Рефераты. Жизнь, смерть, бессмертие






самым продлить свою единственную и неповторимую жизнь. Что ему мешало так

поступить? Если нет загробной жизни ,в этом мире человеку все дозволено,

и не будет он после смерти держать ответ за свой грех лживого покаяния

перед Богом!

Те кто удивлялись мужеству Джордано Бруно перед лицом смерти по-видимому,

верили именно в выгоду, которую представляет вера в бессмертие души. А те

кто приговорили его к сожжению на костре, - кардиналы, епископы, великие

инквизиторы, -тем самым нарушили священные заповеди пророка Моисея: не

убий и Иисуса Христа: возлюби ближнего своего как самого себя, и не

отвечай злом даже в ответ на зло. Как они могли решиться попрать учение

Христа? Истинно веруя в неизбежность ответа перед господом за свои

прегрешения и угрозу вечных адских мучений, они должны были милосердно

простить Бруно его “заблуждения” и поступки.

Выходит Бруно верил в высокие идеалы добра, справедливости, человеческого

достоинства, правды не побоявшись отдать за них свою жизнь. А его

набожные судьи были насквозь пропитаны лицемерием. Справедливо отметил И.

Кеплер “Бруно мужественно перенес смерть. Доказывая суетность всех

религий. Бога он превратил в мир...”

Что же вдохновило Бруно на подвиг веры? Ведь он предопределял

человечеству не всеобщее благоденствие ,а тяжкие времена: “Явятся новая

правда, новые законы, не останется ничего святого, ничего религиозного,

не раздастся не одного слова, достойного неба и небожителей. Одни только

ангелы погибели пребудут и смешавшись с людьми, толкнут несчастных на

дерзость, ко всякому злу, якобы к справедливости, и дадут тем самым

предлог для войн, для грабительства, обмана...И то будет старость и

безверие мира!...”

По его словам “Кого увлекает величие дела, не чувствует ужаса смерти”.

Можно посчитать примеры Кропоткина и Бруно редкими исключениями. Однако

такое мнение выглядит неубедительным. Уже одно то, что вера в бессмертие

души кому-то не мешает или даже помогает жить и умереть достойно,

доказывает ее плодотворность. Значит есть люди- из лучших представителей

рода человеческого! -способные преодолеть страх перед смертью и творить

добро, мысль, красоту, совершать благородные деяния не под угрозой

загробной кары, а по велению сердца, совести.

Вообще как мне представляется, не следует рассчитывать в вопросе о

смертности или бессмертии души найти единственно верный ответ для всех

времен, народов типов личности. Каждый выбирает эту веру по складу души,

по уровню разума.

9. ДОСТОИН ВЕЧНОГО ПОКОЯ.

“Боги , боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над

болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью,

кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает.

Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца

и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она

одна успокоит его”. В этих словах Михаила Булгакова заключена печальная и

примиряющая со смертью истина. Ибо на пути жизни для того, кто смертельно

устал- не пресытился удовольствиями, а именно устал, подобно мастеру,

завершившему непосильный труд, -для утомленного путника покой небытия не

внушает страха. Такова великая справедливость судьбы. Как бы мы ни

теоретизировали, какими бы идеями о переходе в иномир вакуума или в сверх

жизнь биосферы ни утешались, неизбежно остается простейший обыденный

облик смерти, рано или поздно ожидающий нас. И тогда многое- если не все-

зависит от нас самих.

Другим страх смерти помогают преодолеть религиозные обряды и образы,

надежда на бессмертие души. Третьи полагают, что в нелепице жизни только

и остается погоня за удовольствиями и материальными благами. Такие люди

способны- на всякий случай, а вдруг Бог есть! -формально исповедывать ту

или иную веру. Однако, несмотря на все свои ухищрения, они время от

времени испытывают тягостный ужас предчувствия смерти, ее прижизненного

переживания. Четвертые стремятся обосновать научно- философские

концепции, объясняющие смысл смерти. Становясь предметом научно-

философского анализа, смерть предстает заурядным природным процессом,

сопутствующем жизни, -не более того. В наилучшем положении оказываются

мыслители способные глубоко проникнуться жизнью природы, Вселенной. И

наконец остаются те, о которых мы говорили в самом начале: утомленные

путники, достойно пережившие удары и благоденствия судьбы, труженики и

мастера, испытавшие счастье творчества и самоотдачи.

Было бы странно и неумно выбирать из этих вариантов самый лучший. Ведь не

мы выбираем их, а они нас. Каждый имеет те жизнь и смерть то бессмертие

которого заслуживают.

И еще одна очевидная истина: все мы бессмертны пока живы.

Заканчивая работу, я так и не смогла получить ответы на поставленные

вопросы. Окончательных ответов нет и не будет судя по всему до самой

нашей смерти. Научная мысль- не всесильная волшебница. У нее свои законы

и ограничения. Там где нет объективных фактов, она бессильна. Но может

наука все-таки сделает бесстрашный выбор, последуя заветам таких например

гигантов мысли как А.М. Горький. “Чего же бояться? -спрашивал он по сути

дела нас- перед чем мы можем остановиться?” -и решительно отвечал: “Ни

перед чем. Нет на свете ничего выше знания, выше труда ,а труд и знание

все победят. Знание и труд это то, что поставит людей удивительно высоко,

так высоко что мы не можем представить этого сейчас. Но несомненно,

настанет время когда человек будет и царем природы, и, может быть, таким

чародеем, что для него не будет уже никаких препятствий. Может быть он и

межпланетные пространства победит, победит и смерть, и все болезни свои,

и все внутренние недостатки, и тогда весьма вероятно будет рай на земле.

Это все далеко ,все фантастично- я прекрасно понимаю, но именно это

должно быть идеалом, именно это целью, к которой должны стремиться люди.

И чем выше цель поставлена, тем больше в человеке возбуждает она и сил, и

разума, и красоты и внутренней красоты”. Не в это ли высокий смысл всей

человеческой истории?! А ведь наша жизнь и наша смерть субъективны, и

никому на свете не дано пережить наш индивидуальный неповторимый опыт,

нашу бессмертную жизнь.

-Но ведь она оборвется!

-Воссоединится с жизнью и с разумом окружающей нас природы.

-Но и земная природа не вечна!

-Она воссоединится с иными жизнями и Разумом Вселенной.

-А какая гарантия, что все именно так?

-Никакой каждому приходится обдумывать и выбирать.

-Но ведь это полнейший произвол!

-Таково одно из проявлений свободы человека.

-Какой же окончательный вывод?

-Никакого. Будет наш личный опыт. Подождем. Поживем! Каждому дарована та

жизнь и то бессмертия которых он достоин.

-Так все-таки во что верить?

-В ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. АВИЦЕННА. Канон врачебной науки. - М., 1939.

1. АЛПАТОВ В.В. Проблемы долголетия. - М.,1978.

1. БАЛАНДИН Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?.. -М.: Знание,1992.-

(подписная научно-популярная серия “Знак вопроса”,№2).

1. БЕРНАЛ Дж. Возникновение жизни. - М., издание иностранной

литературы, 1969.

1. ВЕРНАДСКИЙ. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. Ст.

Комментарии И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. М: Сов. Россия

1989.

1. ВИШЕВ И.В. Проблема личного бессмертия. -Новосибирск: Наука. Сиб.

Отделение. 1990.

1. ВИШЕВ И.В. О продлении жизни.// Вестник академии медицинских наук

№11, 1980

1. ГОЛСМИТ Д., ОУЭН Т. Поиски жизни во вселенной. - М.,1983.

1. ГОМЕР. Одиссея. -М., 1897.

1. ГОРЬКИЙ М. О знании: стенограмма лекции прочитанной 30 марта 1920

года в рабоче-крестьянском университете// Архив А.М. Горького.

М.,1969. Т.12

1. ГУРЕВИЧ П.С. Жизнь после смерти. -М., Советский писатель 1990.

1. ДЖЕЙМСОН М.Г. Мифология Древней Греции// Мифологии древнего мира.

М.,1977.

1. ЕРШОВ Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.,1990.

1. ЗАПАДНЮК В.И. Старение ,активное долголетие и лекарства. -Киев,

1987.

1. КОГАН Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.

1. КУПРЕВИЧ В.Ф. Бессмертие сказка? // Наука и религия №9, 1965.

1. КНИГА МЕРТВЫХ.

1. МАРКС К. И ЭНГЕЛЬС Ф. Сочинения Т.1,20,23/ М., Госполитиздат

1955.

1. МЕЧНИКОВ И.И. Этюды о природе. М., Издательство АН СССР 1964.

1. МИФЫ НАРОДОВ МИРА: Энциклопедия/ главный редактор Бокарев С.А.- 2-

ое издание, М., Советская энциклопедия 1987.

1. ПАНЦХАВА И.Д. Человек его жизнь и бессмертие. М., политиздат,

1967.

1. ПЛАТОН. Диалоги: пер. С древнегреческого/ АН СССР институт

философии- М.: Мысль 1986.

1. ФРОЛЬКИС В.В. Долгая жизнь возможна, вечная -нет// За рубежом

1987 №12.

1. ЧИКИН С.Я. Путь к долголетию. -М., Знание, 1986- нар. Ун-т. Фак.

Здоровья, №12.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.