Рефераты. В.И. Вернадский. Учение о ноосфере и современное глобальное мышление






о ноосфере» есть такие слова: «Мысль не есть форма энергии. Как же может

она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не

разрешен».

Действительно, ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью

мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты.

«Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего

проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает

ее разумом».

Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума,

которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос.

Может показаться странным, что он постоянно подчеркивает, утверждает идею

ноосферы, не упоминая, скажем, о сфере человека или человечества, об эпохе

человека. Тогда не возникло бы никаких недоуменных вопросов о роли разума в

преобразовании природы: ведь человек соединяет в себе два мира, две

«сферы»— мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая

неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе

трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого

организма.

Разум подобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума

сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно

выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса...

Но не вернее ли говорить о том, что создания человека воплощают не только

его разум, но и чувства, волю, умение, силу, сноровку? Одним лишь

напряжением ума невозможно сдвинуть даже спичку. Разум выполняет роль

организатора, руководителя, провидца. Он совершенно необходим, но

недостаточен для изменения материальных процессов.

И все-таки главная отличительная черта человека — разум, бесконечно

увеличивающий возможности людей. «...Все человечество, вместе взятое,—

писал Вернадский,— представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его

связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным

этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на

нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической

силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей

жизни...»

Основные положения учения о ноосфере

Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,

значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет

понять место и роль исторического развития человечества в эволюции

биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере,

является то, что человек не является самодостаточным живым существом,

живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и

является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной

неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать

Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное

явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде

жизни но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная

связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека

на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в

последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.

«...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические

силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание

убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового

состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно

связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и

мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». [1, c.

26] Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на

окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область

минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама

превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась

новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в

эволюцию биосферы». [1, c. 27]

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой

является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль

социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский

писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю

планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния

одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на

изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда

биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». [1, c. 27]

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы.

Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством

организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого

лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе

естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,

по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, c. 28]

Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно

организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в

биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее

заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области

жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную

массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли

окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы

человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со

скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

[1, c. 34]

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и

должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной

личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном

аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном

аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной

оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он

не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И

он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы

находимся в условиях единого геологического исторического процесса,

охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые

происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем

социальная, научная и культурная связанность человечества только

усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех

человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие

годы чуть не ежегодно». [1, c. 88]

Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод

французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий

момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то

есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа

представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не

случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все

человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего

человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.

Таким образом:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как

всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном

ее пространстве-времени;

2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет

эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной

мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и

переходящее геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного

человечества» — поскольку она является формой организации новой

геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и

уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее

исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.

Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,

чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не

было». [1, c. 46]

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием

сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,

неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.