Рефераты. Теоретические знания Арабского Востока






Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной

торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом.

Экономические успехи арабской Испанией сопровождались ее культурным

подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет.

Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в Арабской

Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают

науки: медицина, математика, география. Арабская Испания – родина виднейших

прогрессивных философов своего времени: Ибн-Ромда (Аверроэса) и Маймонида.

Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то

время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень

низким; многие европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы,

Севильи, Малаги, Гранады.

Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу: она

занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кордовский халифат

европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по

математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицины, анатомии.

В мусульманской Испании появились самостоятельные философские учения,

отражавшие борьбу передовых сил феодального общества против обскурантизма

мусульманского духовенства.

К середине XII века, в связи со все ускорявшимся распадом Багдадского

халифата, центр арабской философии переместился с Востока на Запад.

Передовые мыслители Андалуссии усваивали и развивали дальше

материалистические элементы, содержавшиеся в работах их предшественников –

представителей «восточного перипатетизма». Особенно большое влияние на

западноарабских философов оказали труды великих среднеазиатских ученых

Фараби и Ибн-Сины, много сделавших для доказательства несотворенности

вселенной и выступивших с теорией «совечности» материального мира с Богом.

Но если прогрессивные мыслители Андалуссии считали своими учителями

Аристотеля и его последователей из числа арабских, среднеазиатских и

иракских ученых, то их идеологические противники из лагеря мусульманского

духовенства взяли на свое вооружение религиозно-философское учение

известного иранского мистика богослова Газали (1058 – 1111).

Газали написал книгу под названием «Опровержение философов», в которой

подвергались критике учения Аристотеля, Фараби и Ибн-Сины.

Философы и естествоиспытатели, уверял Газали, не в состоянии понять

истинную природу вещей. Он выступал против учения Фараби и Ибн-Сины о

разуме, как высшей из всех психических способностей человека. Газали

допускал какое-то значение разума лишь в виде регулирующего начала.

Не будучи средством достоверного теоретического познания, утверждал он,

разум только направляет человека к цели, но к познанию истинной сущности

предмета привести никогда не может.

Против догматических принципов ислама и религиозно-мистической философии

Газали, в интересах общественного прогресса, развития нации и культуры

выступили передовые мыслители Андалуссии. Наиболее последовательными и

смелыми борцами против догматических принципов религии реолизионного учения

Газали в эпоху алвмохадов были Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль, Ибн-Пушд.

Философские взгляды Ибн-Баджжи и Ибн-Туфейля

Круг научных интересов Ибн-Баджжи был весьма обширен: кроме философских

вопросов он занимался проблемами естествознания, астрономии, математики,

медицины и музыки. Он был первым из арабско-испанских мыслителей, кто

глубоко усвоил и развил дальше философское наследие, оставленное народами

уже клонившегося к упадку восточного халифата и другими народами Ближнего и

Среднего Востока. Первостепенную роль в формировании общественно-

философских взглядов Ибн-Баджжи сыграло его знакомство с трудами великого

среднеазиатского мыслителя Фараби. Кроме того, Ибн-Баджжа был хорошо знаком

с философскими учениями древнегреческих мыслителей; его перу принадлежит

ряд комментариев на работы Аристотеля, причем центральное место в этих

комментариях занимают естественнонаучные произведения Стагирита: «Физика»,

«О возникновении и уничтожении», «Метеорология». Из философских

произведений Ибн-Баджжи наибольшей известностью пользовались в свое время

логические трактаты-сочинения «О душе», трактаты «Прощальное послание», «Об

образе жизни уединенника».

В «Прощальном послании» находит воплощение основная тенденция

философских исканий Ибн-Баджжи – возвеличествовать человеческий разум и

философское мышление, противопоставленное мусульманской схоластике и

мистике.

В трактате «Об образе жизни уединенника», написанном под сильным

влиянием работ Фараби, Ибн-Баджжи дает картину нравственного

совершенствования индивида, завершающегося соединением с деятельным разумом

и достижением счастья. Однако теория нравственного совершенствования

«уединенника» Ибн-Баджжи не имеет ничего общего с мистическим учением

Газали о достижении блаженства посредством самоуглубления и отречения от

всего мирского (как это утверждает Э. Ренан в своем сочинении «Аверроэс и

аверроизм»).

Ибн-Баджжа далек от того, чтобы быть проповедником отшельничества и

аскетизма; он указывает путь, по которому должен идти человек, желающий

оградить себя от пороков данного общества. По пути этому, говорит Ибн-

Баджжа, могут следовать как отдельный индивид, так и многие члены общества,

руководствующиеся исключительно лишь светом разума и объединенные

стремлением достичь счастья не в загробном, а в посюстороннем мире.

Гуманистическая идея Ибн-Баджжи в этом трактате ясна, свидетелем всех

социальных пороков, которыми было пропитано современное ему феодальное

общество, он мечтал о возможных средствах для достижения людьми счастья в

этом мире и находил их не в мистике, не в суфийском аскетизме. а в могучем

человеческом разуме.

То место, которое отводилось Ибн-Баджжей в его философских концепциях

разуму, определило интерес мыслителя к психологическим проблемам и к

проблемам логики. Ему принадлежит большой трактат «О душе», оказавший

значительное влияние на позднейших мыслителей, в котором творчески

развираются материалистические стороны психологического учения Аристотеля.

Ибн-Баджжа подчеркивает большое значение в познавательной деятельности

человека его знакомство с психическими процессами и с наукой о душе как

одной из важнейших отраслей учения о природе.

В психологии и гносеологии Ибн-Баджжа выступает как против мистического

учения мусульманских суфиев о «слиянии с богом», так и против

идеалистической «теории воспоминаний» Платона – Газали. Мистический способ

постижения истины, принятый суфиями и канонизированным Газали, Ибн-Баджжа

называет методом, «который затмевает истину вместо того, чтобы раскрыть

ее». «Основа, на которой Ибн-Баджжа строит этот вид, философского мышления,

- пишет современный арабский историк философии О. Фарух, - является

материалистической: разум познает самостоятельно, а не под каким-то

спиритуалистическим воздействием извне». Не удивительно, поэтому, что Ибн-

Баджжа долгое время подвергался гонениям со стороны фанатически

настроенного духовенства.

Ясное представление о той ярости, которую вызвало прогрессивное

творчество великого андалусского мыслителя среди мусульманских богословов,

можно получить из характеристики, данной Ибн-Баджже одним из его идейных

противников. «Безразлично относясь к религии, - писал последний, - он

занимался лишь суетными вещами; это был человек, который никогда не очищал

себя после нечестивых занятий и никогда при этом не заявлял о своем

раскаянии… У него не было веры в Того, Кто его сотворил и создал, он

никогда не отступал перед борьбой, подвизаясь на поприще греховных дел.

Единственное, чем он занимался, это изучал математические науки, размышлял

о небесных телах и о границах различных климатов на земле. Он с презрением

относился к книге Аллаха. Он поддерживал лишь те учения, которые трактовали

о времени и вечном изменении, учение о том, что человек подобен растению

или цветам и что со смертью все для него кончается».

Передовые идеи рационализма развивались в Испании младшим современником

Ибн-Баджжи – Ибн-Туфейлем (его латинизированное имя – Абубацер).

Родился Ибн-Туфейль в Вади-Аш (в районе Гренады) около 1110 года. Зрелые

годы своей жизни философ провел работая а качестве врача в Гренаде, а позже

в качестве секретаря при гренадском правителе и при эмире Танжера Абу-

Саиде.

Еще при своей жизни Ибн-Туфейль прославился и как философ, и как

искусный врач, и как поэт, и как замечательный математик и астроном

(некоторые средневековые арабские историки утверждают даже, что им была

создана собственная, отличная от птоломеевской, астрономическая теория, по

которой можно было определять движения небесных тел без допущения какой-

либо ошибки»).

Им было написано значительное число трактатов по вопросам теории

познания, физики и медицины.

Единственным произведением Ибн-Туфейля, сохранившимся до нашего времени,

является известный роман о «Хайе, сыне Якзана» (полное название – «Трактат

«Хай, сын Якзана» относительно тайн восточной мудрости, извлеченных из

зерен сущности высказываний главы философов Абу-Али Ибн-Сины имамом,

знающим и совершенным философом Абу-Бекром Ибн-Туфейлем»). Известно, что

произведение с аналогичным названием имеется и у Ибн-Сины, но у последнего

Ибн-Туфейль заимствовал лишь имена действующих лиц, и это заимствование не

касается сущности произведения.

Сюжет романа народного происхождения: он был сложен задолго до Ибн-

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.