Рефераты. Учение Р. Декарта о методе






разум и отыскать истину в науке".

В Рассуждении центральная проблема метафизики – отношение сознания и

материи – получила решение, которое, истинно оно или ложно, остается самой

влиятельной доктриной Нового времени. В Рассуждении также рассмотрен вопрос

о кровообращении; Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея, но ошибочно

заключает, что причиной сокращения сердца является теплота, которая

концентрируется в сердце и по кровеносным сосудам сообщается всем частям

тела, а также само движение крови. В Диоптрике он формулирует закон

преломления света, объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз,

имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и

микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует

идеи «волновой» теории света и делает попытку «векторного» анализа движения

(свет, по Декарту, есть «стремление к движению»). Он развивает теорию

сферической аберрации – искажения изображения, вызванного сферической

формой линзы, – и указывает, каким образом ее можно исправить; объясняет,

как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что

в будущем назовут ирисовой диафрагмой, а также искателя для телескопа,

гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости

изображения (впоследствии названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора

(плоско-выпуклой линзы) и конструкций, позволявших осуществлять тонкие

движения микроскопа. В следующем приложении, Метеорах, Декарт отвергает

понятие теплоты как жидкости (т. н. «калорической» жидкости) и формулирует

по сути кинетическую теорию теплоты; он также выдвигает идею специфической

теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера получения и

сохранения тепла, и предлагает формулировку закона соотношения объема и

температуры газа (впоследствии названного законом Шарля). Декарт излагает

первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает верное и

детальное описание и объяснение явления радуги. В Геометрии он

разрабатывает новую область математики – аналитическую геометрию, соединяя

ранее существовавшие раздельно дисциплины алгебры и геометрии и решая за

счет этого проблемы той и другой области. Из его идей впоследствии

возникает главное достижение математики Нового времени – дифференциальное и

интегральное исчисления, которые были изобретены Готфридом Лейбницем и

Исааком Ньютоном и стали математической основой классической физики.

Если эти достижения действительно были продуктом нового метода, то

Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность;

однако в Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не

считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано,

разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно,

располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к

сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь

всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо

более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила

для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii), который остался

наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был

опубликован только после смерти философа.

3."Правила для руководства ума"

Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-

первых, он предназначен для "руководства ума" в направлении его

усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной

степени совершенства, искусства, смог открыть, "изобрести", обрести из

самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это,

следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в

смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами

методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана заранее,

ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может

воспользоваться "всякий ... как бы ни был посредственен его ум", для

успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение

на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир

"самих вещей, которые могут быть познаны".

Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме

метода математического предстает в "Правилах..." как картина внутри

логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном,

отправном пункте этого развития, в своем "замысле ".

По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из

которых должна была включать 12 "Правил". В первой части предстояло

изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать

эмпирию объектом теоретического исследования: построить математическую

модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как

такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен,

состоит из полных восемнадцати "Правил"; следующие три "Правила" обозначены

лишь заголовками, и после обозначенного таким образом "Правила ХХ1" Декарт

ставит "Конец".

Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой

этизнаменитые правила.

ПРАВИЛО I

Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы

он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

ПРАВИЛО II

Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум кажется

способным достичь достоверных и несомненных познаний.

ПРАВИЛО III

В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что

о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно

и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может

быть достигнуто иначе.

ПРАВИЛО IV

Метод необходим для отыскания истины.

ПРАВИЛО V

Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть

направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго

соблюдем его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к

более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по

тем же ступеням к познанию всех остальных.

ПРАВИЛО VI

Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и

придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором

мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить,

какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие: дальше,

ближе или одинаково.

ПРАВИЛО VII

Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе

и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и

охватить достаточной и методической энумерацией.

ПРАВИЛО VIII

Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш

ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не

исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.

ПРАВИЛО IX

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и

долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать

в них истину.

ПРАВИЛО Х

Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в

исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже

самые незначительные, искусства, но в особенности те, которые объясняют или

предполагают порядок.

ПРАВИЛО ХI

После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них

какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного

движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить

одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание

сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.

ПРАВИЛО ХII

Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта,

воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений

и для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть

его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть

сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств,

находящихся в распоряжении человека.

ПРАВИЛО ХIII

Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех излишних

представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же

количество возможных частей посредством энумерации.

ПРАВИЛО ХIV

Сказанное следует отнести и к реальному протяжению тел; это протяжение

нужно всецело представлять в виде простых фигур : таким образом оно

сделается более понятным для интеллекта.

ПРАВИЛО ХV

Большей частью полезно чертить эти фигуры и преподносить их внешним

чувствам, для того чтобы таким образом нам было легче сосредоточивать

внимание нашего ума.

ПРАВИЛО ХVI

Что же касается измерений, не требующих в данный момент внимания

нашего ума, хотя и необходимых для заключения, то лучше изображать их в

виде сокращенных знаков, чем полных фигур. Таким образом, именно память не

будет нам изменять и вместе с тем мысль не будет разбрасываться, чтобы

удержать в себе эти измерения, в то время как она занята выведением других.

ПРАВИЛО ХVII

Встретившуюся трудность надо просматривать прямо, не обращая внимания

на то, что некоторые из ее терминов известны, а некоторые неизвестны, и

интуитивно следовать правильным путем по их взаимной зависимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.