Рефераты. Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии






благородного пути". Выдвигаемые здесь положения охватывают три сферы

психической жизни и социальной деятельности адепта учения – когнитивную

сферу (праджня), в которой устраняется даже бессознательная субъективная

ориентация; сферу добродетельного повеления (шила), включающую наряду с

непосредственными поведенческими актами также помыслы, мотивы и вербальное

поведение, и сферу монашеской духовной практики – буддийской йогической

психотехники (самадхи).

Раннебуддийские школы.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной религиозной

доктриной. Напротив, учение всячески поощряло индивидуальный духовный

поиск. Следовательно, не удивительно, что со временем возникло множество

философско-религиозных школ и течений. Традиционно выделяют три основных

направления, или яны (колесницы).

Хинаяна (малая колесница) – упрощенное толкование Дхармы. Позднее

возникло немало школ, носящих это название. Именно о них и пойдёт речь в

данном разделе. В наше время эта традиция известна как тхеравада (путь

старших).

Махаяна (большая колесница) оформилась как самостоятельное учение на

рубеже 1 тысячелетия н.э. и наряду с другими течениями возникла на основе

индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных

странах, особенно в Китае и Японии.

Ваджраяна (алмазная колесница), впитавшая тантрические традиции,

получила распространение в Тибете.

Не смотря на то, что более поздние школы буддизма заявляют о своей

аутентичности учению Гаутамы, наиболее близким к первоисточнику следует

считать тексты на языке пали (самая древняя и полная коллекция наставлений

Будды). В рамках традиции тхеравады представлены концепции, максимально

приближенные к оригиналу.

Школа стхавиравадинов.

Примерно в 345 г. до н.э. состоялся Второй Всебуддийский Собор, на

котором окончательно определился раскол между махасангхиками (которые

утверждали доминирующее значение монашеского служения) и стхавиравадинами,

приверженцами консервативных взглядов. Последние являются единственными

современными представителями традиции тхеравады. Адепты этого учения

утверждали, что Гаутама был простым смертным, и его последователи, архаты,

достигали такого же просветления, как и Учитель. Они практиковали

традиционные медитативные техники, сопровождаемые анализом дхарм, и

отрицали всяческие спекуляции, связанные с именем Будды. Согласно

воззрениям традиционалистов, то, что человек воспринимает на чувственном

уровне, является внешним и независимым от восприятия миром. Человеческий

опыт не может служить достаточным основанием для далеко идущих выводов о

внешних факторах, которые существуют сами по себе. Таким образом,

эмпирическое восприятие позволяет лишь констатировать факты и более

детально исследовать их в процессе медитации.

Школа сарваставадинов.

Эта школа отделилась от учения стхавиравадинов во 2 в. до н.э.

Философия учения может быть выражена словами сарвам асти ("всё

существует"), утверждающими существование дхарм во временном континууме – в

настоящем, прошлом и будущем. Когда человек вспоминает эпизод из прошлого,

он получает знание в настоящем на основе дхармы, существующей в прошлом.

Таким образом заявлялась сущность феноменов вне зависимости от временной

принадлежности; на основе этой посылки становится понятным действие

кармических законов на низшем уровне проявления, когда причина и следствие

сосуществуют в один период времени, хотя и имеют различные режимы

проявления.

В остальном дальнейшее развитие этой школы осуществлялось в рамках

традиции махаяны. Новые концепции были связаны с Колесом Жизни и шестью

методами – средствами достижения совершенства (парамитами).

Школа саутрантиков.

Это направление отделилось от предыдущего. Отрицая абхидхарму,

практиковавшуюся другими школами, адепты учения не признавали временную

тройственность состояний дхармы и заявляли об уникальности последней в

каждый момент времени. Согласно этой концепции человек, воспринимая какое-

либо явление, фактически имеет дело с конкретным ментальным образом. Даже

если допустить вероятность того, что образ вызван уже существующей дхармой,

этому нет никаких доказательств; соответственно, к моменту появления образа

дхарма перестаёт существовать. В этой связи возникает концептуальная

проблема. Так, если дхармы не имеют временной протяжённости, становится

непонятным действие изначального кармического закона. Встаёт вопрос: каким

образом то, что более не существует, может влиять на состояние

объекта/субъекта в настоящем? Согласно учению, поступки одухотворяют разум

и, соответственно, влияю на то, что случится в будущем.

3.2. Джайнизм.

Возникновение джайнизма.

Центральной идеей этого религиозно - философского учения является

принцип ахимсы (не причинения вреда). Джайнизм главной целью ставит

реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят

спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможность

сознания. Джина в буквальном переводе означает "победитель".

Основателем джайнизма считают Ришабхадеву, а наиболее известными

проповедниками его являются: Аджитанах, Ариштанемы и Парешнатх. Парешнатх

жил за 200 лет до Вардхаманы. Его ученики называются шветамбарами, а

последователи Вардхаманы – дигамбарами. Шветамбары отказались от всего,

кроме носимой одежды (паридхань), а дигамбары отказались даже и от одежды.

Вардхамана объединил обе общины (сампрадайи), но после его смерти они снова

распались. В возрасте 28 лет Вардхамана покинул родительский дом

(грихатяг). Двенадцать лет строгую (катхор) отшельническую жизнь. Во время

своих скитаний он познакомился с основателем оппозиционной индуистской

секты аджавиков – Госалой. Принято считать, что в возрасте 40-42 лет он

достиг просветления; с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а

его последователей стали называть джинами или джайнами – соратниками

победителя.

После тридцати лет подвижничества Махавира ушёл из жизни, прибегнув к

добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечке Пава,

неподалёку от современного города Патна, который стал местом джайнского

паломничества. К моменту его смерти джайнская община была весьма

многочисленной, причём преобладали женщины-монахи. В соответствии с

традицией монахов поддерживали светские спонсоры. В буддийских книгах

(грантхах), основателя джайнизма называют также Нигантханатапуттой

(абсолютно освободившемся).

Виды познания.

Философы - джайнисты считают, что имеется пять видов познания (джняны):

мати, шрути, авидхи, манах-парьяя и кевала.

Мати представляет собой познание, получаемое с помощью непосредственного

(пратьякша) восприятия (индрии). Она включает в себя память (смрити) и

сознание людей (сангью). Это познание основано на наблюдении и

исследовании. Мати-джняна делится на три вида:

Знание (упалабдхи)

> Память (смрити)

> Понимание (упайогу)

Мати - джняна - это познание, полученное посредством индрий и ума. Она

постигается после наблюдения или рассмотрения (даршаны). Знания, полученные

посредством знаков (чинхов), символов (пратик) и слов (шабд), носят

название шрути-джняна. Мати-джняна даёт нам знание в результате контакта

(санспарши) с объектом, а шрути-джняна посредством описания (ворнаны) его.

Шрути-джняна бывает четырёх видов:

> Ассоциация (лабдхи)

> Внимание (бхвана)

> Понимание (упайога)

> Ная (так называется значимая сторона какой-либо вещи).

Авидхи – это непосредственное получение знания о вещах, отдаленных во

времени и пространстве.

Манах – парьяя – это знание, приобретённое непосредственно от других

людей.

При посредстве кевалы, или совершенного знания (пурна-джняна), мы

познаём все вещи (васту) и их модификации (паривартаны). Такое знание

возникает лишь в том случае, если душа (атма) освободилась от всех оков

(бандхан). Это знание не поддаётся описанию, оно может быть только ощутимо

(анубхава).

Мати, шрути и авидхи – способы познания, в которых возможна ошибка, а

манах – парьяя и кевала не могут быть неправильными. Достоверность познания

заключается в его практической эффективности (карья - карика). Всякие

подлинные знания являются необходимыми знаниями. Недостоверное (матхья)

познание непоследовательно (асангати), а достоверное (сатья) познание –

последовательно. Характерная черта недостоверного познания – сомнение

(сандеха). Ошибочное познание возникает из-за пассивности и

невнимательности (аневадханта). Из восьми способов познания пять правильных

и три неправильных. А один способ познания проявляет активность, или

действует (сакрия) в определённое время. Познание называется

непосредственным (пратьякша), если оно получается немедленно (сарасари), и

опосредствованным (парокша), если оно зависит от какого-либо другого (анар)

вида познания. Мати и шрути относятся к парокше (т.е. это опосредствованное

познание), а авидхи, манах – парьяя и кевала составляют пратьякшу (т.е. это

непосредственное познание). Мати, или обычное познание, является парокшей,

поскольку оно зависит от органов чувств (идрий).

В процессе познания какого-либо объекта (васту) одновременно познаёшь и

самого себя (сваян). Если сам не познаёшь своего собственного бытия, никто

другой не сможет дать тебе этого познания. Познание всегда осваивается

(свангкар) самим.

Сознание, или чайтанья, является сущностью (сармартой) дживы. Чайтанья

проявляется посредством восприятия (даршаны) и понимания. С помощью

восприятия подробности (кхунтинати) не воспринимаются, а посредством

понимания (джняны) они воспринимаются. Восприятие общего (садяран) без

частностей (вишешей) называется наблюдением, или даршаной. Это наблюдение

не даёт нам пространных знаний о вещах (васту). Даршана имеет несколько

ступеней (стар):

> На ступени вьянджана – аваграха в результате возбуждения

периферийные органы чувств (индрии) приводят субъекта в известную

связь с объектом.

> Затем наступает артха – аваграха, на которой сознание (чайтанья)

возбуждается, испытываются ощущения (санведана) и субъект получает

поверхностные знания об объекте.

> Когда ум (манас) стремится познать объект в общем, на этой стадии

он получает название "иха".

> На ступени авьяй происходит объединение прошлого и настоящего,

получение знаний о данном объекте, не называя его ни "иха"

("этот"), ни "уха" ("тот").

> Та ступень, на которой мы хотим познать качества вещи, носит

название "представление" – дхаране. На этой ступени в нашем уме

складываются впечатления (чпаха) об объектах, в результате чего мы

можем вспомнить позднее данный объект.

Последователи джайнизма полагают, что существует две формы познания:

*пранама – это познание природы вещей в их отношении к нам.

*ная – это точка зрения, исходя из которой, мы излагаем своё отношение

к вещам. Существует семь видов най:

1. Найгамная, посредством неё познаётся природа целеустремлённой жизни.

2. Санграханая, она даёт возможность познать общие черты.

3. Вьвахариканная - это такой способ познания, когда мы познаём вещи

полностью посредством нашего опыта.

4. Риджусутранная – такой способ познания, когда учитывается положение

вещи в каком-то особом пункте или месте и определённом моменте, причём

реальность представляется как явление переходящее.

5. Шабданная – это такое суждение, которое исходит из того факта, что

каждое название имеет своё собственное значение, причём допускается,

что одну и ту же вещь можно объяснить посредством разных наименований,

или слов.

6. Санавирудханная – такой способ познания, когда значение слова

устанавливается на основе смысла их корней.

7. Эвамбхутаная – это особая форма суждения, предполагающая, что из

многих сторон и форм проявления вещи посредством анализа корня слова

понимается только один аспект её, и именно этот аспект, или сторона,

является реальным, правильным значением слова, термина.

Заключение.

Индийская философия – это истинно "живые плоды", продолжающие питать

своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила

полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного

воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идёт с Востока",

"истины о происхождении рода человеческого", которыми были заняты многие

философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 года прошлого века – очевидное

свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с

Индией. Индийская философия – это не только экзотика, а именно та

притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.

Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к

внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной

личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и

живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека,

способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам

есть во всём. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному

миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок

человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости

и т. п. к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил В.Соловьёв,

индийское сознание надолго истощило свои силы.

Список литературы.

1. Бонгард-Левин "Древнеиндийская цивилизация". – М.1980.

2. Кочетов А.Н. "Буддизм". – М. 1983.

3. Рой М. "История индийской философии". – М. 1958.

4. Томпсон М. "Восточная философия". – М. 2000.

5. Васильев Л.С. "История религий востока". – М. 1986.

6. Мень А. "История религий". – М. 1994.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.