Рефераты. Теория детерминизма Лапласа и её критика






академиков секции языка и литературы Парижской академии наук.В 1820 г.

Лаплас организовал расчёты координат Луны по формулам его теории

возмущений. Новые таблицы хорошо согласовывались с наблюдениями и имели

большой успех.

Последние годы жизни Лаплас провёл с семьёй в Аркейле. Он занимался

изданием “Трактата о небесной механике”, работал с учениками. Несмотря на

крупные доходы, жил он очень скромно. Кабинет Лапласа украшали копии с

картин Рафаэля. Зимой 1827 г. Лаплас заболел. Утром 5 марта 1827 г. он

умер. Последние слова его были: “То, что мы знаем, так ничтожно по

сравнению с тем, чего мы не знаем”.

Физическая основа идей лапласовского детерминизма:

Зародившаяся в ХУII веке классическая физика в следующем веке набрала

силу и заставила философов изменить взгляд на многие вещи, в частности на

понятие "состояние". В ХУШ веке это понятие становится существенным

элементом новой картины мира, становление и развитие которой связано прежде

всего с развитием аналитической механики как основополагающей дисциплины в

естествознании. Предпринимаются попытки перехода к охвату механическим

описанием всех сторон действительности. Основой для решения этой задачи

стало изложение механики на языке аналитики. Наступил третий период

развития классической механики. В этот период развивается и уточняется

понятие механического состояния как функции от времени. Это понятие

разрабатывается в трудах Эйлера и в особенности Лагранжа. Анализируя работы

Эйлера, Лагранжа, Гамильтона, можно сделать вывод, что в аналитической

механике, в отличие от механики Ньютона, где понятие "состояние" отражает

способ реализации, проявления существования объектов (механических), это

понятие стало означать тождественный себе физический объект. Это связано

прежде всего с четко выраженной дифференциацией движения, отраженной в

непрерывно действующем законе, связывающем положение и скорость системы со

временем и позволяющем отождествить систему в любое мгновение.

Кроме того, понятие "состояние" было распространено на Вселенную, что

вызывалось представлением о Вселенной как изолированной системе. В этом

весьма существенное отличие толкования содержания данного понятия в

аналитической механике от его толкования в механике Галилея – Ньютона. Мир

Галилея – Ньютона был открытым. Ньютон говорил поэтому т о л ь к о о

состоянии отдельных систем, но не о состоянии мира в целом, так как

Вселенная представлялась ему неограниченной и бесконечной в пространстве и

времени. В связи с выделением состояний отдельных объектов возникла

проблема смежности состояний. Если понимать под смежностью непрерывную

передачу действия через пространство (действие путем контакта), то в

концепции- Ньютона, где господствовала идея дальнодействия, вопрос о

смежности не вставал или, в лучшем случае, сводился к отношению

сосуществования, которое характеризуется рядоположенностью, как определяет

ее М.А.Парнюк.

К этому следует добавить, что были известны также отношения

сосуществования во времени, которые конкретизируются в данном случае в виде

связи состояний одного объекта в течение времени. Эта связь состояний

отражена в уравнениях движения. Пространственное же сосуществование

проявляется в связях состояний рядоположенных объектов в один и тот же

момент времени.

Г.В.Лейбниц также выделяет состояния только отдельных вещей, но состояния

эти вследствие признания их смежности понимаются им во взаимосвязи и

взаимодействии в отличие от концепции Ньютона, в которой они только связаны

друг с другом. "Все во Посланной. – пишет Лейбниц, – находится в такой

связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, и всякое

данное состояние объяснимо естественным образом только из непосредственно

предшествующих ему". Исходя из идеи непрерывности, Лейбниц отвергал идею

дальнодействия и выдвинул доктрину о непосредственном действии,

производимом контактными сипами через некоторого посредника. На основе этих

представлений вопрос о смежности состояний решался естественным образом:

смежность состояний – необходимое следствие идеи непрерывности и идеи

близкодействия. Но в классической механике идея смежности состояний не

получила большого распространения из-за господства идеи дальнодействия.

Однако для теории поля, как мы в дальнейшем увидим, она имеет большое

методологическое значение.

Взгляды Лейбница на взаимосвязь, состояний вещей, которые составляют

Вселенную, и на определяющую роль этой взаимосвязи в эволюции Вселенной при

экстраполяции понятия "состояние" на Вселенную как целое сыграли важнейшую

роль в возникновении лапласовского детерминизма.

Астрономическая основа идей лапласовского детерминизма.

Начиная с работ Кеплера астрономия также стала находится в состоянии

непрерывного подъема. Кеплер точно показал, что все звёзды и планеты

двигаются по строго определённым законам. Ньютон вывел теоретическое

обоснование этих законов. Последователи Кеплера и Галлея в своих

наблюдениях проверяли теорию практикой и когда наблюдалась несовпадение они

высказывали гипотезу и если расчёт был проведён верно, то вскоре по

вычисленным данным обнаруживалась новая планета, спутник, астероид и т. д.

Таким образом каждое отклонение от строго заданных законов движения только

подтверждало эти законы. Естественно возникала мысль а том, что если законы

строги и определённы для небесных тел, то наверное также обстоит дело и с

телами земными. Тем более что аналогичная попытка, предпринятая Ньютоном,

увенчалась успехом и на аналогиях с планетами была построены вся

классическая физика. В своей работе Лаплас напрямую приводит успехи

астрономии как доказательство того, что всё подчиняется определённым

законам:

«Позвольте нам заметить, что прежде, необычный дождь или критическая

засуха, наличие кометы с длинным шлейфом, затмения, северное полярное

сияние, и вообще все необычные явления бывали расценены как многочисленные

символы астрономического гнева. Небо было вызвано, чтобы предотвратить их

губительное влияние. Никто не молился, чтобы иметь планеты и солнце,

зафиксированные на своих местах: наблюдение скоро сделало очевидным

тщетность таких молитв. Но поскольку эти явления, встречаясь и исчезая в

длинных интервалах, казались противодействующими порядку природы,

предполагалось, что Небо раздражено преступлениями жителей земли, и

создало их, чтобы возвестить грядущее отмщение за них. Так возьмём длинный

хвост кометы : Комета 1456 ужаснула Европу, уже брошенную в испуг быстрыми

успехами Турок, которые только что свергли Византийскую Империю. Эта звезда

после четырех вращений возбудила среди нас очень различный интерес.

Познание законов системы мира Приобретенное в интервале между появлениями

кометы рассеяло страхи, рожденные незнанием истинного отношения человека к

этой области; и Галлей, распознав Тождество этой кометы с таковыми,

появляющимися в 1531, 1607, и 1682 годах, возвестил Его следующее

возвращение в течение конца года 1758 или начала года 1759. Изученный мир,

ожидающий с нетерпением это возвращение, которое должно было утвердить одно

из самых больших открытий, которые были сделаны в науках, и выполняют

прогноз Сенеки, когда он сказал, в разговоре относительно вращений тех

звездочек, которые падают от огромной высоты: «день прибудет когда,

преследуемым изучением сквозь несколько возрастов, вещи, теперь скрытые

выступят с доказательством; и потомство будет удивлено, что истины столь

очевидные, вышли из нас». Клеро тогда ручался подвергать анализу

возмущения, которые комета имела от воздействий из двух больших планет,

Юпитера и Сатурна; после Огромных вычислений он установил его следующее

появление в перигелии к началу апреля, 1759 года, которое было фактически

проверено наблюдением. Правильность, с которыми выводы астрономии

предсказывают движение комет, существует также во всех явлениях.»

Философская основа идей лапласовского детерминизма.

В философии трудно выдумать из ничего что-нибудь принципиально новое.

Поэтому неудивительно, что для идей лапласовского детерминизма философская

основа была заложена ещё в античности. Так у Фалеса и его последователей

прослеживалась чёткая направленность на теорию замкнутости вселенной. Фалес

утверждал, что всё произошло из воды и должно вернуться в воду. По его

теории испарения от воды питают небесные огни – солнце и другие светила,

затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде

речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вола как подземные

ключи, туманы, росы ит. д. Его последователи перебрали все остальные

стихии, но учение о замкнутости вселенной оставалось неизменным. Затем ему

на смены пришло учение о бесконечности вселенной, а о замкнутости вновь

заговорили только в начале 18-го века. Ещё один исходный философский пункт

для учения о детерминизме Лапласа обозначил Аристотель в своей теории об

энтелехии . Под энтелехией Аристотель понимал достигнутые результат, цель

движения, завершение процесса. Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе

внутренние цели . Благодаря цели, заключённой в предмете, результат

находится в бытии для его осуществления, когда процесс закончился и

движение достигло своего завершения , цели развития. Это учение уже

практически предвосхищает мысль Лапласа о том, что следствие из объекта уже

заложено в самом объекте. В средневековье античные идеи позабылись но с

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.