разум и отыскать истину в науке".
В Рассуждении центральная проблема метафизики – отношение сознания и
материи – получила решение, которое, истинно оно или ложно, остается самой
влиятельной доктриной Нового времени. В Рассуждении также рассмотрен вопрос
о кровообращении; Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея, но ошибочно
заключает, что причиной сокращения сердца является теплота, которая
концентрируется в сердце и по кровеносным сосудам сообщается всем частям
тела, а также само движение крови. В Диоптрике он формулирует закон
преломления света, объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз,
имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и
микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует
идеи «волновой» теории света и делает попытку «векторного» анализа движения
(свет, по Декарту, есть «стремление к движению»). Он развивает теорию
сферической аберрации – искажения изображения, вызванного сферической
формой линзы, – и указывает, каким образом ее можно исправить; объясняет,
как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что
в будущем назовут ирисовой диафрагмой, а также искателя для телескопа,
гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости
изображения (впоследствии названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора
(плоско-выпуклой линзы) и конструкций, позволявших осуществлять тонкие
движения микроскопа. В следующем приложении, Метеорах, Декарт отвергает
понятие теплоты как жидкости (т. н. «калорической» жидкости) и формулирует
по сути кинетическую теорию теплоты; он также выдвигает идею специфической
теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера получения и
сохранения тепла, и предлагает формулировку закона соотношения объема и
температуры газа (впоследствии названного законом Шарля). Декарт излагает
первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает верное и
детальное описание и объяснение явления радуги. В Геометрии он
разрабатывает новую область математики – аналитическую геометрию, соединяя
ранее существовавшие раздельно дисциплины алгебры и геометрии и решая за
счет этого проблемы той и другой области. Из его идей впоследствии
возникает главное достижение математики Нового времени – дифференциальное и
интегральное исчисления, которые были изобретены Готфридом Лейбницем и
Исааком Ньютоном и стали математической основой классической физики.
Если эти достижения действительно были продуктом нового метода, то
Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность;
однако в Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не
считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано,
разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно,
располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к
сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь
всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо
более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила
для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii), который остался
наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был
опубликован только после смерти философа.
3."Правила для руководства ума"
Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-
первых, он предназначен для "руководства ума" в направлении его
усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной
степени совершенства, искусства, смог открыть, "изобрести", обрести из
самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это,
следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в
смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами
методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана заранее,
ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может
воспользоваться "всякий ... как бы ни был посредственен его ум", для
успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение
на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир
"самих вещей, которые могут быть познаны".
Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме
метода математического предстает в "Правилах..." как картина внутри
логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном,
отправном пункте этого развития, в своем "замысле ".
По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из
которых должна была включать 12 "Правил". В первой части предстояло
изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать
эмпирию объектом теоретического исследования: построить математическую
модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как
такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен,
состоит из полных восемнадцати "Правил"; следующие три "Правила" обозначены
лишь заголовками, и после обозначенного таким образом "Правила ХХ1" Декарт
ставит "Конец".
Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой
этизнаменитые правила.
ПРАВИЛО I
Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы
он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
ПРАВИЛО II
Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум кажется
способным достичь достоверных и несомненных познаний.
ПРАВИЛО III
В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что
о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно
и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может
быть достигнуто иначе.
ПРАВИЛО IV
Метод необходим для отыскания истины.
ПРАВИЛО V
Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть
направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго
соблюдем его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к
более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по
тем же ступеням к познанию всех остальных.
ПРАВИЛО VI
Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и
придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором
мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить,
какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие: дальше,
ближе или одинаково.
ПРАВИЛО VII
Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе
и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и
охватить достаточной и методической энумерацией.
ПРАВИЛО VIII
Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш
ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не
исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.
ПРАВИЛО IX
Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и
долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать
в них истину.
ПРАВИЛО Х
Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в
исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже
самые незначительные, искусства, но в особенности те, которые объясняют или
предполагают порядок.
ПРАВИЛО ХI
После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них
какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного
движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить
одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание
сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.
ПРАВИЛО ХII
Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта,
воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений
и для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть
его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть
сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств,
находящихся в распоряжении человека.
ПРАВИЛО ХIII
Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех излишних
представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же
количество возможных частей посредством энумерации.
ПРАВИЛО ХIV
Сказанное следует отнести и к реальному протяжению тел; это протяжение
нужно всецело представлять в виде простых фигур : таким образом оно
сделается более понятным для интеллекта.
ПРАВИЛО ХV
Большей частью полезно чертить эти фигуры и преподносить их внешним
чувствам, для того чтобы таким образом нам было легче сосредоточивать
внимание нашего ума.
ПРАВИЛО ХVI
Что же касается измерений, не требующих в данный момент внимания
нашего ума, хотя и необходимых для заключения, то лучше изображать их в
виде сокращенных знаков, чем полных фигур. Таким образом, именно память не
будет нам изменять и вместе с тем мысль не будет разбрасываться, чтобы
удержать в себе эти измерения, в то время как она занята выведением других.
ПРАВИЛО ХVII
Встретившуюся трудность надо просматривать прямо, не обращая внимания
на то, что некоторые из ее терминов известны, а некоторые неизвестны, и
интуитивно следовать правильным путем по их взаимной зависимости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5