Рефераты. Взгляды Аристотеля






Взгляды Аристотеля

Министерство образования РФ

Самарская государственная экономическая академия

Кафедра промышленных технологий.

Реферат (отработка семинара №3).

На тему: «Взгляды Аристотеля».

Выполнил: студент СГЭА факультета

систем управления группы М.О.-1

1 курса Манагаров Р.И.

Проверил: Мирошников Юрий Фёдорович

Самара 2002

Взгляды Аристотеля.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный

противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-

западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду

врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В

семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится

учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к

руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил

Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой

Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний

предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на

некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице

Гермия, а по некоторым сведениям -его наложнице. Через три года философ

уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу

после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.

Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и

верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение

македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего

великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил

греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель

вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей,

по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При

школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку

занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а

принадлежащие к ней - «перипатетиков». Второй афинский период был временем

окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов.

Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных

учеников.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum,

делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,

«Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О

небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных

явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична.

В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский

трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.

3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по

естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и

воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О

вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О

жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О

духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О

передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды

Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе

Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы»,

где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также

математики, оптики и музыки.

5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название

«Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе,

Ксенофане и Горгии».

6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн.,

«Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают

с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8

книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также

неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени

между I в. до н. э.-I в. н.э.

7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн.

обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском

переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158

греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом

«Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым

печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя

перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

.

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его

учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и

произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как

таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует

краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному

вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем

решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает поэтому

и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует

критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в

детали его конкретно-научных представлений.(1)

Если первая философия представляет собой учение о неизменных и

неподвижных сущностях, пусть даже в их отношении к движению, то

натурфилософия имеет своим предметом движущиеся и изменяющиеся тела,

поскольку «каждое из них имеет в самом себе начало движения и покоя, будь

то в отношении места, увеличения и уменьшения, или качественного изменения»

(Арист. Физ., II, 1,192 b). Физика не отделена напрочь от первой философии:

I и II книгах рассматриваются известные нам по «Метафизике» четыре причины

сущего, а в последней, VIII книге вновь поднимается вопрос о боге как

первом неподвижном двигателе, который является, по Аристотелю, последним

объяснением природных движений. Вот почему мы не можем отождествить

«физику» Аристотеля с физикой в современном смысле и вынуждены применять к

ней также термин «натурфилософия». Собственно физические вопросы в

современном смысле в большей степени рассматриваются в его частнонаучных

трактатах: «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика», «Проблемы» и

др.

Лишь с III книги «Физики» начинается серьезный разговор о движении.

Аристотель определяет его, во-первых, как «энтелехию существующего в

возможности, когда, осуществляясь, оно проявляет энергию не само по себе, а

поскольку оно способно к движению» (Физ., III, 1, 201 а). Во-вторых,

движение есть «энтелехия подвижного, поскольку оно подвижно» (там же.2,202

а). Ключевое слово здесь – «энтелехия». Под нею Стагирит понимает то же,

что под «действительностью» (energeia), только подчеркивая момент

завершенности целенаправленного процесса . Иначе говоря, можно более или

менее точно «перевести» вышеприведенные определения словами: «осуществление

возможного поскольку оно возможно» и «осуществление подвижного, поскольку

оно подвижно». Можно так еще разъяснить аристотелево понятие энтелехии.

Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное,

или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально.

Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как

возможность, способность изменяться, так и внутренняя тенденция к

завершению, т. е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней

движущей силой, поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю,

возможность изменения, цель, к которой, направлено изменение. и энтелехию

как осуществленность данной цели, лежащую в вещи. Говоря кибернетическим

языком, энтелехия–это «программа» изменения. Если для тел, создаваемых

искусством, цель и «программа» лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее

мастером, то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь

имеет в себе «начало движения», т. е. способны к самодвижению. Создавая

свое учение об энтелехии, Стагирит стремился учесть результаты

предшествующего развития философии и сохранить в какой-то форме идею

самодвижения природы. Однако, лишив материальное начало способности к

самодвижению, он пришел к необходимости преобразовать само понятие природы

- фюсис, различив в ней материальную причину как момент статический,

пассивный и неопределенный и форму как момент динамический и определяющий.

В отличие от Платона, у которого эти моменты оказались разделенными

соответственно двум «царствам», бытия идей и «небытия» материи, Стагирит

оба относит к единой природе. Поэтому последняя остается способной к

самодвижению -- но только за счет идеальной внутренней силы, «энтелехии»,

обусловливающей целенаправленность природных процессов. Отсюда идеализм

Аристотеля в понимании «души» как движущего начала. (2)

Аристотель различает четыре вида движения (изменения): (1)

возникновение и уничтожение; (2) качественное изменение, т.е. изменение

свойства; (3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.