Рефераты. Восстание масс






Восстание масс может привести к катастрофе.

Проблема:

1. господство в обществе попало в руки людей определенного типа,

которыми не дороги основы цивилизации. Этих людей интересуют

наркотики, автомобили...

2. нынешний хозяин мира - примитив, первобытный человек

3. невнимание к науке

4. большевизм и фашизм - движения, типичные для человека массы. Они

первобытны.

Глава VII: "Варварство специализации".

Техника в сочетании с либеральной демократией расплодили человека массы

- в качественном смысле.

Масса - это не социальный класс, а тип людей, встречающийся во всех

социальных классах; тип , характерный для нашего времени, преобладающий в

обществе. Сегодняшний Ученый - прототип человека массы. Это видно из

специализации наук. Современная наука впустила в свои недра человека

заурядного и позволила ему работать с видимым успехом. Причина этого - в

механизации. Итак, специализация, которая в течение столетия обеспечивала

прогресс экспериментальных наук, приближается к составлению, когда она не

сможет больше продолжать это дело, если новое поколение не снабдит ее более

подходящей организацией и новыми людьми.

Глава XIII: Величайшая опасность - государство.

Если человек сам находит высший авторитет, то - он избранный.

Если нет - он человек массы и нуждается в руководстве.

Поэтому, когда масса претендует на самочинную деятельность, она тем

самым восстает против собственной судьбы, против своего назначения (т.к.

масса вообще - это те, кто не выступает активно; в этом ее предназначение;

она появилась на свет, чтобы быть активной). И поэтому, если масса против

своего предназначения, я говорю о восстании масс.

Восстание - это техника, техника общественного порядка и администрации.

Крайне поучительно проследить отношение человека массы к государству.

Он видит государство, изумляется ему; но не отдает себе отчета в том, что

это - человеческое творение, что оно создано известными людьми и держится

на ценных свойствах и качествах, которыми люди еще вчера обладали, но

завтра могут не обладать.

С другой стороны, человек массы видит в государстве анонимную силу, и

так как он чувствует себя тоже анонимом, считает государство как бы

"своим". Если в общественной жизни страны возникает проблема, человек массы

будет склонен потребовать, чтобы государство немедленно вмешалось и

разрешило проблему непосредственно. Вот величайшая опасность, угрожающая

сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательству его во

все области, поглощение всей инициативы государственной властью, а значит,

уничтожение истинной самодеятельности общества!

Масса говорит себе: " Государство - это Я". Но это заблуждение. Масса

стремится пустить в ход государственную машину, чтобы подавить творческое

меньшинство, т.к. оно ей мешает во всех областях жизни.

Муссолини: "Все для государства, ничего кроме государства, ничего

против государства!". Следовательно, фашизм - типичное движение массы.

Опасение: государства, управляемые людьми массы, не останавливается перед

тем, чтобы подавить независимость личности и групп, и окончательно этим

разбить наши надежды на прогресс. Конкретный пример такого механизма - рост

полиции во всех государствах.

XIV Кто правит миром?

Развитие европейской цивилизации привело к "восстанию масс"

+ повышение общего жизненного уровня

- падает нравственность современного человека

Править - значит не "взять власть", а "спокойно пользовать властью".

Государство держится на общественном мнении; править против общественного

мнения нельзя. Власть - это правление духовной силы. Без власти духа, без

мнения, без кого-то, кто правит - человеческое общество хаотично.

Жизнь - это борьба с миром вещей, чтобы удержаться среди них.

Человек массы, чувствует себя заурядным, он провозглашает права

заурядности и отказывается признавать все высшее.

Европа создала систему норм, ценность которых доказана. Теперь народ

массы отменяет эту систему норм, т.е. основу европейской цивилизации; но

при этом он не способен создать новую. Когда из мира исчезает правитель,

следствие: восставшим подданным нечего делать, у них нет жизненной

программы.

Сегодня европейские заповеди потеряли силу; Европа - это Франция,

Англия, Германия. Без заповедей, которые обязывают к определенному образу

жизни, ощущение становится пустым. Именно это и случилось с лучшей частью

нашей молодежи. Она свободна от уз и запретов - и ощущает пустоту.

Бесцельность отрицает жизнь; она хуже смерти. Ибо жить - значит делать что-

то определенное, выполнять задание.

Править - значит задавать работу, ставить на свои места, и тем

предупреждать извращения, к которым приводит праздная, пустая жизнь.

Нью-Йорк и Москва - исторический камуфляж, т.е. внешность не выявляет

сущность. В России юность бьет через край. У нее еще нет своих идей. Нужны

столетия. Америка моложе России. Она еще не страдала, поэтому у нее нет

добродетелей, властителя.

Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда

она предоставлена самой себе. Только сознание своей власти и дисциплины

ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы запада.

Творческая жизнь требует чистоты высокой, постоянных стимулов,

подстегивающих сознание своих достоинств.

ОБ УПАДКЕ ЕВРОПЫ.

Затруднения не в экономических проблемах, а в том, формы общественной

жизни, в которой должна развиваться экономика, не соответствуют ее размаху.

Ощущение упадка и бессилия. Европеец разочаровался в традиционных целях

общественной жизни. В большинстве стран граждане больше не питают уважения

к собственному государству. Европеец ощущает, что он как бы уменьшился по

сравнению с прошлым.

Действительное положение Европы:

1) ее блестящее прошлое привело к новой жизненной стадии, где все

размеры возросли; но унаследованная от прошлого страна ей теперь

мала.

2) Национальное чувство было ее характерным достижением. Теперь ей

необходимо преодолеть саму себя. Это великая драма!

Возникает вопрос: "Сможет ли Европа стряхнуть с себя пережитки

прошлого, или она навсегда останется их пленницей?"

Современные европейцы ориентируются на будущее.

Вывод:

1) наш мир переживает сейчас тяжкий моральный кризис, симптом которого

- небывалое восстание масс, причина - моральное разложение Европы.

2) все, что происходит сейчас в общественной и частной жизни -

несерьезно и непостоянно.

3) новый стиль жизни на словах проповедует искренность, на душе лжет.

4) миру необходимы новые основы жизни.

XV Мы подходим у самой проблеме.

Проблема в том, что Европа осталась без морали.

Человек массы отбросил устаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не

подчиняясь заповедям. Диктатуры заигрывают с людьми массы и льстят им,

попирая все, что выше среднего уровня.

Мы живем в эпоху всеобщего шантажа (2 формы):

- шантаж угрозы или насилия

- шантаж насмешки и глумления

Цель шантажа: человек толпы может чувствовать себя свободным от всякого

подчинения высшему.

Мораль - подчинение чему-то, сознание служения и долга.

Европа слепо приняла культуру поверхностно блестящую, но не имеющую

корней.

ФИЛОСОФИЯ ОРТЕГИ:

Основываться на центральном понятии ЖИЗНЬ.

Жизнь есть непосредственное переживание.

Жизнь - это время, понятое как история.

Витальный разум - разум исторический; его функция - учение Ортеги -

рациовитализм.

Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он "заброшен", и

такое истолкование есть:

- достраивание ситуации;

- поиск выхода из нее

Функция разума - не созерцание сущего; а конструирование того, чего еще

нет; он всегда имеет дело с возможным, а не с действительным. В этом, по

Ортеге, суть перехода от человека мыслящего к человеку изобретающему. От

неохантианской школы Ортега получил принцип конструирования. Ортега не

признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с

историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без

Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творца мировоззрений.

ВЫВОД ОРТЕГИ:

Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука

- знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала

производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих

целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации.

Кризис - когда человек вдруг оказывается без мира; он не знает, что

делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.