Рефераты. Структура научного знания






Очень существенно, что эмпирический уровень знания погружается

в такие теоретические представления, которые являются непробле-

матизируемыми. Например, когда мы пытаемся обосновать эмпирически

квантовую механику, то экспериментальные данные, используемые при

этом, оказываются нагруженными не квантовомеханическими, а

классическими представлениями, которые в данном случае мы не

ставим под сомнение. Мы проверяем эмпирией более высокий уровень

теоретических построений, чем тот, который содержится в ней

самой. Отсюда фундаментальное значение эксперимента как критерия

истинное) и теории.

Несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень

является более устойчивым, более прочным, чем теория, в силу

того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических

данных, — это теории другого уровня. Если бы было иначе, то мы

имели бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы

в теории и не могла бы быть критерием ее истинности. Эти

уточнения очень важны для понимания закономерное гей развития

науки.

Итак, в локальной области научного знания мы выделили три уровня:

эмпирический. теоретический. Философский- и показал, что все они

взаимосвязаны.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рассмотрим теперь структурный уровень знания, охватывающий

целую научную область. Очевидно, что здесь есть ряд локальных

областей, сосуществующих друг с другом. Однако необходимо

отметить обстоятельство, которое резко усложняет дело и вносит

множество проблем в рассмотрение этою вопроса.

Сформулируем его так: что входит в структуру, например,

современной физики? Входят ли в структуру современной физики

только те теории, которые созданы в XX в., или входят также и

теории прошлого?

Конечно, целый ряд теорий прошлого не входит в современную

физику (например, теория теплорода и многие другие). Острота

вопроса состоит в следующем: входят ли в состав современной

физики такие теории. которые генетически связаны с современными

концепциями, но созданы в прошлом?

11. Например, мы знаем, что механические явления сейчас

описываются на базе квантовой механики. Входит ли в структуру

современного физического знания классическая механика?

12. Мы знаем, что тепловые явления сейчас описываются на базе

статистической термодинамики. А входит ли классическая

термодинамика в структуру современного научного знания?

Такие вопросы сразу обостряют рассматриваемую проблему.

Обратим внимание и на такой важный вопрос: как мы представляем

себе будущее любой области науки?

Известно, что одна из четко выраженных тенденций в

рассмотрении этого вопроса состоит в том, что допускается

принципиальная возможность построения некой единой теории,

которая охватывала бы фундаментальные принципы всей предметной

области, скажем физики. и на базе ко горой все остальные

физические теории были бы построены как частные случаи. Такое

стремление - построить некую единую теорию, охватывающую целую

предметную область, не раз наблюдалось в истории физики,

биологии, географии и т.д. Практически во всех областях науки так

или иначе проявлялась эта установка.

13. Например, до конца XIX в. все физики были убеждены, что в

качестве единой теории может выступать механика, что на базе

механики можно в принципе построить всю физику. Потом

выяснилось, что это невозможно.

14. Попытались в качестве единой теории использовать

электродинамику. но это тоже оказалось невозможным. Выяснилось,

что существуют различные виды взаимодействий: электромагнитные.

слабые, сильные, гравитационные, которые трудно объединить в

одной теории.

15. Пытались построить и единую теорию ноля. Сейчас в связи с

достижениями физики элементарных частиц на этом нуги получены

фундаментальные результаты.

Как к этому отнестись?

Можно ли рассматривать в качестве идеала структуры данной

области науки описанную выше картину?

Это очень важные вопросы. Однако, прежде чем на них ответить,

выйдем за пределы этой проблемы, расширим ее и покажем, каким

образом она могла бы быть экстраполирована, а татем с позиции тех

представлении, которые будут получены в результате такой

экстраполяции. вернемся к этой проблеме.

Представим себе, что в определенной предметной области, допустим

в физике, можно построить единую теорию.

Но если мы можем построить такую теорию в области физики, то

почему мы не можем с позиции этой теории рассмотреть и химические

явления? Ведь химические явления фактически базируются на тех же

физических взаимодействиях.

Почему бы не представить себе дело так, что в конце концов

будет построена единая физическая теория, которая охватит и

химические явления? Ведь граница между, скажем, электромагнитными

и тепловыми явлениями, которые изучаются в физике и объединить

которые она претендует в рассматриваемой программе, — эта граница

принципиально не более резкая, чем граница между явлениями

тепловыми и химическими. или электромагнитными и химическими,

или, более широко, между явлениями физическими и химическими.

Коль скоро мы приходим к выводу, что принципиально возможна

единая теория, охватывающая химические и физические явления, то

почему бы нам не представить дело так, что и биологические

явления будут охватываться этой теорий, ибо биологические

процессы на молекулярном уровне представляют собой определенные

физико-химические взаимодействия.

Итак, представим себе единую теорию, охватывающую физические,

химические, биологические явления. Не следует ли отсюда, что в

будущем все явления действительности от простейших физических до

сложнейших социальных явлений будут описаны на базе некой

фундаментальной теории в том стиле, в каком, например, на базе

механики строятся теоретические описания движения небесных тел,

жидкостей. газов и др.?

Такая глобальная программа кажется нам сомнительной не только

в силу того, что она очень далека от сегодняшней

действительности, но и потому, что она слишком просто решает

вопрос о структуре науки. Интуиция подсказывает, что эта

программа не учитывает специфики явлений, относящихся к различным

предметам областям.

Конечно, когда мы объединяем физическое, математическое,

историческое знание одним термином "наука", мы делаем это не

произвольно существует совокупность определенных универсальных

принципов, критериев парности, которые отделяют науку от других

сфер человеческой культуры, деятельности и тем самым объединяют

различные области знания.

Но, вероятно, каждая из них обладает своей спецификой,

разъединяющей их в пределах науки.

Может ли одна теория охватить все богатство стилей научною

мышления, способов познания, существующее в современной науке?

Или, быть может, они представляют собой строительные леса

выполняющие лишь временные функции?

По-видимому, нет, и вряд ли это исторически преходящее

явление. Ориентируясь на эту интуицию, выскажем ряд соображений о

конкретных причинах несостоятельности этой программы.

В первую очередь обратим внимание на то, что объекты,

описываемые в разных науках, значительно отличаются друг от

друга. Возьмем. например, физику и историю. Весьма сомнительно,

что столь разные объекты могут описываться на основании одних и

тех же принципов.

Рассмотрим, какого рода отличия имеются между объектами физики

и истории.

- Сразу отметим, что физические явления не зависят от сознания

человека.

Знание об этих объектах никак не влияет на сами эти объекты.

Можно ли считать, что знание об объектах социальной

действительности не

влияет на сами эти объекты? Очевидно, что так считать нельзя.

Предсказали, скажем, энергетический голод в 2000 г. Как только

люди

узнают о такой опасности, они немедленно примут меры для того,

чтобы, например, интенсивнее проводились исследования в области

термоядерного синтеза. Ясно, что информация о социальном объекте

используется для изменения самого этого объекта. Знание о будущем

человека оказывается таковым, что оно изменяет предсказываемое

потенциальное будущее. Реально оно не осуществляется именно

потому, что предсказывается. Очевидно, что здесь совершенно иная

ситуация, чем в физике. И вряд ли будут когда-либо найдены общие

принципы, которые объединят столь различные явления настолько,

что эти дисциплины сольются в единое целое.

- Можно отметить и другие различия между физическими и

социальными явлениями. Физические явления, например, несомненно,

гораздо проще, чем социальные. Именно относительная простота

исходных физических объектов, возможность их интеллектуальной

контролируемое их позволяют раскрыть существенные свойства даже

достаточно сложных физических явлений, строя детально

математизированные теории.

Итак, абстрактные объекты, на базе которых мы описываем

физические явления, очень просты. Какие же объекты следует

выбрать в качестве исходных, чтобы социальные явления можно было

описать с такой же точностью, как и физические?

Казалось бы, здесь следовало построить прежде всего некоторый

абстрактный образ человека, который бы выполнял функции

идеального объекта теории, описать его свойства и отношения к

другим людям и окружающей среде и далее конструировать все

социальные объекты и их отношения исходя из этой основы.

Однако такой путь, хотя в целом он и реализуется, не приходит к

столь же строгим и целостным теориям. как это имеет место в

физике.

С подобным положением дела мы сталкиваемся и при описании

биологических, географических, геологических и других явлений.

Объекты всех этих наук гораздо сложнее, чем физические объекты, и

поэтому возникают громадные трудности при построении

количественных теорий — теорий такого же типа, как физические.

Конечно, можно надеяться на то, что появятся принципиально

новые способы математического описания. Известно, к каким

колоссальным результатам привели в физике разработка

дифференциального и интегрального исчислений или введение

аппарата теории вероятности.

Быть может, появятся новые области математики, с помощью

которых можно будет описать явления, не поддающиеся сейчас

математизации.

Можно надеяться и на то, что в будущем будут глубоко раскрыты

качественные характеристики социальных, биологических,

географических и других явлении, что также расширит возможности

построения более точных теории в личных областях. Но приведет ли

это к редукции всего научною знания к небольшому числу исходных

фундаментальных принципов"

В свете изложенных нами аргументов представляется более

правильной следующая точка зрения: любая научная теория

принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном

развитии.

Научная теория — это система определенных абстракции, при

помощи которых мы раскрываем субординацию существенных и

несущественных в определенном отношении свойств действительности.

Можно сказать, что научная теория дает нам определенный срез

действительности. Но ни одна система абстракций не может охватить

всего богатства действительности. В науке обязательно должны

содержаться различные системы абстракций, которые, вообще говоря,

не только несводимы, нередуцируемы друг к другу, но рассекают

действительность в разных плоскостях. Эти системы абстракций

определенным образом соотносятся друг с другом, но не перекрывают

друг друга.

Поэтому, на наш взгляд, и невозможно сведение социальных

явлений к биологическим, биологических — к физико-химическим.

химических — к физическим. Более того, мы полагаем, что даже и

пределах физики существует такого рода несводимое и что

невозможно построить такую теорию, из которой следовало бы все

богатство физических явлений. Можно показать, что. например..

тепловые явления, описываемые статистической механикой, несводимы

к механическим. что в них есть определенная специфика, которая не

может быть отражена в механике.

Единство науки выражается не в абсолютной редукции знания, и в

выявлении сложных взаимоотношений между различными системами

абстракций.

Теории могут быть глубокими, но узкими, т. е. охватывать

относительно узкую предметную область, как, например,

электродинамика, термодинамика и т.д. Бывают теории широкие, но

бедные — это теории типа общей теории систем. Вполне допустимо,

например, что в физике появится теория, описывающая с единой

точки прения все фундаментальные взаимодействия. Но эта теория не

сможет отразить специфику разнородных физических явлений. Это

связано с тем, что такая интегральная теория, объединяя различные

явления, с необходимостью должна будет отвлекаться от их

специфики. Естественно, что подобная теория будет фиксировать

лишь общее, коль скоро она относится к разнородным явлениям.

По мнению Гейзенберга, в современной физике существуют по

крайней мере четыре фундаментальные замкнутые непротиворечивые

теории: классическая механика, термодинамика, электродинамика,

квантовая механика. В своей области приложимости они наилучшим

образом описывают реальность. По его мнению, которое

представляется очень убедительным. аналогичная тенденция

прослеживается и в развитии других наук. Везде мы видим

стремление выделить определенные (руины устойчивых связей

действительности и описать их замкнутой системой специфических

понятий, которые и образуют научные теории.

Итак, в науке всегда реализуется интегративная функция.

Теория всегда объединяет огромное многообразие явлений, сводя

их к небольшому количеству принципов.

Но такое объединение не может быть безграничным. Чем оно

ограничено?

Этого априори, конечно, нельзя сказать. Важно представлять себе,

что эти (разницы существуют. Они естественно выявляются в

процессе развития науки. Об этом убедительно свидетельствует ее

история.

Таким образом, любая научная дисциплина, как бы велики ни были

успехи в интеграции охватываемых ею знаний, состоит из нескольких

научных областей, специфика которых отображается относительно

замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно

они объединяю вокруг себя соответствующий данной предметной

области эмпирический материал.

ХАРАКТЕР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ

Обратим внимание еще на один очень важный момент, который

показывает несостоятельность представлений о структуре научного

знания, основанных на редукционизме.

Несомненно, что важнейшая задача любой научной теории, как и

вообще науки. — отражать объективную реальность. Но наука — это

создание человеческого разума, это плод деятельности человека.

Наука существует не только для того, чтобы отражать

действительность, но и для того, чтобы результаты этого отражения

могли быть использованы людьми.

На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в

которой она формируется. Стиль научного мышления вырабатывается

на базе не только социальных, но и философских представлении.

обобщающих развитие как науки, так и всей человеческой практики.

Когда мы говорим о различных областях науки, то очень важно

представлять себе то, что разные науки, вообще говоря, выполняют

разные общественные функции.

Можно ли сказать, что культурные функции истории и физики

одинаковы?

Конечно, и физика и история дают нам знание о действительности.

Но представим себе, что история была бы построена по образцу

физики и давала бы нам теории, подобные физическим. Тогда целый

ряд очень важных функций истории, которые она сейчас выполняет

были бы элиминированы.

16. История дает нам не только законы развития общества, но и

является для нас источником социальных прецедентов. Нам очень

важно знать не только закономерности истории в целом.

закономерности функционирования тех или иных социальных

структур, но нам важно детальное описание отдельных кои кретных

исторических моментов.

17. История, будучи наукой, является, подобно литературе, той

базой, на основании которой человек входит в культуру, учится

жить. Она дает ему систему жизненно важных прецедентов. Человек

сталкивается с огромным количеством сложных и непредсказуемых

ситуаций, и, готовя ею к жизни, мы пытаемся расширить его

социальный опыт за счет приобщения к истории культуры,

литературе для того. чтобы он пережил — не реально, не в

действительности — огромное множество тех ситуаций, с которыми

люди сталкивались ранее или с которыми они могли бы

сталкиваться. Как говорил Бисмарк, только дураки учатся на

собственных ошибках, а умные учатся на ошибках других.

Мы полагаем, что эта (функция истории чрезвычайно важна и

специфична — такой функции у физики нет. Эта очень важная функция

истории свидетельствует также и о том, чью историю не надо

сводить к тому идеалу научности, который существует сейчас в

физике.

Тот идеал научности, который мы видим в физике, вряд ли в

полной мере реализуется и в других науках. Несомненно, что

тенденция реализации этого идеала наблюдается сейчас во многих

науках, и это прогрессивная и эффективная тенденция. Но она не

безгранична, и ее границы определяются

как объективным разнообразием действительности, так и спецификой самой

науки.

Список используемой литературы

1.Введение в философию т.2 М 90г.

2.Структура научного знания «Философия и методология науки»

М. 94г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.