Рефераты. Учение Платона об идеальном государстве






по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при

жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.

Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда

производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон

оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает

пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые

продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только

соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в

достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов

- правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.

1. Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи -

противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники

перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за

отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать

своей работе учеников.

2. Ограничение функций рабочего одним-единственным видом

специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому

работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который

определяется не им самим, а предписывается правителями государства.

3. Строжайшее повиновение. Оно обусловлено всем строем убеждений рабочего и

прямо следует из основной для него доблести - сдерживающей меры.

К самому труду как таковому, отношение Платона не только

безразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежность

производительного труда для существования и благосостояния общества в целом

не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным

почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов он

удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора. В

третьей книге «Государства» есть место, где Платон помещает кузнецов,

ремесленников, перевозчиков на весельных судах, а их начальников рядом с

худыми людьми - пьяницами, бешеными и непристойно ведущими себя. Всем таким

людям по Платону, не только не следует подражать, но и внимания обращать на

них не следует.

Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы

каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль

работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи.

Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.

Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и

специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет

ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в

государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о

рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.

Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения

класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие

полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание

рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они

свободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве.

Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его

сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е.

землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только

этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его

производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в

экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено

философам и воинам.

Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее

государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном

крепостничестве в идеальном государстве Платона.

В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением

вечному и абсолютному миру идей.

Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано

и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только

кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы,

несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено

до степени египетского кастового строя.

Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало кто

обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок,

свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны

беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.

Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона,

реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми

его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное

художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.

Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов

в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и

аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.

В утопии Платона не только выражены представления философа об

идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты

действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного

идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое

происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие

очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность

высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг

от друга.

Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое является

профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с

его вечно правильными, механически и геометрически размеренными движениями?

Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии,

являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие только

чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что

обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего

непосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражает

рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.

Платон остался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции,

в спартанско-критском духе.

В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов,

но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы.

Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная

личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство

в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего

великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы

способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все

признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим

образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать

счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить

счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и

необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их

обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности

города».

Заключение

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все

черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те

катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое

значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых

государственных и общественных деятелей.

Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма

и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли

платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в

отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства.

Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими

историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась

публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон

понял характерную для античного полиса связь единичного с целым,

зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида

государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им

проекта идеального общественно-политического устройства.

Список использованной литературы

1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975

2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая

гвардия», 1993

3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.