Рефераты. Жизнь, смерть и бессмертие






горькой показалась ему долгая жизнь?»[2, стр. 137]. Если за свою долгую

жизнь человек не осуществил своего назначения, она не будет достойной и

правильной, проживи он хоть тысячи лет.

. СМЕРТЬ – БЛАГО.

Нельзя забывать также, что существуют моменты, когда мы можем сказать,

что Смерть – благо!

М. Монтеня признает, что бессмертие обещают только Бог и религия: ни

природа, ни разум не говорят ни слова об этом. Зачем бессмертие, ведь

смерть - не только избавление от болезней, она - избавление от всякого рода

страданий.

С научно объективных позиций - отрешенных от наших личных переживаний

и страхов - смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все

организмы, в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии.

Этот мощный «напор жизни» очень быстро превратил бы земную биосферу в

кишащий сгусток организмов. К счастью одни поколения освобождают арену

жизни для других. Только в такой схеме залог эволюции организмов.

Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и

необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно,

без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту

выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным

прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.

...Увы, каждый из нас, живущих, жаждет не только познания но и

утешения, понимание блага смерти для торжества биологической эволюции вряд

ли помогает нам радостно ожидать прекращения своей бесценной - для нас! - и

единственной вовеки веков личной жизни...

Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. И

центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с

проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно

ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни,

возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью

жизни.

Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в

этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть.[3] Смысл связан с

концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность

жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть - предельный ужас и предельное

зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и

жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.

Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец,

свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В

бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности.

Но между жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую

переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва. Смерть есть

не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из

глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни.

Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые

больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она

кладет конец крайней физической боли или печальному умственному упадку.

Однако неправильно говорить о смерти как о ”вознаграждении”, поскольку

подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного

переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда

смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда-то,

за что он стоит, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным,

чем если бы он поступил любым другим образом.

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны.

Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей

повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и

драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность

смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует

несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные

историей, а также в современных делах.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое

страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти.

Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует.

Во все времена люди искали спасения от неминуемой госпожи смерти. И

это заключается не только в поисках бессмертия тела или души, а также в

неком «безразличии» к смерти. На этом основывается принцип «прекрасной

жизни» Эпикура.

Принцип этот Эпикур формулирует так: «приучай себя к мысли, что смерть

не имеет к нам никакого отношения. Все хорошее и дурное заключается в

ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того,

что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни

усладительной, - не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное

количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия». [2, стр.144]

Вывод: «…глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что

она причиняет страдание, когда придет, но потому, что она причиняет

страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то

напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое

страшное из зол, смерть не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы

существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда

мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни

к умершим , так как для одних она не существует». [2, стр.144]

Свое отношение к смерти он противопоставляет отношение к ней «людей

толпы», которые то стремятся избежать смерти как величайшего зла, то,

наоборот, жаждут ее, видя в ней средство «отдохновения от зол жизни».

Эпикур говорит: «Мудрец не отклоняется от жизни, но и не боится не-жизни,

потому, что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь

злом». [2, стр.145]

ПАРАДОКС СМЕРТИ

Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть

смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое

больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной

жизни, или один из выходов. Такими парадоксами наполнена наша жизнь. Плохая

бесконечность жизни как раз и делала бы человека конечным существом.

Парадокс смерти имеет в мире не только этическое, но и эстетическое

свое выражение. Смерть уродлива, и она есть предельное уродство,

разложение, потеря лица, потеря всякого облика и лика, торжество низших

элементов материального мира. И смерть прекрасна, она облагораживает

последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми, она

побеждает уродство пошлости и обыденности. Смерть - это предельное зло,

благороднее жизни в этом мире. Красота, прелесть прошлого связана с

облагораживающим фактом смерти. Именно смерть очищает прошлое и кладет на

него печать вечности. В смерти есть не только разложение, но и очищение.

Испытания смерти не выдерживает ничто испортившееся, разложившееся и

тленное. Это испытание выдерживает лишь вечное. Нравственный парадокс жизни

и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим,

к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о смерти, как о тайне

жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная

идея. Личность не рождается от отца и матери, личность творится Высшей

силой.

Материализм, позитивизм и т.п. учения примиряются со смертью,

узаконивают смерть и вместе с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь

на могилах покойников. Отношение к смерти стоическое или буддийское

бессильно перед ней и означает победу смерти, но оно благороднее родовых

теорий, совершенно забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение к

смерти всегда печально и меланхолично, в нем всегда есть печаль

воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение к

смерти победно. Только христианство знает победу над смертью. Христианство

учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой

борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных

сил с силами смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического

факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о

бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство

прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и

вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и

бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и

духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и

смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не

природными, а сверхприродными силами.

Ужас смерти есть не только ужас смерти личности, но и ужас смерти

мира. Есть личный Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис - есть

откровение о смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не

только человек, не только народы и культуры, но и все человечество в целом,

и весь мир, вся тварь.

В ПОИСКАХ БЕСМЕРТИЯ

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ

Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой

жизни. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей,

строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед

смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.