Рефераты. Ученый и философ, политик и религиозный деятель






что само по себе неограниченно, но ограничивается ими.

«Предел» и «беспредельное», или неограниченное, – элементы всего

существующего, и даже чисел. Пифагорейцы отождествляют предельное с

нечетным, а неограниченное с четным числом. Мир представляется пифагорейцам

окруженным воздушной бездной, которую он в себя вдыхает, и, если бы мир не

вдыхал в себя этой воздушной «пустоты», в нем бы не было пустых

пространств, все сливалось бы в сплошной непрерывности, в безразличном

единстве. Единство борется с беспредельностью, которую оно в себя

втягивает, и результатом взаимодействия двух начал является «число»,

определенное множество. Как только первоначальное «единое» сложилось среди

беспредельного, ближайшие чисти этого беспредельного были стянуты и

ограничены силой предела. Вдыхая в себя беспредельное, единое образует

внутри себя определенное место, разделяется пустыми промежутками, которые

дробят его на отдельные друг от друга части – протяженные единицы,

являющимися «первыми в области чисел», составными частями чисел и всех тел.

Таким образом, по представлениям пифагорейцев, составными частями всех

вещей являются элементы числа, которые в свою очередь состоят из предела и

беспредельного. На этом особенно настаивал Аристотель, полагая особенностью

пифагорейцев то, что предельное и беспредельное не рассматривается ими как

составная часть других сущностей таких как огонь, вода, земля, а само

беспредельное и предельное является основой всего.

2.4. Таблица противоположностей.

Некоторые пифагорейцы принимали следующие десть начал, перечисляемых в

параллельном порядке:

предел и беспредельное

нечет и чет

единство и множество

правое и левое

самец и самка

покоящееся и движущееся

прямое и кривое

свет и тьма

добро и зло

квадрат и продолговатый четырехугольник

В этой таблице следует обратить внимание на то, что противоположности

разделяются на два ряда: первый ряд «предельного» носит положительный, а

второй ряд «беспредельного» – отрицательный характер. Первый является рядом

света, добра, единства мужского (активного) начала, второй, противоположный

первому, – рядом недостатка, неопределенности, мрака, женского (пассивного)

начала. Позже Платоном и Аристотелем все эти противоположности были сведены

к дуализму формы – деятельной, образующей силы, дающей всему определенную

меру, устройство, и материи – беспредельной и неопределенной, пассивной и

бесформенной, приобретающей определенные формы под воздействием силы

первого начала. Несмотря на кажущуюся искусственность попытки согласовать в

этой таблице геометрические, арифметические, физические и этические начала,

именно в ней впервые был предпринята попытка обозначить тот дуализм,

который лежит в ее основе.

В связи с этим возникает еще одна проблема: как соединяются,

сочетаются, согласуются между собой противоположные начала? Пифагорейцы

считали, что сочетание это невозможно без некоторого равновесия. Перевес

одной из противоположностей приводит к нарушению гармонии,

противоположности, сочетаясь друг с другом в борьбе, должны уравновешивать,

нейтрализовать друг друга в вечном процессе. Иначе противоположные и

разнородные начала не могли бы войти в стройное целое Вселенной.

Музыкальная гармония, или согласие различных тонов представляется

пифагорейцами как случай всемирной гармонии, ее звуковым выражением.

Музыкальная гармония определяется числовыми соотношениями тонов: кварты –

3:4, квинты – 2:3, октавы – 1:2. Октава и называется «гармонией», в которой

раскрывается тайна внутреннего согласия одного и двух, единого и делимого,

чета и нечета. И это единство в разнородном, согласие в различии, которое

наблюдается в музыкальной гармонии, раскрывается во всей Вселенной.

Следует отметить попытки Филолая, современника Сократа, объяснить

строение стихий через известные пифагорейцам правильные многогранники,

сводя физические свойства к геометрическим. Так огонь, по его мнению,

состоит из правильных тетраэдров, воздух из октаэдров, земля из кубов, вода

из двадцатигранников. Стихии эти были заимствованы у Эмпидокла, но

оставался еще додекаэдр, и соответственно ему Филолай принимает еще пятую

стихию эфир.

У пифагорейцев было несколько попыток объяснения мира, но они считали,

что природа требует не человеческого, а божественного понимания, истина

доступна лишь богам, а человеку остается строить предположения. Только в

области математики возможно приблизиться к божественному знанию,

исключающему ложь, а поэтому именно на основе чисел строятся все модели и

предположения.

3. Космология.

Космические тела, по мнению пифагорейцев, как и все в мире, слагаются

из величин, из предела и беспредельного, а сам мир представляет собой

сферу, находящуюся в беспредельной пустоте и «вдыхающей» ее в себя. В

центре сферы находится огонь – Гестия (очаг Вселенной, дом Зевса, матерь

богов или алтарь, связь и мера природы). Вокруг него движутся десять

божественных тел: небо неподвижных звезд, пять планет, под ними солнце,

луна, земля, а под землею «противоземелье» – особая десятая планета,

которую пифагорейцы принимали для круглого счета, в виду божественности

декады. С помощью «противоземелья» объяснялись лунные затмения, хотя позже

ее заменяли «кометой».

Космические тела произошли из центрального тела, поэтому оно и

называется «матерь богов». Эти тела прикреплены к прозрачным кругам или

сферам. Планеты вращаются от запада к востоку, обращенные к центральному

огню неизменно одной и той же стороной. Так же вращается и земля, мы не

видим этого огня, потому что земля обращена к нему другой стороной, поэтому

наше полушарие не согревается им. Оно воспринимает его свет и тепло через

отражение лучей от солнца, которое, как и луна, представляет собой

стекловидный шар, отражающий центральный огнь. Частицы огня, уносимые в

наиболее темные и холодные сферы мирового пространства, освещают, согревают

и оживляют их своим движением.

Несмотря на то, что эти представления были далеки от истинных,

пифагорейская астрономия делает важный шаг вперед, отвергающий

геоцентрическую теорию. Несмотря на то, что в модели пифагорейцев земля не

вращается вокруг оси, суточные движения вокруг некоторого центра уже

присутствует, было предположено суточное движение всего неба вокруг земли и

отвергнуто ее центральное положение. В IV в. это привело пифагорейцев,

сиракузян Гикета и Экфанта, к догадке о вращении земли вокруг своей оси.

Также пифагорейцы признавали круглую форму земли, а солнечные затмения

объясняли прохождением луны между солнцем и землей, изменения времен года –

наклонным положением земной орбиты по отношению к солнечной.

Своеобразное представление у пифагорейцев было о «гармонии сфер»:

прозрачные круги или сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются

между собой промежутками, которые относятся друг к другу как интервалы

тонов октавы. Всякое быстро движущееся тело при этом издает звук, высота

которого соответствует скорости движения, поэтому планеты или их сферы

звучат при движении и производят созвучие, являясь семью группами небесного

гептахорда. Эта гармония сфер не различается нашим слухом, потому что она

звучит непрерывно. Интересно, что согласно этой теории речь идет лишь о

семи планетах, нижней из которых является луна. О «противоземелье» здесь

еще не идет речи, а земля остается неподвижной, таким образом, теория эта,

по всей видимости, относится к более раннему периоду развития пифагорейской

школы.

Изучением органического мира пифагорейцы интересовались достаточно

мало, хотя близкий к ним врач-философ Алкмеон первый занялся анатомией,

физиологией и эмбриологией. Он указал на мозг как центр умственной

деятельности, к которому через особые каналы, или «поры», стекаются

ощущения от органов чувств. Он же создал общую теорию болезней, по которой

здоровье зависит от равновесия противоположных элементов нашего организма,

болезнь – от нарушения этого равновесия.

Предметом практически всех исследований и трудов пифагорейцев является

внешний мир, поэтому, несмотря на огромную роль религии в союзе, на веру в

бессмертие и переселение души, само учение о душе не получило у них

глубокого научного или философского развития. Душа представляется

пифагорейцам движущейся пылинкой, частицей вечного огня, это своего рода

«астральное тело», которое движется вечно подобно солнцу, луне и другим

«астральным телам». Другие определения, приписываемые пифагорейцам, говорят

о том, что душа это гармония, или душа это число, соответствующее их точке

зрения о том, что «все небо есть гармония и число» и, также как и первое,

показывающие небесную природу души. Небо воплощает в себе математическую

законность и божественность числа, а, следовательно, наша душа, способна к

познания математической истины, имеет в себе разум, есть существо, сродное

божественному, небесному. Освобожденная из «темницы» тела, чистая душа

возносится в высшие, надлунные сферы. Все небесные явления, а с ними и

явления земной жизни, управляются «числом», то есть математическим законом,

повторяются с определенной периодичностью, и среди поздних пифагорейцев

встречаются представления о том, что души, подобно планетам и всему небу,

подчинены роковому закону круговорота. Как светила восходят и заходят в

определенный срок и затмения наступают периодически, так и душа, по

прошествии определенного астрономического цикла, соединяется с новым телом

и вновь покидает его.

Вера в объективный закон и меру всего, вера в разумное начало –

«число», составляющее основу Вселенной, оказала влияние и в нравственной

области на веру в естественную правду, в меру и закон, царствующий и в

нравственном мире. По мнению пифагорейцев, мудрый должен проводить в жизнь

эту меру и закон – начало «космоса», или разумного порядка и красоты,

являясь врагом всего безмерного и неограниченного – всякой неумеренности,

невоздержания, беззакония.

Заключение.

Литература.

1. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

2. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.

3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Под редакцией В.Ф. Асмуса.

М., 1975.

4. Электронные материалы лекций по философии.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.