Рефераты. Время и пространство в философии






Абсолютное пространство по своей сущности, не связано с объектами,

помещенными в него, и безотносительно к чему бы то ни было внешнему,

остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть

мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется

нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в

обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Время и

пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего.

При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись

некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо

от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые

помещена материя. У Ньютона абсолютное пространство и время являются

ареной движения физических объектов.

Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и

времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как

материя. Они обладают лишь одним признаком субстанции - абсолютной

самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных

процессов. Но они не обладают другим важным качеством субстанции -

способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех

изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей,

которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже

вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время

и привел их в движение. Бог, являясь существом непространственным и

вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он

вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной

сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени, Бог

существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее

реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создал мир из

ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия

бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем

при творении божественный план развития и его существование прекратиться, а

вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность

как атрибут Бога и его бесконечная вездесущность. Подобные взгляды

выражались еще Платоном, Аврелием, Августином, Фомой Аквинским и их

последователями.

В этих воззрениях, даже с теологической точки зрения, содержаться

глубокие противоречия. Ведь однократный акт творения мира и обреченность

его на грядущую гибель не соответствует бесконечному могуществу,

совершенству и мудрости Бога. Этим божественным атрибутам более

соответствовало бы бесконечное множество актов творения самых различных

миров, последовательно сменяющих друг друга в пространстве и времени. В

каждом из них реализовывалась бы определенная идея, данная этому миру

Богом, а все множество этих идей создавало бы бесконечное пространство и

время. Подобные идей, высказанные в общем виде еще александрийским теологом

Оригеном (III в. н.э.) и объявленные вскоре ересью, в Новое время

развивались в философии Лейбница, выдвинувшего идею о предустановленной

гармонии в каждом из потенциально возможных миров. Лейбниц рассматривал

пространство как порядок существования тел, а время - как порядок отношения

и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционной

концепции пространства и времени, которая противостояла их пониманию как

абсолютных и независящих ни от чего реальностей, подвластных только Богу.

Наряду с объективными представлениями о пространстве – времени

существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.),

которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого

сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать

события, располагать их одно после другого. Так, Кант рассматривал

пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного

созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на

стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий.

После выхода в свет "Начал" Ньютона физика начала активно

развиваться, причём этот процесс происходил на основе механистического

подхода. Однако, вскоре возникли разногласия между механикой и оптикой,

которая не укладывалась в классические представления о движении тел. После

того, как физики пришли к выводу о волновой природе света вновь возникло

понятие эфира - среды в которой свет распространяется. Каждая частица

эфира могла быть представлена как источник вторичных волн, и можно было

объяснить огромную скорость света огромной твёрдостью и упругостью частиц

эфира. Иными словами эфир был материализацией Ньютоновского абсолютного

пространства.

Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями

близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное

распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное

пространство, в котором силы находят свою конечную цель благодаря

божественному проведению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс,

Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности

вещества и эфира, в котором свет распространяется с конечной скоростью в

виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке

которого и передавалось взаимодействие. Именно это понимание взаимодействия

и пространства, развивавшееся в рамках классической физике, было

унаследовано и развито далее в XX веке, после крушения гипотезы эфира, в

рамках теории относительности и квантовой механики. Пространство и время

вновь стали пониматься как атрибуты материи, определяющиеся ее связями и

взаимодействиями.

Современное понимание пространства и времени было сформулировано в

теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей

реляционную концепцию пространства и времени и давней ей естественнонаучное

обоснование.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.

Специальная теория относительности.

Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном,

стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галелея -

Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца. “Она описывает законы всех

физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но

без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к

классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным

случаем”.[1]

Исходным пунктом этой теории стал принцип относительности.

Классический принцип относительности был сформулирован еще Г. Галилеем:

“Если законы механики справедливы в одной системе координат, то они

справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно

относительно первой.”[2] Такие системы называются инерциальными, поскольку

движение в них подчиняется закону инерции, гласящему: “Всякое тело

сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если

только оно не вынуждено изменить его под влиянием движущихся сил.”[3]

Галилей разъяснял это положение различными наглядными примерами.

Представим путешественника в закрытой каюте спокойно плывущего корабля. он

не замечает никаких признаков движения. Если в каюте летают мухи, они

отнюдь не скапливаются у задней стенки, а спокойно летают по всему объему.

Если подбросить мячик прямо вверх, он упадет прямо вниз, а не отстанет от

корабля, не упадет ближе к корме. Из принципа относительности следует, что

между покоем и движением - есть оно равномерно и прямолинейно - нет никакой

принципиальной разницы. Разница только в точке зрения. Например,

путешественник в каюте корабля с полным основанием считает, что книга,

лежащая на его столе, покоится. Но человек на берегу видит, что корабль

плывет, и он имеет все основания считать, что книга движется и притом с той

же скоростью, что и корабль. Так движется на самом деле книга или нет? На

этот вопрос, очевидно, нельзя ответить просто “да” или “нет”. Спор между

путешественником и человеком на берегу был бы пустой тратой времени, если

бы каждый из них отстаивал только свою точку зрения и отрицал точку зрения

партнера. Они оба правы, и чтобы согласовать позиции, им нужно только

признать, что книга покоится относительно корабля и движется относительно

берега вместе с кораблем. Таким образом, слово “относительно” в названии

принципа Галилея не скрывает в себе ничего особенного. Оно не имеет

никакого иного смысла, кроме того, который мы вкладываем в движение о том,

что движение или покой - всегда движение или покой относительно чего-то,

что служит нам системой отсчета. Это, конечно, не означает, что между

покоем и равномерным движением нет никакой разницы. Но понятие покоя и

движения приобретают смысл лишь тогда, когда указана точка отсчета.

Если классический принцип относительности утверждал инвариантность

законов механики во всех инерциальных системах отсчета, то в специальной

теории относительности данный принцип был распространен также на законы

электродинамики, а общая теория относительности утверждала инвариантность

законов природы в любых системах отсчета, как инерциальных, так и

неинерциальных. Неинерциальными называются системы отсчета, движущиеся с

замедлением или ускорением.

В соответствии со специальной теорией относительности, которая

объединяет пространство и время в единый четырехмерный пространственно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.