаемая  схема построения   экологического   паспорта   позволяет   прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

3.4. МЕСТО СИСД В ЕРИСП

В общей схеме ЕРИСП нетрадиционное место занимает справочная информационная   система   данных   (СИСД).   В   ней   отсутствуют стереотипные данные по всевозможным нормативам, ГОСТам, правовым актам и  т.  д.  и  осуществляется  обобщение,  экспертная  оценка, систематизация и доведение до потребителя справочно-информационных материалов по:

• инновационным технологиям, процессам, направленным на совершенствование природопользования и производственных процессов;

• разработчикам современного оборудования и технологий, рекомендаций по рациональному использованию различных видов природных ресурсов;

• ведущим специалистам региона и страны, занимающимся разработкой проблем природоохранного значения;

• организациям, основными направлениями деятельности которых являются вопросы природопользования; промышленной экологии, их экономические и юридические ; аспекты.

Справочная  информационная   система   данных   формируется   на добровольных  началах  -  организациями-учредителями.  В  качестве первичных  материалов  используются:  информационные  и  рекламные письма   организаций   и   авторов-разработчиков;   информационные сообщения  министерств  и  ведомств,  носящие  рекомендательный  и обязательный характер в  части внедрения  описываемых процессов, приборов и оборудования;  информационные карточки об инновациях, методиках, технологиях и т. п., заполненные на основе материалов конференций,  совещаний  и  других  научно-практических  форумов; информационные  сведения,  поступившие  по  ведомственным  системам телекоммуникационных и модемных сетей, разрешение на использование которых для формирования баз и банков данных имеется. Первичные информационные  материалы  проходят  экспертную  технологическую экспертизу,    после    чего    интерпретируются    в    уникальные информационные  карты,  обеспечивающие  жестко  заданный  сценарий ввода данных в компьютер,  и далее непосредственно заносятся в соответствующие базы данных.  Поддержание баз данных в актуальном состоянии  осуществляет  региональный  информационно-аналитический центр Облкомприроды.

Материалы,  содержащиеся  в  справочной  информационной  системе, предоставляются пользователям:(17.).

• в виде распечатки на ПУ ЭВМ тематической подборки информации на дискете, представляемой заказчиком;

• программы (системы управления базами данных) и

наполненных баз данных с последующим информационным сопровождением;

• программы с описанием принципов работы и технических возможностей программы.

Подсистема комплексного экологического мониторинга организует и объединяет собственно экологический мониторинг и мониторинг биоты как  его  составную  часть,  социально  гигиенический  мониторинг, мониторинг  источников  и  объектов  антропогенного  воздействия. Функционально  практически  все  перечисленные  виды  мониторинга осуществляются  региональными  службами  специально  уполномоченных органов   в   области   охраны  окружающей  природной   среды,   а региональная  информационная  система  в  данном  случае  выполняет синтез и необходимую интерпретацию информации.

3.5. ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЕРИСП

Учитывая,  что экологический мониторинг - система наблюдений, оценки  и  прогноза  состояния  окружающей  природной  среды  для изучения  природных  (в  том  числе  связанных  с  антропогенными воздействиями) процессов и явлений для обоснования управленческих решений в сфере природопользования, целями подсистемы комплексного экологического  мониторинга  ЕРИСП  являются:  комплексная  оценка качества  окружающей  среды  области;  установление  антропогенных факторов,  отрицательно влияющих на состояние природной среды и требующих  принятия  управленческих  мер;  прогноз  изменений  при реализации   проектов   хозяйственной   деятельности;   обоснование взаиморасчетов  за  загрязнение  окружающей  среды  со  смежными территориями.  Помимо  этого,  с  учетом  требований  социально  -гигиенического  мониторинга  сюда  входят:  расширение  объемов  и номенклатуры  показателей  состояния   среды  обитания  человека (качество питьевой воды, продуктов питания,  атмосферного воздуха селитебных  зон,  санитарного  состояния  поднадзорных  объектов  и т.д.),   сбор   данных   и   углубленный   анализ   показателей, характеризующих  состояние  здоровья  и  заболеваемости  населения области; комплексная оценка показателей состояния среды обитания и их влияние на здоровье и заболеваемость населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.