Рефераты. В.И. Вернадский Учение о ноосфере и современное глобальное мышление






момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,

публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией

биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения

ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития

мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой

экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все

это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам

жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать

как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать ,в биосферном —

планетном аспекте.

Наука как основной фактор ноосферы

Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как

геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь

человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого

углубляется единство биосферы и человечества.

Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время

наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества.

Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.

Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки,

на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за

применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли

науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют

актуальное значение для нашего времени.

Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства

развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму

абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука –

создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее

содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,

создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из

научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием

является в ней научная работа живых людей...» [2, c. 252] Так что наука –

социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов,

обобщений и, конечно, человеческого разума.

Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу

Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику

планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В

переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли,

резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера,

перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое

состояние – в ноосферу.

История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой

геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не

случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия

превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного

понимания и основанного на ней социального труда человечества». [1, c. 44]

Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной

мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера

может создаваться только при этом условии.

Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико,

что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В

настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность

этого явления, потому что научно понять – значит поставить явление в рамки

реальной космической реальности. Но то что мы можем увидеть – это то, что

наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной

мысли реально смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится

ярко и ясно только через сотни лет.

Появление разума и результата его деятельности – организация науки –

важнейший факт в развитии планеты, возможно даже превышающий все,

наблюдаемое до настоящего времени. Научная деятельность сейчас приобрела

такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубину

исследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть

научное движение, размаха которого в биосфере еще не было.

Но еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике

науки. Здесь в следствии вновь открытых областей научных фактов вызвали

одновременное изменение самых основ нашего научного познания, понимания

окружающего. Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями

новых областей научных фактов являются вскрывшиеся перед нами

неоднородность Космоса, всей реальности и неоднородность нашего познания.

Вернадский писал, что сейчас надо различать три реальности: реальность в

области жизни человека, то есть наблюдаемую реальность; микроскопическую

реальность атомных явлений, не наблюдаемую человеческим глазом; реальность

в глобальном космическом масштабе. «Различение трех реальностей имеет

неоценимое значение как для понимания связи человечества с биосферой, так и

для анализа закономерностей развития науки». [1, c. 74]

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объекты

может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы

биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из

относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может

получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в

биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу

космического внеземного вещества...» [1, c. 128] Таким образом, научная

мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления в

конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся

основной областью знания, из окружающей реальности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный

рост.

3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий

независимо от человеческой воли.

4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума

есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в

изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного,

синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей

живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение

для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и

биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой

интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.

В современных условиях задачей первостепенной важности является

возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки

проблем биогеохимии.

Задачи по созиданию ноосферы

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты

сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы.

Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по

созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений

о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития

человечества с точки зрения Вернадского.

Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все

больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится

Вселенской категорией.

2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что

интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование

размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей

никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не

может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые

для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти

от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста

научного знания». [1, c. 50]

Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в

развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский,

конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового

развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач

сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы

является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии

государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне)

научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в

ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни.

Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это –

«вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и

правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.