Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной
торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом.
Экономические успехи арабской Испанией сопровождались ее культурным
подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет.
Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в Арабской
Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают
науки: медицина, математика, география. Арабская Испания – родина виднейших
прогрессивных философов своего времени: Ибн-Ромда (Аверроэса) и Маймонида.
Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то
время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень
низким; многие европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы,
Севильи, Малаги, Гранады.
Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу: она
занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кордовский халифат
европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по
математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицины, анатомии.
В мусульманской Испании появились самостоятельные философские учения,
отражавшие борьбу передовых сил феодального общества против обскурантизма
мусульманского духовенства.
К середине XII века, в связи со все ускорявшимся распадом Багдадского
халифата, центр арабской философии переместился с Востока на Запад.
Передовые мыслители Андалуссии усваивали и развивали дальше
материалистические элементы, содержавшиеся в работах их предшественников –
представителей «восточного перипатетизма». Особенно большое влияние на
западноарабских философов оказали труды великих среднеазиатских ученых
Фараби и Ибн-Сины, много сделавших для доказательства несотворенности
вселенной и выступивших с теорией «совечности» материального мира с Богом.
Но если прогрессивные мыслители Андалуссии считали своими учителями
Аристотеля и его последователей из числа арабских, среднеазиатских и
иракских ученых, то их идеологические противники из лагеря мусульманского
духовенства взяли на свое вооружение религиозно-философское учение
известного иранского мистика богослова Газали (1058 – 1111).
Газали написал книгу под названием «Опровержение философов», в которой
подвергались критике учения Аристотеля, Фараби и Ибн-Сины.
Философы и естествоиспытатели, уверял Газали, не в состоянии понять
истинную природу вещей. Он выступал против учения Фараби и Ибн-Сины о
разуме, как высшей из всех психических способностей человека. Газали
допускал какое-то значение разума лишь в виде регулирующего начала.
Не будучи средством достоверного теоретического познания, утверждал он,
разум только направляет человека к цели, но к познанию истинной сущности
предмета привести никогда не может.
Против догматических принципов ислама и религиозно-мистической философии
Газали, в интересах общественного прогресса, развития нации и культуры
выступили передовые мыслители Андалуссии. Наиболее последовательными и
смелыми борцами против догматических принципов религии реолизионного учения
Газали в эпоху алвмохадов были Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль, Ибн-Пушд.
Философские взгляды Ибн-Баджжи и Ибн-Туфейля
Круг научных интересов Ибн-Баджжи был весьма обширен: кроме философских
вопросов он занимался проблемами естествознания, астрономии, математики,
медицины и музыки. Он был первым из арабско-испанских мыслителей, кто
глубоко усвоил и развил дальше философское наследие, оставленное народами
уже клонившегося к упадку восточного халифата и другими народами Ближнего и
Среднего Востока. Первостепенную роль в формировании общественно-
философских взглядов Ибн-Баджжи сыграло его знакомство с трудами великого
среднеазиатского мыслителя Фараби. Кроме того, Ибн-Баджжа был хорошо знаком
с философскими учениями древнегреческих мыслителей; его перу принадлежит
ряд комментариев на работы Аристотеля, причем центральное место в этих
комментариях занимают естественнонаучные произведения Стагирита: «Физика»,
«О возникновении и уничтожении», «Метеорология». Из философских
произведений Ибн-Баджжи наибольшей известностью пользовались в свое время
логические трактаты-сочинения «О душе», трактаты «Прощальное послание», «Об
образе жизни уединенника».
В «Прощальном послании» находит воплощение основная тенденция
философских исканий Ибн-Баджжи – возвеличествовать человеческий разум и
философское мышление, противопоставленное мусульманской схоластике и
мистике.
В трактате «Об образе жизни уединенника», написанном под сильным
влиянием работ Фараби, Ибн-Баджжи дает картину нравственного
совершенствования индивида, завершающегося соединением с деятельным разумом
и достижением счастья. Однако теория нравственного совершенствования
«уединенника» Ибн-Баджжи не имеет ничего общего с мистическим учением
Газали о достижении блаженства посредством самоуглубления и отречения от
всего мирского (как это утверждает Э. Ренан в своем сочинении «Аверроэс и
аверроизм»).
Ибн-Баджжа далек от того, чтобы быть проповедником отшельничества и
аскетизма; он указывает путь, по которому должен идти человек, желающий
оградить себя от пороков данного общества. По пути этому, говорит Ибн-
Баджжа, могут следовать как отдельный индивид, так и многие члены общества,
руководствующиеся исключительно лишь светом разума и объединенные
стремлением достичь счастья не в загробном, а в посюстороннем мире.
Гуманистическая идея Ибн-Баджжи в этом трактате ясна, свидетелем всех
социальных пороков, которыми было пропитано современное ему феодальное
общество, он мечтал о возможных средствах для достижения людьми счастья в
этом мире и находил их не в мистике, не в суфийском аскетизме. а в могучем
человеческом разуме.
То место, которое отводилось Ибн-Баджжей в его философских концепциях
разуму, определило интерес мыслителя к психологическим проблемам и к
проблемам логики. Ему принадлежит большой трактат «О душе», оказавший
значительное влияние на позднейших мыслителей, в котором творчески
развираются материалистические стороны психологического учения Аристотеля.
Ибн-Баджжа подчеркивает большое значение в познавательной деятельности
человека его знакомство с психическими процессами и с наукой о душе как
одной из важнейших отраслей учения о природе.
В психологии и гносеологии Ибн-Баджжа выступает как против мистического
учения мусульманских суфиев о «слиянии с богом», так и против
идеалистической «теории воспоминаний» Платона – Газали. Мистический способ
постижения истины, принятый суфиями и канонизированным Газали, Ибн-Баджжа
называет методом, «который затмевает истину вместо того, чтобы раскрыть
ее». «Основа, на которой Ибн-Баджжа строит этот вид, философского мышления,
- пишет современный арабский историк философии О. Фарух, - является
материалистической: разум познает самостоятельно, а не под каким-то
спиритуалистическим воздействием извне». Не удивительно, поэтому, что Ибн-
Баджжа долгое время подвергался гонениям со стороны фанатически
настроенного духовенства.
Ясное представление о той ярости, которую вызвало прогрессивное
творчество великого андалусского мыслителя среди мусульманских богословов,
можно получить из характеристики, данной Ибн-Баджже одним из его идейных
противников. «Безразлично относясь к религии, - писал последний, - он
занимался лишь суетными вещами; это был человек, который никогда не очищал
себя после нечестивых занятий и никогда при этом не заявлял о своем
раскаянии… У него не было веры в Того, Кто его сотворил и создал, он
никогда не отступал перед борьбой, подвизаясь на поприще греховных дел.
Единственное, чем он занимался, это изучал математические науки, размышлял
о небесных телах и о границах различных климатов на земле. Он с презрением
относился к книге Аллаха. Он поддерживал лишь те учения, которые трактовали
о времени и вечном изменении, учение о том, что человек подобен растению
или цветам и что со смертью все для него кончается».
Передовые идеи рационализма развивались в Испании младшим современником
Ибн-Баджжи – Ибн-Туфейлем (его латинизированное имя – Абубацер).
Родился Ибн-Туфейль в Вади-Аш (в районе Гренады) около 1110 года. Зрелые
годы своей жизни философ провел работая а качестве врача в Гренаде, а позже
в качестве секретаря при гренадском правителе и при эмире Танжера Абу-
Саиде.
Еще при своей жизни Ибн-Туфейль прославился и как философ, и как
искусный врач, и как поэт, и как замечательный математик и астроном
(некоторые средневековые арабские историки утверждают даже, что им была
создана собственная, отличная от птоломеевской, астрономическая теория, по
которой можно было определять движения небесных тел без допущения какой-
либо ошибки»).
Им было написано значительное число трактатов по вопросам теории
познания, физики и медицины.
Единственным произведением Ибн-Туфейля, сохранившимся до нашего времени,
является известный роман о «Хайе, сыне Якзана» (полное название – «Трактат
«Хай, сын Якзана» относительно тайн восточной мудрости, извлеченных из
зерен сущности высказываний главы философов Абу-Али Ибн-Сины имамом,
знающим и совершенным философом Абу-Бекром Ибн-Туфейлем»). Известно, что
произведение с аналогичным названием имеется и у Ибн-Сины, но у последнего
Ибн-Туфейль заимствовал лишь имена действующих лиц, и это заимствование не
касается сущности произведения.
Сюжет романа народного происхождения: он был сложен задолго до Ибн-
Страницы: 1, 2, 3, 4