посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. “Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете”
[17].
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может
и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте
отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в
планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в
планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной
земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из
которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой
всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что
впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического
процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что
любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с
каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества
только усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие
годы чуть не ежегодно” [18].
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал
повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в
настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в
ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и
направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу.
Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю
планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и
научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в
технике связи. Таким образом:
Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные
корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью,
подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее
геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного
человечества” — поскольку она является формой организации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и
уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.
Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,
чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было”
[19].
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием
сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный
момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,
публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как
эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки
зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки
развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза
мировой экологической катастрофы, производство средств массового
уничтожения — все это должно иметь преходящее значение.
Заключение
В целом, предложенный В.И.Вернадским научный подход к изучению всех
природных явлений в рамках биосферы - области нахождения живых организмов
вероятно, правильный. Однако, вопрос о совершающемся (или совершённом)
переходе биосферы в новое состояние ноосферу - является вопросом
философским, и поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.
Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В
полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу.
Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем
современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о
необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте.
Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется
сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба
человечества — это единая судьба.
Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих
факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода,
планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с
геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого
общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом
(«взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную
связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и
вводит понятие ноосферы.
Необходимо иметь в виду, что задача созидания биосферы — это задача
сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего
человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи
всех народов мира. В нашей стране идеи учения о биосфере органично связаны
с революционной перестройкой социалистического общества. Народовластие,
демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и
народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к
природопользованию и т. п.
Устремленность в будущее, таким образом,— характерная черта учения о
биосфере, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его
сторон.
Список литературы
1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Владимир Вернадский:
Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения
потомков./Сост. Г.П.Аксенов. - М.: Современник, 1993.
2. Вернадский В.И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и
косных тел биосферы. // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные
труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П.Аксенов.
- М.: Современник, 1993.
3. Сб. "Биосфера" ст. "Несколько слов о ноосфере" М.,Мысль,1967.
"В.И.Вернадский. Материалы к биографии" М.,изд-во "Молодая гвардия",1988.
4. Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере. // Вернадский В.И. Начало и
вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой,
И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.
5. Соколов Б.С. Вернадский и XX век. // Природа. 1988, №2.
6. Лапо А.В. “Следы былых биосфер”, М. – 1979г.
7. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. // Вернадский В.И. Начало и
-----------------------
[1] Вернадский В.Н. Начало и вечность жизни. – М.: Республика, 1989. –
С.156.
[2] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.185
[3] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.181
[4] Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. – М., 1940. – С.49.
[5] К.М аркс и Ф.Энгельс, Соч. т.20, с.616
[6] В.И.Вернадсиий. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.,
1965, с. 283, 286; Биогеохимические очерки, М.– Л., 1940, с.185
[7] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,
с.136
[8] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,
с.132
[9] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,
с.134
[10] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,
с.143
[11] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,
с.140
[12] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,
с.331
[13] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.26
[14] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.27
[15] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.27
[16] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.28
[17] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.34
[18] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.88
[19] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.46
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6