Рефераты. Вкус как эстетическая категория






Вкус как эстетическая категория

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра философии и политологии

Курсовая работа

по дисциплине эстетика

Тема: «Вкус как эстетическая категория»

Выполнила:

по специальности философия

Научный руководитель:

Дата сдачи работы:_____________

Дата защиты работы:_____________

Оценка:_____________

Оглавление

Введение

Определение эстетического вкуса

1. История появления термина

2. Определение вкуса с точки зрения различных философов

1.3 Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкуса

Глава 2 Классификация вкуса и его формирование в процессе развития личности

2.1 Художественный вкус

a) Понятие художественного сознания, его эволюция и соотношение с

общественным сознанием.

b) Художественный гений как создатель художественного творения или

эстетический вкус творческой личности

c) К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного

вкуса

2.2 Эстетический вкус

a) Эстетическое воспитание

b) Эстетическое формирование

Глава 3 Оценка вкусом и оценка вкуса – работа Канта «Критика способности

суждения»

3.1 Аналитика прекрасного.

I. Суждение вкуса по его качеству и количеству.

II. Суждение вкуса по отношению к целям.

III. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

2. Аналитика возвышенного.

I. Характеристика чувства возвышенного.

II. Возвышенное в природе.

3.3 Дедукция чистых эстетических суждений.

I. Субъективный принцип способности суждений вкуса.

II. Эмпирический и интеллектуальный интерес о прекрасном

III. Характеристика изящных искусств и гения

3.4 Диалектика эстетической способности суждения.

I. Антиномия вкуса.

II. Об идеализме природы и искусства.

Глава 4 Критика вкуса и вкус критика

4. Проблема изменения вкуса в эстетике модернизма, постмодернизма и

постпостмодернизма

2. Мотивы деструкции в русской литературе XIX - XX веков, а также модернизм

в зар. лит-ре(Дудова)

Глава 5 Формирование эстетического вкуса в контексте современной массовой

культуры Формирование эстетического сознания в контексте современной

массовой культуры (некоторые западные теории последних лет).

Заключение

Список литературы

Введение

Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос

вкуса! В данной работе вкус будет рассматриваться в качестве эстетической

категории. Следует заметить, что эта тема является довольно обширной,

поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетический

вкус можно определить как способность судить о том является нечто

прекрасным или нет. Таким образом, эстетический вкус это способность судить

о предмете на основе благорасположения к нему или не благорасположения

свободного от всякого интереса. Мне всегда был интересен ответ на вопрос:

почему одни люди предпочитают одно, а другие другое, поэтому я и взялась за

рассмотрение данной темы. К тому же, с категорией эстетического вкуса

связано несколько очень сложных вопросов философской теории искусства.

Прежде всего, это основание эстетического вкуса. Задавая вопрос о том,

является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то значение, которое может

иметь для нас или для кого-то другого существование этой вещи, мы задаем

вопрос о том какой она является сам по себе, в том виде в каком она

предстает нашему незаинтересованному восприятию, созерцанию. Сказать, что

предмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этого

предмета, свою незаинтересованность в нем. Суждение о красоте к которому

примешивается какой-то интерес уже не объективно и не является суждением

эстетическим. Безусловно, существует множество точек зрения, всяческих

теорий по этому поводу, поэтому тема эта остаётся традиционной в эстетике,

ведь именно в ней изучается преобразование мира по законам красоты.

Проблематика вкуса рассматривалась более подробным образом Иммануилом

Кантом в работе «Критика способности суждения», поэтому это произведение

берётся за основу работы. Но как и принято сначала следует рассмотреть

теоретическую сторону эстетического вкуса, сравнить точки зрения,

изложенные в различных статьях некоторых философов, преподавателей, да и

вообще тех, кто не обходил стороной столь интересного вопроса. В работе

также следует осветить не только теоретическую сторону взятого вопроса, но

и обратить внимание на проявление вкуса в различных сферах эстетики. Ибо

вопрос вкуса в нашем обществе занимает довольно важное место, даже не на

подсознательном уровне.

Глава 1 Определение эстетического вкуса

Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-

исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному

понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его

формирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина с

различных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения о

вкусе

1. История появления термина.

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей

повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства,

эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный

характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в

словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая

судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются.

Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю

появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации

(гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства,

выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей

специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с

древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты

с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии

катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания.

Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила

только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана

категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения

одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По

аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое,

солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и

распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую

художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого

художественного уровня в искусстве и т.п.

Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин «вкус» (gusto)

встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана

(«Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей

человеческого познания, специально ориентированную на постижение

прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали

крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII

в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие

проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных

категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется

как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет

красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание

оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования

социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.

2. Определение вкуса с точки зрения различных философов

Бычков В.В. «Вкус»

В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился

уже в XVII-XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма

(Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали её с позиций рационализма и

нормативизма, представители английской сенсуалистической эстетики

(Шефтсбери, Хом и др.) выводили эстетический вкус из человеческих ощущений,

но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Бёрку,

утверждавшим всеобщность эстетического вкуса, Юм подчёркивал его

субъективность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике

Канта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характер

эстетического вкуса. Развивая традиции русской революционно-демократической

мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика

рассматривает эстетический вкус как социально-историческое явление,

диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и

общечеловеческого. Индивидуальный эстетический вкус представляет собой

эстетическую установку, формирующуюся в новый опыт, опосредствуя каждое

новое эстетическое восприятие и переживание. Эстетический вкус является

субъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мере

интуитивна, то есть эмоционально предшествует рациональному эстетическому

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.