Рефераты. Учение Платона о государстве






быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствует

возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных

действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым

господство над бедными. Имущественная противоположность, неуклонно

развиваясь, становится заметной даже по внешности тех и других. С

другой стороны, сами условия общественной жизни делают неизбежными

не только частые встречи бедных с богатыми, но даже их совместные

действия: в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных

против богатых приводит к восстанию. «Демократия, на мой взгляд, —

пишет Платон, — осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу,

некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных

уравняют в гражданских правах и в замещении государственных

должностей, что при демократическом строе происходит большей частью

по жребию .

В демократии, как и в идеальном государстве, все граждане

делятся на три класса, которые находятся между собою во вражде.

Первый класс составляют ораторы и демагоги, лжеучители мудрости,

которых Платон называет трутнями с жалом. Второй класс — богачи,

представители ложной умеренности; это трутни без жала. Третий класс

— бедняки рабочие, постоянно враждующие под влиянием первого класса

со вторым, которых Платон уподобляет рабочим пчелам. В демократии,

по Платону, из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит

потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: «наглость они

будут называть просвещенностью, разнузданность — свободою,

распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством.

Платон правдиво и красочно описывает демократический строй:

«Здесь господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает себя

все позволенным; в государстве водворяется полная безурядица.

Сдержанные прежде страсти и желания выступают во всей своей

необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство

владычествуют в обществе. В правление возводятся люди, которые

льстят толпе; исчезает уважение к власти и закону; дети равняют себя

родителям, ученики наставникам, рабы господам. Наконец. Самый

избыток свободы подрывает ее основы, ибо одна крайность вызывает

другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою

богатством, знатностью или способностями. Отсюда новые, беспрерывные

раздоры. Богатые составляют заговоры, чтобы защитить свое достояние,

а народ ищет себе вождя. Последний мало-помалу забирает в свои руки;

он окружает себя наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все

народные права и становится тираном .

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее

вырастает ее продолжение и противоположность — тирания . Чрезмерная

свобода обращается в чрезмерное рабство; это власть одного над всеми

в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как

вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран

добивается власти как «ставленник народа» . В первые дни и в первое

время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет

себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от

долгов, народу и близким к себе раздает земли и претворяется

милостивым и кротким в отношении ко всем . Он ищет опоры в рабах и в

людях самого низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он

находит преданность. «Тирания — наихудший вид государственного

устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее

выдающихся людей — потенциальных противников, постоянное

инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т.п.),

подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным

предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто

мужествен, великодушен, разумен или богат. Таковым является далеко

не полный перечень злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой

книги «Государства», где содержится критика Платоном тиранического

правления, которая, по мнению В.С. Нерсесянц, является «возможно,

самая выразительная во всей мировой литературе».

Для людей, живущих в условиях порочного государственного

строя, характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей,

ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому

благу (в тимократии — безудержная страсть к военным успехам, в

олигархии — к богатству, в демократии - к безграничной свободе, в

тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и

губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства гибнет

из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и

злоупотреблений последним.

Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к

изначальному строю — правлению мудрых.

Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим

следующие выводы из диалога Платона «Государство»:

1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он

понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то

хорошо и для гражданина.

2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и

чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к

анархии, а второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так

как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.

3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое

Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения

граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми

богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто

осуществляет управление государством.

4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего

соответствует интересам государства и граждан, так как всем

гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается

иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время

отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем

необходимым.

6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное

воспитание детей.

7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия;

недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор,

лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая

— это тирания.

8. Исходными формами правления, из которых произошли все

другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны

присутствовать в каждом государстве.

Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона

не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все

государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству

человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав

был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в

которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во

всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».

Начертанный проект наилучшей организации государства и

общества философ считает осуществимым только для греков: для других

народов он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к

устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением

времени Платон и сам охладевает к своей модели идеального

государства после неудачной попытки реализовать ее на практике.

3. Заключение

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности

имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в

те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела

нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны

некоторых государственных и общественных деятелей.

Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий

социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на

Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли

коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то

есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и

политически не признавался советскими историками результатом

исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим

мифом новейшего антикоммунизма.

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким

реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь

единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого,

обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон

превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-

политического устройства.

4. Список использованной литературы

1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975

2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.:

«Молодая гвардия», 1993

3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.