Рефераты. Сравнительный анализ философских школ древности






Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под

влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой

вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье

признается существование абсолютной души, которая независима от

материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении

возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.

Йога.

Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при

определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний,

концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от

телесной оболочки.

Вайшешика.

Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс

возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент

атом.

Ньяя.

Система, в которой делается упор на исследовании метафизических

вопросов при помощи логики.

Веданта, Миманса.

На санскрите слово веданта означает конец вед. К Веданте в широком

смысле относятся: собственно Веданта, пурва-миманса, некоторые учения

вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно Веданта – одна из

шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем;

сочинение “Веданта-сутра” (или “Брахма-сутра”) приписывается мудрецу

Бадараяне (4-3 вв. до н.э.). Высшая реальность и причина всего

существующего – вечный несотворенный брахман. Целью бытия Веданта считает

“освобождение”, достижение изначального тождества индивидуального духовного

начала (атмана) и брахмана. Позднейшие варианты собственно Веданты: адвайта-

веданта (не двойственная) Шанкары, учение Рамануджи. Представители Веданты

в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др.

На санскрите слово миманса означает исследование. Миманса – одна из

шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии.

Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и

отрицая безусловную ценность мокши (освобождения) и религиозного

отшельничества, Миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной

жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

Древнеиндийская философия и современность.

Несмотря на свое древнее происхождение, индийская философия

продолжает влиять на умы современных людей. Например, в древнейших

священных писаниях планеты – Ведах (датируемых тысячелетиями до нашей эры)

– содержатся знания, которыми современное человечество по большей части еще

не может воспользоваться. Знания эти поражают своей сложностью и

универсальностью и затрагивают буквально все стороны человеческой жизни:

физика, математика, химия, астрономия, биология, архитектура, космология,

медицина, техника, музыка, литература, и многие другие. Иногда они даже

превосходят современные научные познания. Лишь только в последние несколько

десятилетий ученые начали находить подтверждение многим казавшимся ранее

мифологическими фактам.

Ниже приводятся лишь некоторые из достижений древнеиндийской науки и

техники, которые были вновь воплощены в Европе и Северной Америке лишь за

последние 100-150 лет.

| | | |

|Медицина и | | |

|биология | | |

|Достижения и |Первые упоминания|Открыты современной|

|знания | |наукой |

|Пластические |Сушрута |Немецкие медики |

|операции |(4000-2000 гг. до|1968 год. |

| |РХ) | |

|Протезы |Риг Веда |ХХ век |

| |(1.116.15) | |

|Число хромосом |Махабхарата |1890 год |

|Соединение мужских|Бхагавата Пурана |ХХ век |

|и женских хромосом| | |

|в зиготе | | |

|У ребенка слышно |Айтарея |Робинсон, 1972 год |

|сердцебиение на |Упанишада, | |

|2-ой месяц |Бхагавата Пурана | |

|беременности | | |

|Искусственное |Махабхарата |Стептое, 1978 |

|оплодотворение | | |

|Партеногенез |Махабхарата |ХХ век |

|Увеличение |Бхагавата Пурана |Еще не подтверждено|

|продолжительнос-ти| | |

|жизни при | | |

|космических | | |

|путешествиях | | |

|Деление клеток (на|Бхагавата Пурана |ХХ век |

|3 слоя) | | |

|Микроорганизмы |Махабхарата |XVIII век |

|Жизнь в растениях |Вся ведическая |Боз, XIX век |

| |традиция | |

|Изучение природы |Прашна Упанишада,|ХХ век |

|сна |Йога-сутры | |

| |Патанджали | |

|Анализ строения |Риг Веда, Айтарея|Лабиринт-Макналли, |

|уха |Упанишада |1925 год |

|Физика | | |

|Достижения и |Первые упоминания|Открыты современной|

|знания | |наукой |

|Скорость света |Риг Веда, |XIX век |

| |Саянбхашья (1400 | |

| |г) | |

|Планеты, которые |Махабхарата |XVII-XIX века |

|находятся за | | |

|Сатурном | | |

|Космические |Многие |На начальной стадии|

|путешествия |произведения | |

|Сила гравитации |Прашна Упанишада |XVII век |

|Ультрафиолетовый и|Мундака Упанишада|ХХ век |

|инфракрасный | | |

|спектры | | |

|Тахионы, |Мундака Упанишада|Сударшан, 1968 год |

|передвигающиеся | | |

|быстрее света | | |

|Ядерное оружие |Махабхарата, |Середина ХХ века |

| |Бхагавата Пурана | |

|Черные дыры |Мундака Упанишада|ХХ век |

|Летательные |Риг Веда, |Конец ХIХ века |

|аппараты (тяжелее |Рамаяна, | |

|воздуха) |Махабхарата | |

|Субатомные частицы|Бхагавата Пурана |Томас, Резерфорд, |

| | |Чадвик, ХХ век |

|Использование |Махабхарата |Гавро, 1964 |

|звука для |("ваджра-астра") | |

|разру-шения | | |

|материальных | | |

|объектов | | |

|Круговорот воды в |Риг Веда, Рамаяна|XIX век |

|природе | | |

Хотя время появления или написания ведических текстов - четырех

изначальных Вед, а также Упанишад, Пуран, Махабхараты и Рамаяны – очень

трудно определить, все ученые подтверждают их значительную древность. Так,

они относят время появлений древнейших частей Риг Веды к IV-III тысячелетию

до РХ.

Другие ведические писания по их подсчетам были записаны в I тысячелетии до

РХ – первых веках по РХ.

Это частично совпадает с внутренней ведической традицией, согласно которой

Веды были впервые собраны воедино, отредактированы и записаны в III

тысячелетии до РХ (а до этого они передавались исключительно устно по цепи

ученической преемственности, от духовного учителя - к ученику).

Помимо исчерпывающих материальных, в ведических произведениях представлены

поразительные духовные и тонкоматериальные знания: личный Бог,

всепроникающий Брахман, душа, закон кармы, круг перевоплощений - "колесо

самсары". Также в этих писаниях описаны эзотерические пути развития

необычайных мистических сил и духовного возвышения человека.

Итак, что же такое Веды? В принципе, это слово можно даже не переводить с

санскрита - слово "веда" переводиться на русский как "ведать", "знать". То

есть Веды – это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической

традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная

непосредственно от Верховного Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет

назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил

единую Веду на 4 части, самхиты: Риг, Сама, Яджур и Атхарва.

Ведические писания – это огромный свод произведений, которые примыкают к

изначальным четырем Ведам. Это брахманы (описание и объяснение сакрального

значения ведических жертвоприношений), араньяки (книги для людей, которые

решили отрешиться от мира) и Упанишады (философские произведения, в которых

описывается Абсолютная истина). Каждая брахмана, араньяка и Упанишада

относится к одной из Вед. Все вышеперечисленные произведения называются

"шрути" - "услышанное".

Помимо этого древнейшего свода, существует корпус писаний "смрити" -

"запомненное", который называют иногда "пятой Ведой". Смрити состоит из 18

Пуран - обширных произвдений, охватывающих большое количество тем, от

социологии до мистики, и Рамаяны и Махабхараты - двух великих эпических

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.