академиков секции языка и литературы Парижской академии наук.В 1820 г.
Лаплас организовал расчёты координат Луны по формулам его теории
возмущений. Новые таблицы хорошо согласовывались с наблюдениями и имели
большой успех.
Последние годы жизни Лаплас провёл с семьёй в Аркейле. Он занимался
изданием “Трактата о небесной механике”, работал с учениками. Несмотря на
крупные доходы, жил он очень скромно. Кабинет Лапласа украшали копии с
картин Рафаэля. Зимой 1827 г. Лаплас заболел. Утром 5 марта 1827 г. он
умер. Последние слова его были: “То, что мы знаем, так ничтожно по
сравнению с тем, чего мы не знаем”.
Физическая основа идей лапласовского детерминизма:
Зародившаяся в ХУII веке классическая физика в следующем веке набрала
силу и заставила философов изменить взгляд на многие вещи, в частности на
понятие "состояние". В ХУШ веке это понятие становится существенным
элементом новой картины мира, становление и развитие которой связано прежде
всего с развитием аналитической механики как основополагающей дисциплины в
естествознании. Предпринимаются попытки перехода к охвату механическим
описанием всех сторон действительности. Основой для решения этой задачи
стало изложение механики на языке аналитики. Наступил третий период
развития классической механики. В этот период развивается и уточняется
понятие механического состояния как функции от времени. Это понятие
разрабатывается в трудах Эйлера и в особенности Лагранжа. Анализируя работы
Эйлера, Лагранжа, Гамильтона, можно сделать вывод, что в аналитической
механике, в отличие от механики Ньютона, где понятие "состояние" отражает
способ реализации, проявления существования объектов (механических), это
понятие стало означать тождественный себе физический объект. Это связано
прежде всего с четко выраженной дифференциацией движения, отраженной в
непрерывно действующем законе, связывающем положение и скорость системы со
временем и позволяющем отождествить систему в любое мгновение.
Кроме того, понятие "состояние" было распространено на Вселенную, что
вызывалось представлением о Вселенной как изолированной системе. В этом
весьма существенное отличие толкования содержания данного понятия в
аналитической механике от его толкования в механике Галилея – Ньютона. Мир
Галилея – Ньютона был открытым. Ньютон говорил поэтому т о л ь к о о
состоянии отдельных систем, но не о состоянии мира в целом, так как
Вселенная представлялась ему неограниченной и бесконечной в пространстве и
времени. В связи с выделением состояний отдельных объектов возникла
проблема смежности состояний. Если понимать под смежностью непрерывную
передачу действия через пространство (действие путем контакта), то в
концепции- Ньютона, где господствовала идея дальнодействия, вопрос о
смежности не вставал или, в лучшем случае, сводился к отношению
сосуществования, которое характеризуется рядоположенностью, как определяет
ее М.А.Парнюк.
К этому следует добавить, что были известны также отношения
сосуществования во времени, которые конкретизируются в данном случае в виде
связи состояний одного объекта в течение времени. Эта связь состояний
отражена в уравнениях движения. Пространственное же сосуществование
проявляется в связях состояний рядоположенных объектов в один и тот же
момент времени.
Г.В.Лейбниц также выделяет состояния только отдельных вещей, но состояния
эти вследствие признания их смежности понимаются им во взаимосвязи и
взаимодействии в отличие от концепции Ньютона, в которой они только связаны
друг с другом. "Все во Посланной. – пишет Лейбниц, – находится в такой
связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, и всякое
данное состояние объяснимо естественным образом только из непосредственно
предшествующих ему". Исходя из идеи непрерывности, Лейбниц отвергал идею
дальнодействия и выдвинул доктрину о непосредственном действии,
производимом контактными сипами через некоторого посредника. На основе этих
представлений вопрос о смежности состояний решался естественным образом:
смежность состояний – необходимое следствие идеи непрерывности и идеи
близкодействия. Но в классической механике идея смежности состояний не
получила большого распространения из-за господства идеи дальнодействия.
Однако для теории поля, как мы в дальнейшем увидим, она имеет большое
методологическое значение.
Взгляды Лейбница на взаимосвязь, состояний вещей, которые составляют
Вселенную, и на определяющую роль этой взаимосвязи в эволюции Вселенной при
экстраполяции понятия "состояние" на Вселенную как целое сыграли важнейшую
роль в возникновении лапласовского детерминизма.
Астрономическая основа идей лапласовского детерминизма.
Начиная с работ Кеплера астрономия также стала находится в состоянии
непрерывного подъема. Кеплер точно показал, что все звёзды и планеты
двигаются по строго определённым законам. Ньютон вывел теоретическое
обоснование этих законов. Последователи Кеплера и Галлея в своих
наблюдениях проверяли теорию практикой и когда наблюдалась несовпадение они
высказывали гипотезу и если расчёт был проведён верно, то вскоре по
вычисленным данным обнаруживалась новая планета, спутник, астероид и т. д.
Таким образом каждое отклонение от строго заданных законов движения только
подтверждало эти законы. Естественно возникала мысль а том, что если законы
строги и определённы для небесных тел, то наверное также обстоит дело и с
телами земными. Тем более что аналогичная попытка, предпринятая Ньютоном,
увенчалась успехом и на аналогиях с планетами была построены вся
классическая физика. В своей работе Лаплас напрямую приводит успехи
астрономии как доказательство того, что всё подчиняется определённым
законам:
«Позвольте нам заметить, что прежде, необычный дождь или критическая
засуха, наличие кометы с длинным шлейфом, затмения, северное полярное
сияние, и вообще все необычные явления бывали расценены как многочисленные
символы астрономического гнева. Небо было вызвано, чтобы предотвратить их
губительное влияние. Никто не молился, чтобы иметь планеты и солнце,
зафиксированные на своих местах: наблюдение скоро сделало очевидным
тщетность таких молитв. Но поскольку эти явления, встречаясь и исчезая в
длинных интервалах, казались противодействующими порядку природы,
предполагалось, что Небо раздражено преступлениями жителей земли, и
создало их, чтобы возвестить грядущее отмщение за них. Так возьмём длинный
хвост кометы : Комета 1456 ужаснула Европу, уже брошенную в испуг быстрыми
успехами Турок, которые только что свергли Византийскую Империю. Эта звезда
после четырех вращений возбудила среди нас очень различный интерес.
Познание законов системы мира Приобретенное в интервале между появлениями
кометы рассеяло страхи, рожденные незнанием истинного отношения человека к
этой области; и Галлей, распознав Тождество этой кометы с таковыми,
появляющимися в 1531, 1607, и 1682 годах, возвестил Его следующее
возвращение в течение конца года 1758 или начала года 1759. Изученный мир,
ожидающий с нетерпением это возвращение, которое должно было утвердить одно
из самых больших открытий, которые были сделаны в науках, и выполняют
прогноз Сенеки, когда он сказал, в разговоре относительно вращений тех
звездочек, которые падают от огромной высоты: «день прибудет когда,
преследуемым изучением сквозь несколько возрастов, вещи, теперь скрытые
выступят с доказательством; и потомство будет удивлено, что истины столь
очевидные, вышли из нас». Клеро тогда ручался подвергать анализу
возмущения, которые комета имела от воздействий из двух больших планет,
Юпитера и Сатурна; после Огромных вычислений он установил его следующее
появление в перигелии к началу апреля, 1759 года, которое было фактически
проверено наблюдением. Правильность, с которыми выводы астрономии
предсказывают движение комет, существует также во всех явлениях.»
Философская основа идей лапласовского детерминизма.
В философии трудно выдумать из ничего что-нибудь принципиально новое.
Поэтому неудивительно, что для идей лапласовского детерминизма философская
основа была заложена ещё в античности. Так у Фалеса и его последователей
прослеживалась чёткая направленность на теорию замкнутости вселенной. Фалес
утверждал, что всё произошло из воды и должно вернуться в воду. По его
теории испарения от воды питают небесные огни – солнце и другие светила,
затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде
речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вола как подземные
ключи, туманы, росы ит. д. Его последователи перебрали все остальные
стихии, но учение о замкнутости вселенной оставалось неизменным. Затем ему
на смены пришло учение о бесконечности вселенной, а о замкнутости вновь
заговорили только в начале 18-го века. Ещё один исходный философский пункт
для учения о детерминизме Лапласа обозначил Аристотель в своей теории об
энтелехии . Под энтелехией Аристотель понимал достигнутые результат, цель
движения, завершение процесса. Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе
внутренние цели . Благодаря цели, заключённой в предмете, результат
находится в бытии для его осуществления, когда процесс закончился и
движение достигло своего завершения , цели развития. Это учение уже
практически предвосхищает мысль Лапласа о том, что следствие из объекта уже
заложено в самом объекте. В средневековье античные идеи позабылись но с
Страницы: 1, 2, 3