системы. Оно и привело. В конце концов, к появлению центральной нервной
системы, мозга, а позднее и интеллекта.
Появление интеллекта как высшей познавательной способности живого
существа - это не просто ещё один важнейший этап в истории развития нервной
системы, подобный появлению ЦНС, управляемой мозгом. Это было началом
перехода к новому периоду в едином мировом процессе саморазвития
материального мира, периода, в котором материя обретает способность
познавать саму себя, а следовательно, предвидеть некоторые последствия
активности мозга. Появляется принципиальная возможность изменения многих
черт мирового эволюционного процесса, т.е. выбора пути развития. С этим
связано обретение эволюционным процессом новых стимулов и возможностей для
направляемого развития. В условиях Земли эта возможность возникает вместе с
совершенствованием человека, его общественной организации, при определённом
уровне развития науки и техники. Появление на Земле интеллекта - настолько
же естественный и закономерный этап в её истории, как и появление на ней
жизни. Это значит, что жизнь и интеллект представляют собой естественные и,
может быть, типичные особенности процесса самоорганизации материи.
Зачатки интеллекта, безусловно, встречаются у ряда существ, стоящих
ниже человека на ступенях эволюционной лестницы. Но слово “интеллект” мы
связываем, прежде всего, с человеком, поскольку человеческий интеллект
качественно отличается от разума животных. Человек способен мыслить
абстрактно, формировать общие понятия, отрываться в мышлении от сиюминутной
реальности, рефлексировать; и, следовательно, иметь возможность изучать не
только окружающий мир, но и себя. В понятие интеллекта, если рассматривать
его с точки зрения информатики, включаются способность предвидеть некоторые
события и, прежде всего, результат собственных действий, анализировать и
оценивать своё состояние и окружающую обстановку и принимать решения,
сообразуясь со своими представлениями о своих целях и об окружающем мире.
Но интеллект это ещё и способность формулировать цели, отличать плохое от
хорошего, изобретать, совершать открытия, устанавливать причинные связи
между событиями и т.д.; при этом ,наверно, одно из главнейших свойств
интеллекта - способность к абстагированию, к отвлечённому мышлению,
благодаря которым возникают самосознание и рефлексия.
С указанных позиций попробуем интерпретировать начальные стадии
антропогенеза и развития разума и показать возможную схему процессов, в
результате которых внутри стада неоантропов возникли новые связи между
отдельными особями, между стадом и окружающей средой, представить себе, как
эти связи деформировались по мере того , как наш предок приобретал новые
свойства, всё более отдаляющие его от животных, как действовали алгоритмы
эволюции в критические, поворотные моменты истории человечества.
Данный процесс самоорганизации не был однозначным и прямолинейным. Он
приводил к разным формам прачеловека, как тем, которые были способны
успешно развиваться в природных условиях, так и к тем, которые практически
остановились в своём развитии, а затем и уничтожались жёстким естественным
отбором. Причём наибольшие перспективы в будущем не всегда оказывались у
тех, кто сегодня показался бы сильным и благополучным. Ведь те приматы, к
которым принадлежали наши предки, относились не к самым сильным и наилучшим
образом приспособленным к жизни в тропическом лесу, и когда около
миллионов лет назад началось общее похолодание климата, уменьшилась
влажность и стала сокращаться площадь тропических лесов, они ушли из леса
жить в опасной саванне, где обстоятельства жизни качественно другие. И
начался стремительный переходный процесс, который должен был привести либо
к вымиранию вида, либо к формированию совершенно новой организации, иного
биологического вида. Произошло именно последнее.
Чтобы не погибнуть, наш предок должен был приучиться к новой пище и
отказаться от вегетарианства, что сделало его более сильным, энергичным и
подвижным. Поскольку австралопитек не мог теперь в минуту опасности
забраться на дерево, то, чтобы знать, что происходит вокруг, ему было
необходимо встать на задние лапы. Благодаря этому у него высвободились
передние конечности, которые постепенно превратились в руки, способные
использовать палку или камень в качестве орудия для добычи пищи или защиты.
Т.о., трудности подобного образа жизни позволили нашему предку реализовать
потенциальные возможности, заложенные в него эволюцией. В этих условиях,
видимо, даже ничтожное превосходство “квазиинтеллекта” начинало давть
огромный эффект, что позволило выживать уже не самым сильным, а самым
находчивым. Отсюда - высочайшая скорость эволюции ( особенно мозга). Наш
предок в кратчайшие сроки овладел возможностями использовать примитивные
средства, бывшие в его распоряжении, и создавать новые вещи, ранее
неизвестные природе - орудия труда из камня, дерева, кости; человек
начинает использовать огонь.
Произошло в т. ч. изменение морфологии мозга, выразившееся в появлении
лобных долей, которые качественно изменили мироощущение индивида. Произошло
и изменение структуры мозга, особенно степень резервирования. У человека
она равна нескольким сотням, у приматов, собак, дельфинов - в пределах 10.
Начальная стадия антропогенеза очень показательна с точки зрения
теории самоорганизации. Возникновение новой стабильной структуры – человека
разумного – началось в заведомо неблагоприятных для человека условиях.
Австралопитеки должны были погибнуть, вытесненные их привычной среды
обитания. Но потенциал эволюции необъятен, а пути не предсказуемы. Именно
эта неблагоприятная коллизия, резко обострившая противоречия их жизни,
подняла их на качественно новый уровень развития и заставила однажды
превратиться в людей. Подобная перестройка (бифуркация), изменившая сам
харктер эволюционного развития, можно назвать неолитической революцией. С
ней связаны первые табу, положившие основу нравственности, особенно табу
“не убей”, которое заложило основы современной нравственности и тем самым
привело эволюцию на рельсы общественного развития. Возникла новая система
сохранения и передачи коллективной информации от учителя к ученику.
Необходимость такой системы и связанное с ней распространение языка,
необходимость сохранения умельцев, жрецов и т. п. людей, способных
создавать, накапливать и передавать информацию и были, вероятно, основной
причиной кардинальной перестройки основного содержания эволюционного
процесса. С этой революцией, видимо, связан и феномен возникновения
духовного мира человека. Почему этот духовный мир столь разнообразен и
неповторим для каждого человека? Может быть потому, что различное
многомерное видение мира приводит к поведенческому разнообразию, что
облегчает адаптацию вида к изменяющимися условиям жизни, и т. о.
разнообразие духовного мира – некий аналог генетического разнообразия,
которое обеспечивает стабильность существования популяции.
Но при всем этом испокон палеолита и мезолита еще не выделялся из
основной природы, а оставался “естественной” его составляющей и полностью
вписывался в естественные биогеохимические циклы.
Вторая кардинальная перестройка процесса развития рода человеческого
произошла в неолите. Ее принято называть неолитической революцией. В чем ее
суть?
Появление лука, копий, усовершенствование каменного оружия, методов
коллективной охоты, наконец, просто увеличение количества населения,
впервые поставило проблему Мальтуса в планетарном масштабе. Люди научились
эффективно охотиться и быстро уничтожали стада мамонтов и других крупных
копытных, которые составляли основу людского рациона. Потребности человека
перестали соответствовать ресурсным возможностям экологической ниши. Возник
первый экологический кризис, он с небольшим промежутком времени охватил все
континенты, исключая, может быть, зоны тропического леса.
Человечество оказалось на грани катастрофы. Возможность гибели от
голода стала реальностью для большинства племён планеты. В это время
происходит резкое сохранение численности населения, вызванное, с одной
стороны, кроме того, ледниковым периодом, с другой - борьбой за
сокращающийся и жизненно необходимый ресурс. Но люди сумели преодолеть
экологический кризис. Они изобрели земледелие, а чуть позже и скотоводство.
Экологическая ниша человечества качественно расширилась.
Обычно принято подчёркивать, что в результате неолитической революции
человек научился ставить себе на службу новые силы природы, в ещё большей
степени подчинить её своим потребностям. В действительности произошло нечто
большее. Появление земледелие и скотоводства создало основу для появления
частной собственности. Этот феномен оказался мощнейшим стимулом
человеческой деятельности и развития цивилизации вообще.
Более того, частная собственность (земля и скот), оказалась той формой
организации производительных сил общества, которая наилучшим образом
соответствовала уровню их развития. Теперь человеку, обладавшему землёй и
скотом стало проще обеспечить своё выживание. Появление прибавочного
продукта сделало возможным удовлетворение и других потребностей, о которых
человек ранее и не подозревал, и которые росли и развивались. У человека
появлялись новые цели, новые интересы, связанные с дальнейшим развитием
этой собственности. Их удовлетворение стало мощнейшим стимулом
совершенствования орудий труда. Возник новый тип производственных
Страницы: 1, 2, 3, 4