Рефераты. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия






Локк: сторонник конституционной монархии. Естетвенное состояние людей

– равенство всех (ограничивает свободу лишь естественный закон – не

разрушь, не убей => нет войн, нет абсолютной власти, т.к. она все

равно ограничена естеств. законом). Власть возникает на основе

уважения к естественным законам => подданые вправе сместить правителя

если он нарушил этот закон. “Все его взгляды основаны на рассудке и

на здоровых человеческих чуствах” - Маркс.

Неотчуждаемые права Ч на: жизнь, свободу, собственность.

17.Субъективный идеализм Беркли.

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г

Б. был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет

ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился

выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и

пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми

доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к

образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или

пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То

же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил “Трактат о

началах челов знания” , “Три разговора между Гиласом и Филонусом”,

где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма

и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение,

будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых

посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них

вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия

материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих

восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. “мы видим

отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве.

Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи,

а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел.

может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл.

идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх

тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов.

сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые

нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные

нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается

доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда

прекращ. восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь

один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире

не один. Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть

воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не

превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме

Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор.

им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание

ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

18. Агностицизм Юма.

АГНОСТИЦИЗМ - фил учение, согласно которому не может быть

окончательно решен вопрос об истинности познания окружающего человека

действительности. Наиболее последовательно в истории философии А

проведен в скептицизме Юма, к-рый полагал, что все познание имеет

дело лишь с опытным и принципиально не может выйти за его приделы, а

потому не может судить о том, каково отношение между опытом и

реальностью.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм

- скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки

во Фр. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и

политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр.

просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом

единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.

объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны

логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не

можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств

(ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2

видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не

может быть образована без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно,

что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно

причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить

невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди

склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же

действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют

исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако

действие привычки никогда не может превратить наше ожидание

известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.

Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не

равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и

сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто

причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел

разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой

морали.

19. Проблема человека и общества в философии Просвещения (Монтескье,

Вольтер, Руссо).

Ч. по своей природе добр, поскольку нет ничего дурного в стремлении к

сомосохранению (получать удовольствие и избегать страдания -

проявления этого желания)

Монтескье (1689 - 1755) - по образованию и профессии - юрист. =>

развивает проблему законов в О. Законы: естественные и позитивные

(определенные законодателем). Мир - первый естеств. закон. Позитивные

законы: международное право, общественное право, частное право.

Законы и форма власти должны сответствовать климату, ландшафту,

почве, способу жизни народов, ... .Однако он переоценил это влияние.

Его отношение к О. восновном механистическое. Лучшая власть -

конституц. монархия.

Вольтер (1694 - 1778) (представитель буржуазии) - резкая критика

религии, требование религиозной свободы. Популяризатор Ф мысли и

науки. "Религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец".

Отвергает субъективно - идиалестич. подход к проблеме познания.

Рассматривает общественного Ч, как субъект изучения Ф. Вольтер

выражает требование буржуазии - равенство людей (но только перед

законом). Социальное и имущественное неравенство - он считал залогом

стабильности (в отличии от Руссо). Придерживается идеи образованного

правителя.

Руссо (1712 - 1778) - предстаситель низших слоев. Основная проблема

социальное неравенство. Основы О. жизни - телесные потребности, в то

время как духовные - ее украшение. Наука и культура ведут к подмене в

Ч естественных потребностей. => они пренадлежность богатых слоев.

Недооценка исторической роли культуры. Три ступени неравенства. 1)

главная причина соц. неравенства - имущественное неравенство

(поскольку в естественном состоянии люди были равны, не обладая

собственностью (не было войн,... )), => его ликвидация. 2) само

государство (образованное в результате договора бедных и богатых, но

злоупотребляющее властью). 3) передача законной власти в руки деспота

(по отношению к деспоту все станоятся равными). => право народа на

бунт против деспота.

В естественном состоянии люди живут поодиночке и отличаются кротким

нравом, доброжелательностью и справедливостью - руссоистские

робинзоны.

К естественному сотоянию нельзя прийти, но можно к нему вернуться.

Однако, посредством О. договора Ч. преобретает гражданскую свободу,

которую Руссо ценит выше естественной. ("ибо побуждение желаний -

рабство, а послушание закону, который мы сами установили - свобода").

Развитие производства, культуры, науки несет не только положительное

начало, но и отрицательное.

"Общественный договор" Руссо - настольная книга Робиспьера.

20. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18в. Учение о природе, обществе,

человеке.

Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного

системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений

фр. мат. стал Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное

его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так

же некот участие Дидро, Нэжон.

В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к

разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности

образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы

составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы -

явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается.

Учение о необходимости распространяется и на человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.