Рефераты. Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы






анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) лишь укрепил

это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе

государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу.

Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую

грамматику».

В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts -

сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза

отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в

Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в

высказывании мыслей. В 1675 он закончил «Этику» - труд, который в

систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но

после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в

результате государственного переворота), он не решился опубликовать его,

хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза

познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676

остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер от болезни легких, которой

страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества

(которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том

числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме

посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе

Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает

«Оставленные письмена».

Основа и развитие философской системы.

В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно

последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о

природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих

двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи

Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и

структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его

стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился

сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия.

Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют

слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ

философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики»

(Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом

порядке…»).

Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое

время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как

единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы

посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим

современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя.

Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения

картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с

другой, - реакция на эту влиятельную философию. «Несомненно, что из всех

ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось

сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»[3], - пишет

Радлов.

«Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза не

всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в

целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в

картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности:

трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и

приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал

чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом[4]) - эти доктрины делают

мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял

методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения

знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до Спинозы»,

пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки

к стоическому учению. Безусловно «родственной» философской системой

является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на

зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х.

Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с

аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке

Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что

Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с

Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической

философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних

произведениях - «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье»,

«Метафизических мыслях».

На формирование социологических воззрений Спинозы большое влияние оказал

его старший современник Т. Гоббс. Часто его философия характеризуется и как

вариант пантеизма (который предполагает представление о Боге как едином

мировом духе). Однако он принадлежал скорее к рациональному, чем

мистическому пантеизму, фактически все, что осталось от мистицизма -

концепция интеллектуальной любви к Богу.

Посмертное влияние Спинозы.

Несмотря на то, что его философией пренебрегали фактически в течение

столетия после его смерти, Спиноза занимает почетное место в

интеллектуальной хронологии Западного мира (вместе с тем, его прямое

влияние на естественные науки невелико). В 18 веке он пользовался плохой

репутацией атеиста. Пьер Бейль в своем «Историческом и критическом словаре»

определил учение Спинозы как «систему атеизма». Даже Д. Юм говорил об

«отвратительной гипотезе» Спинозы.[5]

Спиноза стал изучаться профессиональными философами с начала 19 века.

«Реабилитация» спинозизма была осуществлена представителями литературной

критики, особенно Г.Э. Лессингом и И.В. фон Гёте. В немецкой философии

спинозизм составил часть так называемого «спора о пантеизме» (послужив его

началом). Влияние Спинозы в разной степени испытали Г.В.Л. Лейбниц, (третий

(во времени), после Р. Декарта и Б. Спинозы крупный представитель

рационализма), В. фон Чирнгаус, И.Х. Эдельман, И.Г. фон Гердер; Ф.В.Й. фон

Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель (которых А. Шопенгауэр назвал неоспинозистами), в

какой-то мере И. Кант, Л. Фейербах. Среди поэтов и писателей Г. Гейне, П.Б.

Шелли, Б. Ауербах. Схожие идеи высказывали Л.М. Дешан; Г.Т. Фехнер и А.Н.

Уайтхед.

И абсолютные идеалисты, и материалисты видят в философии Спинозы свои

собственные доктрины (достаточно посмотреть, например, соответствующие

заявления розенкрейцеров и диалектических материалистов).

Материализм и атеизм Спинозы.

Одним из предметов, которые интересовали Спинозу являлось понятие Бога, и

другие вопросы связанные с существованием Бога. С одной стороны, обычно он

рассматривает этот вопрос в неразрывной связи со своим учением о человеке и

этике. С другой стороны, явно видно, что этот вопрос волнует его сам по

себе. Отношение Спинозы к проблеме Бога можно охарактеризовать как

пантеизм, но пантеизм несколько специфический. Специфичность его пантеизма

была настолько высока, что в советской философской традиции его принято

было рассматривать как материалиста. Это связанно с тем, что Спиноза не

рассматривал Бога как некую субстанцию, которая одухотворяет и направляет

природу, будучи «разлита» в ней, а как субстанцию, которая одновременно

есть Бог и природа. Таким образом, Бог действительно утрачивает свое

специфическое положение и его творческая роль оказывается разлитой в

природе. Однако более внимательное прочтение работ Спинозы, особенно его

более поздней и зрелой «Этики», убеждает, что Спиноза не в коем случае не

был материалистом, поскольку все его доказательства и теоремы, в том числе

творческого начала в природе, в той или иной мере базируются на

внечувственном, высшем образе Бога.

Хотя определение Спинозы как материалиста, вообще говоря, неправильно,

определение его как атеиста имеет под собой почву. Но опять же в несколько

специфическом смысле этого слова. Спиноза не был атеистом в том смысле, что

он отрицал существование Бога. Нет, Бог для него являлся основой

реальности, как он сам говорит, ее «субстанцией». Но понятие Бога у него

настолько своеобразно, настолько отлично от бытового представления о Боге,

что его было трудно понять и продвинутым философам-христианам, не говоря уж

о фанатиках-ортодоксах. Спиноза категорически отвергал внешнюю, наносную

религиозность, считая ее «убежищем незнания» (asylim ignorantiae), что тоже

не прибавляло ему популярности в среде традиционно верующих. В этом плане

обвинения, звучавшие в его адрес, имели под собой почву. Он действительно

был атеистом в том смысле, что он отвергал духовное главенство официальной

церкви и ее понятие о Боге. Он не верил в того Бога, в которого верили они.

Спиноза позволил себе атаковать основу основ любой официальной религии –

традиции и предрассудки, лежащие в ее основе. Для представителей

ортодоксальной церкви призыв к рациональному рассмотрению Бога и вопросов

веры был даже хуже, чем если бы Спиноза действительно отрицал существование

Бога.

Часть II. Философская концепция Спинозы.

Картина мира.

Метафизическая система бытия «в геометрическом порядке» излагается в

первой книге «Этики». Использованный в ней дедуктивный способ предполагает,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.