Рефераты. Теория самоорганизации






системы. Оно и привело. В конце концов, к появлению центральной нервной

системы, мозга, а позднее и интеллекта.

Появление интеллекта как высшей познавательной способности живого

существа - это не просто ещё один важнейший этап в истории развития нервной

системы, подобный появлению ЦНС, управляемой мозгом. Это было началом

перехода к новому периоду в едином мировом процессе саморазвития

материального мира, периода, в котором материя обретает способность

познавать саму себя, а следовательно, предвидеть некоторые последствия

активности мозга. Появляется принципиальная возможность изменения многих

черт мирового эволюционного процесса, т.е. выбора пути развития. С этим

связано обретение эволюционным процессом новых стимулов и возможностей для

направляемого развития. В условиях Земли эта возможность возникает вместе с

совершенствованием человека, его общественной организации, при определённом

уровне развития науки и техники. Появление на Земле интеллекта - настолько

же естественный и закономерный этап в её истории, как и появление на ней

жизни. Это значит, что жизнь и интеллект представляют собой естественные и,

может быть, типичные особенности процесса самоорганизации материи.

Зачатки интеллекта, безусловно, встречаются у ряда существ, стоящих

ниже человека на ступенях эволюционной лестницы. Но слово “интеллект” мы

связываем, прежде всего, с человеком, поскольку человеческий интеллект

качественно отличается от разума животных. Человек способен мыслить

абстрактно, формировать общие понятия, отрываться в мышлении от сиюминутной

реальности, рефлексировать; и, следовательно, иметь возможность изучать не

только окружающий мир, но и себя. В понятие интеллекта, если рассматривать

его с точки зрения информатики, включаются способность предвидеть некоторые

события и, прежде всего, результат собственных действий, анализировать и

оценивать своё состояние и окружающую обстановку и принимать решения,

сообразуясь со своими представлениями о своих целях и об окружающем мире.

Но интеллект это ещё и способность формулировать цели, отличать плохое от

хорошего, изобретать, совершать открытия, устанавливать причинные связи

между событиями и т.д.; при этом ,наверно, одно из главнейших свойств

интеллекта - способность к абстагированию, к отвлечённому мышлению,

благодаря которым возникают самосознание и рефлексия.

С указанных позиций попробуем интерпретировать начальные стадии

антропогенеза и развития разума и показать возможную схему процессов, в

результате которых внутри стада неоантропов возникли новые связи между

отдельными особями, между стадом и окружающей средой, представить себе, как

эти связи деформировались по мере того , как наш предок приобретал новые

свойства, всё более отдаляющие его от животных, как действовали алгоритмы

эволюции в критические, поворотные моменты истории человечества.

Данный процесс самоорганизации не был однозначным и прямолинейным. Он

приводил к разным формам прачеловека, как тем, которые были способны

успешно развиваться в природных условиях, так и к тем, которые практически

остановились в своём развитии, а затем и уничтожались жёстким естественным

отбором. Причём наибольшие перспективы в будущем не всегда оказывались у

тех, кто сегодня показался бы сильным и благополучным. Ведь те приматы, к

которым принадлежали наши предки, относились не к самым сильным и наилучшим

образом приспособленным к жизни в тропическом лесу, и когда около

миллионов лет назад началось общее похолодание климата, уменьшилась

влажность и стала сокращаться площадь тропических лесов, они ушли из леса

жить в опасной саванне, где обстоятельства жизни качественно другие. И

начался стремительный переходный процесс, который должен был привести либо

к вымиранию вида, либо к формированию совершенно новой организации, иного

биологического вида. Произошло именно последнее.

Чтобы не погибнуть, наш предок должен был приучиться к новой пище и

отказаться от вегетарианства, что сделало его более сильным, энергичным и

подвижным. Поскольку австралопитек не мог теперь в минуту опасности

забраться на дерево, то, чтобы знать, что происходит вокруг, ему было

необходимо встать на задние лапы. Благодаря этому у него высвободились

передние конечности, которые постепенно превратились в руки, способные

использовать палку или камень в качестве орудия для добычи пищи или защиты.

Т.о., трудности подобного образа жизни позволили нашему предку реализовать

потенциальные возможности, заложенные в него эволюцией. В этих условиях,

видимо, даже ничтожное превосходство “квазиинтеллекта” начинало давть

огромный эффект, что позволило выживать уже не самым сильным, а самым

находчивым. Отсюда - высочайшая скорость эволюции ( особенно мозга). Наш

предок в кратчайшие сроки овладел возможностями использовать примитивные

средства, бывшие в его распоряжении, и создавать новые вещи, ранее

неизвестные природе - орудия труда из камня, дерева, кости; человек

начинает использовать огонь.

Произошло в т. ч. изменение морфологии мозга, выразившееся в появлении

лобных долей, которые качественно изменили мироощущение индивида. Произошло

и изменение структуры мозга, особенно степень резервирования. У человека

она равна нескольким сотням, у приматов, собак, дельфинов - в пределах 10.

Начальная стадия антропогенеза очень показательна с точки зрения

теории самоорганизации. Возникновение новой стабильной структуры – человека

разумного – началось в заведомо неблагоприятных для человека условиях.

Австралопитеки должны были погибнуть, вытесненные их привычной среды

обитания. Но потенциал эволюции необъятен, а пути не предсказуемы. Именно

эта неблагоприятная коллизия, резко обострившая противоречия их жизни,

подняла их на качественно новый уровень развития и заставила однажды

превратиться в людей. Подобная перестройка (бифуркация), изменившая сам

харктер эволюционного развития, можно назвать неолитической революцией. С

ней связаны первые табу, положившие основу нравственности, особенно табу

“не убей”, которое заложило основы современной нравственности и тем самым

привело эволюцию на рельсы общественного развития. Возникла новая система

сохранения и передачи коллективной информации от учителя к ученику.

Необходимость такой системы и связанное с ней распространение языка,

необходимость сохранения умельцев, жрецов и т. п. людей, способных

создавать, накапливать и передавать информацию и были, вероятно, основной

причиной кардинальной перестройки основного содержания эволюционного

процесса. С этой революцией, видимо, связан и феномен возникновения

духовного мира человека. Почему этот духовный мир столь разнообразен и

неповторим для каждого человека? Может быть потому, что различное

многомерное видение мира приводит к поведенческому разнообразию, что

облегчает адаптацию вида к изменяющимися условиям жизни, и т. о.

разнообразие духовного мира – некий аналог генетического разнообразия,

которое обеспечивает стабильность существования популяции.

Но при всем этом испокон палеолита и мезолита еще не выделялся из

основной природы, а оставался “естественной” его составляющей и полностью

вписывался в естественные биогеохимические циклы.

Вторая кардинальная перестройка процесса развития рода человеческого

произошла в неолите. Ее принято называть неолитической революцией. В чем ее

суть?

Появление лука, копий, усовершенствование каменного оружия, методов

коллективной охоты, наконец, просто увеличение количества населения,

впервые поставило проблему Мальтуса в планетарном масштабе. Люди научились

эффективно охотиться и быстро уничтожали стада мамонтов и других крупных

копытных, которые составляли основу людского рациона. Потребности человека

перестали соответствовать ресурсным возможностям экологической ниши. Возник

первый экологический кризис, он с небольшим промежутком времени охватил все

континенты, исключая, может быть, зоны тропического леса.

Человечество оказалось на грани катастрофы. Возможность гибели от

голода стала реальностью для большинства племён планеты. В это время

происходит резкое сохранение численности населения, вызванное, с одной

стороны, кроме того, ледниковым периодом, с другой - борьбой за

сокращающийся и жизненно необходимый ресурс. Но люди сумели преодолеть

экологический кризис. Они изобрели земледелие, а чуть позже и скотоводство.

Экологическая ниша человечества качественно расширилась.

Обычно принято подчёркивать, что в результате неолитической революции

человек научился ставить себе на службу новые силы природы, в ещё большей

степени подчинить её своим потребностям. В действительности произошло нечто

большее. Появление земледелие и скотоводства создало основу для появления

частной собственности. Этот феномен оказался мощнейшим стимулом

человеческой деятельности и развития цивилизации вообще.

Более того, частная собственность (земля и скот), оказалась той формой

организации производительных сил общества, которая наилучшим образом

соответствовала уровню их развития. Теперь человеку, обладавшему землёй и

скотом стало проще обеспечить своё выживание. Появление прибавочного

продукта сделало возможным удовлетворение и других потребностей, о которых

человек ранее и не подозревал, и которые росли и развивались. У человека

появлялись новые цели, новые интересы, связанные с дальнейшим развитием

этой собственности. Их удовлетворение стало мощнейшим стимулом

совершенствования орудий труда. Возник новый тип производственных

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.