Рефераты. Значение логики






Значение логики

Ордена Дружбы народов

Мордовский государственный университет

имени Н.П.Огарева

[pic]

Реферат по логике

на тему:

“Значение логики”

Выполнил: Савин Андрей Геннадьевич

(юридический факультет, группа №101)

Проверил: Редин Виктор Степанович

[pic]

План:

1.Социальное назначение и функции логики

2.Роль логики в формировании логической культуры человека

3.Значение логики для юристов

1. Социальное назначение и функции логики

Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним,

логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или

менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе

определяются прежде всего ее природой и тем местом, которое она занимает в

общей системе культуры.

Под культурой вообще понимается совокупность ценностей, накопленных

человечеством. При этом имеются в виду не только результаты материальной и

духовной деятельности людей, но и средства этой деятельности, и способы ее

осуществления. Логика, как это очевидно, относится к духовному компоненту

культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных

элементах материальной культуры. Но какое она занимает здесь место ? Будучи

одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит

неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное

ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и

ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики

проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными из таких

функций выступают следующие.

1). Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет

дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь

существенной разницей, что это законы

не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей

системе познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную —

познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает

более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов

мышления, а на этой основе — предсказание, при каких условиях возможно

достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода

рассуждения.

2). Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая

наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь

средством познания действительности, то в логике — непосредственной целью

познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших

сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит

свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной

философской проблемы — отношения мышления к бытию. Следовательно, она

активно участвует в формировании мировоззрения людей — более или менее

стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение

человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой

функции.

3). Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая

теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта,

становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но

как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления,

проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их

определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к

традиционной формальной логике, основу которой составляет теория

умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения

выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической

логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы

решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо

относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу,

требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими

науками.

4). Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом

обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она

служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с

другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших

философских направлений — материализма и идеализма, диалектики и

метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция.

Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего

развития, хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных

условиях ее роль и значение особенно возрастают. Это обусловлено двумя

основными обстоятельствами.

Одно из них — особенности современного этапа развития самого общества.

Этот этап характеризуется все большим возрастанием роли наук в развитии

всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального

организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей

средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики

особенно велика в нашей стране — в условиях перехода России к рыночной

экономике, требующей осмысления новых, сложнейших и многообразных

экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества.

Другое обстоятельство — потребности развития научно-технической

революции. Эта революция означает, что наука и техника переходят на

качественно новый и более высокий этап своего развития, когда усиливается

значение абстрактного мышления. А в этой связи и возрастает значение

логики, исследующей его структуру, формы и законы. Потребность в логике,

особенно символической, становится все более ощутимой в России — в

обстановке нового этапа развертывания научно-технической революции,

связанного с широкой компьютеризацией производства, управления,

обслуживания, в условиях интенсивного развития информатики и других ее

новейших направлений.

2. Роль логики в формировании

логической культуры человека

С общей культурой всего общества неразрывно связана культура

отдельного человека. Это средства, способы и результаты той или иной его

материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и

отношения с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения,

политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура

поведения), эстетическая культура и т.д.

В каком отношении к этим элементам находится логическая культура? Ее

не следует рассматривать как еще один из элементов такого ряда. Она

буквально пронизывает каждый из этих элементов, входя в них неотъемлемой

составной частью. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без

языка, так невозможна никакая материальная или духовная деятельность людей

без мышления. Отсюда — особое значение логической культуры в жизни каждого

культурного человека.

Что же такое логическая культура? Это культура мышления, проявляющаяся

в культуре письменной и устной речи. Она включает:

а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной

деятельности, ее формах и законах;

б) умение использовать эти знания в практике мышления — оперировать

понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними,

строить умозаключения, доказывать и опровергать;

в) навыки анализа мыслей — как своих собственных, так и чужих, с тем

чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения,

предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять

их. Разумеется, выработка логической культуры — дело долгое и трудное. И

значение логики здесь, несомненно, велико. Говоря об этом значении, важно

избегать двух крайностей: как переоценки логики, гак и ее недооценки. С

одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы

большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как физиология

не учит переваривать пищу. Мышление — такой же объективный процесс, как и

пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух

необходимых условий: во-первых, определенной способности к мышлению, а во-

вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили более или менее

правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как

обобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Еще знаменитый

оратор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем

излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в

настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно

правильно.

Означает ли это, что без нее можно обойтись? Нет. Это было бы другой

крайностью: игнорированием или преуменьшением ее значения, недооценкой. На

самом деле без логики трудно обходиться, если мы хотим, чтобы наша мысль

протекала правильно не только в простых, обыденных, но и в сложных,

теоретических рассуждениях. Изучение логики открывает возможность надежно

контролировать мышление со стороны его формы, структуры, строения,

проверять его правильность, предупреждать логические ошибки или

обнаруживать и исправлять их. В этом отношении она сродни грамматике,

освоение которой позволяет производить лингвистический анализ письменной

или устной речи, предупреждать грамматические ошибки или быстро находить их

и исправлять.

Значение логики обусловлено тем, что логические ошибки допускаются

весьма часто -- гораздо чаще, чем думают некоторые, полагая, будто культура

мышления является прирожденным качеством каждого человека. Нет, как и

всякой культурой, ею нужно упорно овладевать.

Отсюда следует, что хотя научиться мыслить с помощью логики

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.