что само по себе неограниченно, но ограничивается ими.
«Предел» и «беспредельное», или неограниченное, – элементы всего
существующего, и даже чисел. Пифагорейцы отождествляют предельное с
нечетным, а неограниченное с четным числом. Мир представляется пифагорейцам
окруженным воздушной бездной, которую он в себя вдыхает, и, если бы мир не
вдыхал в себя этой воздушной «пустоты», в нем бы не было пустых
пространств, все сливалось бы в сплошной непрерывности, в безразличном
единстве. Единство борется с беспредельностью, которую оно в себя
втягивает, и результатом взаимодействия двух начал является «число»,
определенное множество. Как только первоначальное «единое» сложилось среди
беспредельного, ближайшие чисти этого беспредельного были стянуты и
ограничены силой предела. Вдыхая в себя беспредельное, единое образует
внутри себя определенное место, разделяется пустыми промежутками, которые
дробят его на отдельные друг от друга части – протяженные единицы,
являющимися «первыми в области чисел», составными частями чисел и всех тел.
Таким образом, по представлениям пифагорейцев, составными частями всех
вещей являются элементы числа, которые в свою очередь состоят из предела и
беспредельного. На этом особенно настаивал Аристотель, полагая особенностью
пифагорейцев то, что предельное и беспредельное не рассматривается ими как
составная часть других сущностей таких как огонь, вода, земля, а само
беспредельное и предельное является основой всего.
2.4. Таблица противоположностей.
Некоторые пифагорейцы принимали следующие десть начал, перечисляемых в
параллельном порядке:
предел и беспредельное
нечет и чет
единство и множество
правое и левое
самец и самка
покоящееся и движущееся
прямое и кривое
свет и тьма
добро и зло
квадрат и продолговатый четырехугольник
В этой таблице следует обратить внимание на то, что противоположности
разделяются на два ряда: первый ряд «предельного» носит положительный, а
второй ряд «беспредельного» – отрицательный характер. Первый является рядом
света, добра, единства мужского (активного) начала, второй, противоположный
первому, – рядом недостатка, неопределенности, мрака, женского (пассивного)
начала. Позже Платоном и Аристотелем все эти противоположности были сведены
к дуализму формы – деятельной, образующей силы, дающей всему определенную
меру, устройство, и материи – беспредельной и неопределенной, пассивной и
бесформенной, приобретающей определенные формы под воздействием силы
первого начала. Несмотря на кажущуюся искусственность попытки согласовать в
этой таблице геометрические, арифметические, физические и этические начала,
именно в ней впервые был предпринята попытка обозначить тот дуализм,
который лежит в ее основе.
В связи с этим возникает еще одна проблема: как соединяются,
сочетаются, согласуются между собой противоположные начала? Пифагорейцы
считали, что сочетание это невозможно без некоторого равновесия. Перевес
одной из противоположностей приводит к нарушению гармонии,
противоположности, сочетаясь друг с другом в борьбе, должны уравновешивать,
нейтрализовать друг друга в вечном процессе. Иначе противоположные и
разнородные начала не могли бы войти в стройное целое Вселенной.
Музыкальная гармония, или согласие различных тонов представляется
пифагорейцами как случай всемирной гармонии, ее звуковым выражением.
Музыкальная гармония определяется числовыми соотношениями тонов: кварты –
3:4, квинты – 2:3, октавы – 1:2. Октава и называется «гармонией», в которой
раскрывается тайна внутреннего согласия одного и двух, единого и делимого,
чета и нечета. И это единство в разнородном, согласие в различии, которое
наблюдается в музыкальной гармонии, раскрывается во всей Вселенной.
Следует отметить попытки Филолая, современника Сократа, объяснить
строение стихий через известные пифагорейцам правильные многогранники,
сводя физические свойства к геометрическим. Так огонь, по его мнению,
состоит из правильных тетраэдров, воздух из октаэдров, земля из кубов, вода
из двадцатигранников. Стихии эти были заимствованы у Эмпидокла, но
оставался еще додекаэдр, и соответственно ему Филолай принимает еще пятую
стихию эфир.
У пифагорейцев было несколько попыток объяснения мира, но они считали,
что природа требует не человеческого, а божественного понимания, истина
доступна лишь богам, а человеку остается строить предположения. Только в
области математики возможно приблизиться к божественному знанию,
исключающему ложь, а поэтому именно на основе чисел строятся все модели и
предположения.
3. Космология.
Космические тела, по мнению пифагорейцев, как и все в мире, слагаются
из величин, из предела и беспредельного, а сам мир представляет собой
сферу, находящуюся в беспредельной пустоте и «вдыхающей» ее в себя. В
центре сферы находится огонь – Гестия (очаг Вселенной, дом Зевса, матерь
богов или алтарь, связь и мера природы). Вокруг него движутся десять
божественных тел: небо неподвижных звезд, пять планет, под ними солнце,
луна, земля, а под землею «противоземелье» – особая десятая планета,
которую пифагорейцы принимали для круглого счета, в виду божественности
декады. С помощью «противоземелья» объяснялись лунные затмения, хотя позже
ее заменяли «кометой».
Космические тела произошли из центрального тела, поэтому оно и
называется «матерь богов». Эти тела прикреплены к прозрачным кругам или
сферам. Планеты вращаются от запада к востоку, обращенные к центральному
огню неизменно одной и той же стороной. Так же вращается и земля, мы не
видим этого огня, потому что земля обращена к нему другой стороной, поэтому
наше полушарие не согревается им. Оно воспринимает его свет и тепло через
отражение лучей от солнца, которое, как и луна, представляет собой
стекловидный шар, отражающий центральный огнь. Частицы огня, уносимые в
наиболее темные и холодные сферы мирового пространства, освещают, согревают
и оживляют их своим движением.
Несмотря на то, что эти представления были далеки от истинных,
пифагорейская астрономия делает важный шаг вперед, отвергающий
геоцентрическую теорию. Несмотря на то, что в модели пифагорейцев земля не
вращается вокруг оси, суточные движения вокруг некоторого центра уже
присутствует, было предположено суточное движение всего неба вокруг земли и
отвергнуто ее центральное положение. В IV в. это привело пифагорейцев,
сиракузян Гикета и Экфанта, к догадке о вращении земли вокруг своей оси.
Также пифагорейцы признавали круглую форму земли, а солнечные затмения
объясняли прохождением луны между солнцем и землей, изменения времен года –
наклонным положением земной орбиты по отношению к солнечной.
Своеобразное представление у пифагорейцев было о «гармонии сфер»:
прозрачные круги или сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются
между собой промежутками, которые относятся друг к другу как интервалы
тонов октавы. Всякое быстро движущееся тело при этом издает звук, высота
которого соответствует скорости движения, поэтому планеты или их сферы
звучат при движении и производят созвучие, являясь семью группами небесного
гептахорда. Эта гармония сфер не различается нашим слухом, потому что она
звучит непрерывно. Интересно, что согласно этой теории речь идет лишь о
семи планетах, нижней из которых является луна. О «противоземелье» здесь
еще не идет речи, а земля остается неподвижной, таким образом, теория эта,
по всей видимости, относится к более раннему периоду развития пифагорейской
школы.
Изучением органического мира пифагорейцы интересовались достаточно
мало, хотя близкий к ним врач-философ Алкмеон первый занялся анатомией,
физиологией и эмбриологией. Он указал на мозг как центр умственной
деятельности, к которому через особые каналы, или «поры», стекаются
ощущения от органов чувств. Он же создал общую теорию болезней, по которой
здоровье зависит от равновесия противоположных элементов нашего организма,
болезнь – от нарушения этого равновесия.
Предметом практически всех исследований и трудов пифагорейцев является
внешний мир, поэтому, несмотря на огромную роль религии в союзе, на веру в
бессмертие и переселение души, само учение о душе не получило у них
глубокого научного или философского развития. Душа представляется
пифагорейцам движущейся пылинкой, частицей вечного огня, это своего рода
«астральное тело», которое движется вечно подобно солнцу, луне и другим
«астральным телам». Другие определения, приписываемые пифагорейцам, говорят
о том, что душа это гармония, или душа это число, соответствующее их точке
зрения о том, что «все небо есть гармония и число» и, также как и первое,
показывающие небесную природу души. Небо воплощает в себе математическую
законность и божественность числа, а, следовательно, наша душа, способна к
познания математической истины, имеет в себе разум, есть существо, сродное
божественному, небесному. Освобожденная из «темницы» тела, чистая душа
возносится в высшие, надлунные сферы. Все небесные явления, а с ними и
явления земной жизни, управляются «числом», то есть математическим законом,
повторяются с определенной периодичностью, и среди поздних пифагорейцев
встречаются представления о том, что души, подобно планетам и всему небу,
подчинены роковому закону круговорота. Как светила восходят и заходят в
определенный срок и затмения наступают периодически, так и душа, по
прошествии определенного астрономического цикла, соединяется с новым телом
и вновь покидает его.
Вера в объективный закон и меру всего, вера в разумное начало –
«число», составляющее основу Вселенной, оказала влияние и в нравственной
области на веру в естественную правду, в меру и закон, царствующий и в
нравственном мире. По мнению пифагорейцев, мудрый должен проводить в жизнь
эту меру и закон – начало «космоса», или разумного порядка и красоты,
являясь врагом всего безмерного и неограниченного – всякой неумеренности,
невоздержания, беззакония.
Заключение.
Литература.
1. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
2. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.
3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Под редакцией В.Ф. Асмуса.
М., 1975.
4. Электронные материалы лекций по философии.
Страницы: 1, 2, 3