Рефераты. Сущность человека






выражением силы и насилия, подобно «власти» доминирующего самца в стаде

обезьян. Власть в первобытной общине не только и не сколько использовала

силу, сколько поддерживалась существованием священных запретов – табу и

опиралась на авторитет высших сил (родового тотема, духов предков и т.д.).

Взаимосвязь природного и социального в феномене власти выражалась в том,

что к вождю племени предъявлялись высокие требования в плане физического

совершенства, нравственных качеств и т.д. Власть и ее носители (вожди,

старейшины) не только «распоряжались», но и занимали ключевое положение в

сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, обеспечивали то, что

называется социализацией человека. В этом была основная роль власти в

первобытной общине.

Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру

природы, и к миру общества осознавалась, очевидно, ужен на самых ранних

этапах человеческой истории в понятиях «тела и духа». Телесность человека

рассматривалась как его причастность к природе, земле, праху. Не даром

христианство и ислам рассматривают человека как прах земной, которого Бог

наделил душой. Апостол Павел делил всех людей на телесных, душевных и

духовных, причем духовное начало в человеке – от приобщения к Богу.

Телесное и душевное должно быть подчинено духовному, и в этом видится смысл

христианской жизни. Такое понимание специфики тела человека, принятое в

основных мировых религиях (христианство и ислам), было реакцией на

языческий образ тела, наиболее ярко представленный в искусстве античной

Греции и Рима. Для греков Космос представлялся огромным, хорошо

организованным телом, а человека они считали микрокосмом, воплощающим в

себе все богатство макрокосма. Так или иначе, но каждая эпоха, каждая

цивилизация по-своему понимала специфику человеческого тела и соотношение

тела и духа. Это имеет немалое значение для осмысления таких явлений в

жизни человека, как Жизнь, Смерть, Болезнь, Страх, Вера, Ненависть, Тоска,

Эрос. Эти понятия относятся к экзистенциальным сущностям человеческой

жизни.

Телесные качества человека всегда привлекали пристальное внимание, так

как по ним отличали «своих» от «чужих». Прежде всего, это относится к расе.

Суть расовых различий заключается в том, что группы людей, населяющих

разные регионы планеты, в процессе адаптации к условиям окружающей среды

приобрели специфические анатомо-физиологические признаки (цвет кожи, разрез

глаз, форму зубов, группы крови, особенности кожного рисунка на кончиках

пальцев, специфику вкусовых ощущений и др.).

Три основные расы – европеоидная, негроидная и монголоидная, а также

австралоидная и американоидная – принадлежат к одному человеческому роду,

тем более, что большая часть человечества произошла в результате смешения

рас. Особенно наглядно это проявляется у народов, населяющих Северную и

Южную Америку. Представление о превосходстве той или иной расы над другой

либо о «чистоте» расы не имеет отношения к действительности и, как правило,

служит для оправдания насилия и экспансии. Внешние, телесные признаки в

определенной степени отличают друг от друга и различные народы (этносы),

хотя вряд ли их можно считать основными.

В гораздо большей степени человеческая телесность дифференцирована по

полу. Отличительные признаки мужского и женского тела настолько очевидны,

что служат, как правило, первой приметой незнакомого человека. Женское тело

«информативнее» и «душевнее» мужского, оно в большей степени отражает

родовые особенности человека. В то же время в античном мире идеалом было

мужское тело, запечатленное на века в так называемом «каноне Лисиппа». Тело

человека рассматривалось как пространство для нанесения «социальных меток».

Татуировка, искусственное изменение формы носа, ушей, шеи, конечностей,

обрезание – все это символизировало принадлежность человека к тому или

иному роду, группе, касте. Одежда также выполняла роль особого социального

признака, как бы подчеркивающего особенности тела. Своеобразной приметой

культуры конца ХХ в. стало стремление к унификации пола, к бисексуальности,

в которой ряд западных антропологов видит будущее человечества.

В «Книге рекордов Гиннеса» приводятся интересные данные о своеобразных

телесных рекордах человека. Так пакистанец Мухаммед Чанна имеет рост 2 м 57

см, а доминиканец Нельсон де ла Роса всего – 71 см. Вальтер Хадсон из Нью-

Йорка весит более 540 кг, а его соотечественница Роза Карненолла – 386кг.

Однако надо помнить, что понять специфику телесной организации

человека, исходя из его физических характеристик, невозможно. К чему

приводит такой редукционный подход, видно из полушутливого определения с

точки зрения химии:

«Человек есть не что иное, как:

. жир, в достаточном количестве для семи кусков мыла;

. известь, в достаточном количестве, чтобы побелить курятник;

. фосфор, в достаточном количестве, чтобы сделать 2200 спичек;

. железо, в достаточном количестве для одного гвоздя среднего

размера;

. магний, в достаточном количестве, для одной фотовспышки;

. сахар, в достаточном количестве, чтобы избавить одного пса от

блох».

Невероятная пластичность человеческого тела хорошо известна, а то,

чего добиваются в этом отношении сторонники йоги или культуристы, граничит

с чудом. И тело, и дух в равной степени характеризует человека, поэтому

считать, что он обречен на вечную борьбу «низких» влечений тела с высокими

духовными порывами было бы искажением природы и сущности человека.

§3. Предназначение человека, смысл его жизни

Рассматривая эту сложнейшую проблему, надо отметить, что существует

два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни и смерти.

Первый подход можно обозначить как объективистский. Он связан с именами

таких философов, как Б. Спиноза, П. Гольбах, Г. В. Ф. Гегель, П. Лафарг, с

догматикой иудаизма, христианства и ислама и, отчасти, с установками

естествознания XIX в. В его основе лежит представление об изначальном

Миропорядке, при котором уже заранее предначертаны все акты любой

общественной и личной судьбы, «расписаны» все события мировой истории. В

данном случае не так уж важно, кто «управляет» миром – Бог, Дух,

Космический разум, объективная реальность, законы Природы и т. д. Важно,

что человек должен лишь осознать этот Порядок и найти в его недрах, в его

устройстве зазор для «относительной самостоятельности», которую он будет

считать свободной.

Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его

самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы:

«Человек – мерила всем вещам» (Протагор), «Человек – творец самого себя»

(Пико делла Мирандола), «Человек непрерывно перерастает человека» (Б.

Паскаль).

Разумеется, в «чистом виде» эти подходы характеризуют полярные

позиции, а в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями

бытия и с миром своих субъективных, творческих потенций. Человек в одно и

то же время может рассматриваться как объект (а иногда даже как игрушка в

руках чужих ему сил), и как субъект, как уникальное и неповторимое (и

телесно, и духовно) создание Природы и Общества.

Великий немецкий философ И. Кант сформулировал еще в конце XVIIIв.

Четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю,

постигающему сущность человека и человечества:

. Что я могу знать?

. Что я должен знать?

. На что я смею надеяться?

. Что такое человек?

Он считал, что на первый вопрос должна ответить метафизика (т. е.

философия), на второй – мораль, на третий – религия, на четвертый –

антропология. Философу, прежде всего, следует определить источники

человеческого знания, объем возможного и полезного применения всякого

знания и, наконец, границы разума. Попытаемся, если не ответить, то

обозначить пределы ответов на кантовские вопросы для человека, стоящего на

пороге XXI в.

Человек в современном мире, сохраняя все то, что было присуще людям

прошлых эпох, там не менее начинает все более и более осознавать

уникальность ситуации конца века. Современный мир, отягощенный глобальными

проблемами, ставит все человечество и каждого отдельного человека в

положение, когда надо либо принять принципиально новые способы выживания,

существования и развития, либо деградировать как вид. Не даром предметом

размышления ученых, философов, мудрецов все чаще и чаще становятся

непредсказуемые процессы, отклонения от «нормы», нестабильность и т. п. В

этом одна из особенностей современности, ставшая предметом изучения.

Итак, что может знать человек и как ему распорядиться своим знанием?

На первый взгляд, может показаться, что любой современный школьник знает

больше, чем прославленные мудрецы прошлого. Действительно, человечество

узнало о мире и себе в XX в. Неизмеримо больше, чем за все предшествующие

столетия. Тем не менее, величайшие мыслители нашего времени Толстой и

Ганди, Фрейд и Ясперс, Эйнштейн и Рассел, Вл. Соловьев и Бердяев, Швейцер и

Сахаров испытывали глубочайшую неудовлетворенность уровнем знаний

человечества, видели, что познание не только не принесло ему счастье, но и

поставило на край пропасти. Не случайно невежество продолжает оставаться

«демонической силой» на рубеже XX и XXI вв. и способна погубить мир. Прорыв

к неизведанным глубинам познания, к сфере бессознательного и интуитивного

чреват новыми потрясениями для человека. Богиня мудрости Минерва сейчас

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.