Рефераты. Сравнение философии Лао-Цзы и Конфуция






Сравнение философии Лао-Цзы и Конфуция

Московский Государственный Институт Управления Правительства Москвы

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Сравнение философии

Лао-Цзы и Конфуция

Выполнил

студент 1 курса

юридического факультета

Филитов Василий Сергеевич

Проверил

Старший преподаватель

Профессор

Григорьев Николай Юрьевич

г. Москва – 2003

Содержание

1.

Введение................................................................

3

2. Жизненный путь Лао-Цзы и Конфуция.........4

3. Суть Даосизма и Конфуцианства.....................7

4. Даосизм и Конфуцианство в наши дни..........13

5. Заключение..........................................................16

6. Источники информации....................................17

1. Введение

Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый

период, так называемое «осевое время». По мысли Ясперса, «осевое время» это

примерно VII – II вв. до нашей эры, когда, по мнению Ясперса, были

заложены основы современной цивилизации и, продолжая его мысль, философии.

Одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах

происходит качественный сдвиг в духовном и интеллектуальном развитии

человечества, Зарождается принципиально новое мировосприятие.

Провозвестниками нового мировоззрения и отношения к действительности стали

иудейские пророки в Палестине, Заратустра и его последователи в Персии,

Сиддхартха Гаутама в Индии, Лао-Цзы и Конфуций (хотя, правильнее, конечно,

Кун-фу-цзы) в Китае.

В плеяде великих учителей и наставников человечества, владеющих умами

людей и по сей день, имена Конфуция и Лао-Цзы – одни из ключевых.

И действительно, если посмотреть в глубину структуры человеческого

мышления, то можно понять, что Лао-Цзы и Конфуций – не словоблуды и

фарисеи, выдающие свои лже-прозрения за истину в последней инстанции, но

люди, сумевшие проникнуть в суть вещей, поднять это самое мышление на

качественно новый уровень.

Восточная философия неотделима от религии и поэтому, с моей точки

зрения, восточные мыслители, на порядок выше западных, т.к. не пытаются

раздробить мир на как можно большее количество частей и изучать каждую в

отдельности, а воспринимают его целиком (этим, в частности, занимается дзэн-

буддизм).

Итак, речь пойдет о Конфуции с его социально-политической окраской

философской концепции и о Лао-Цзы и понятии Дао.

2. Жизненный путь Конфуция и Лао-Цзы

Китайский философ Лао-Цзы жил в VI – V в. до нашей эры. О его жизни

доподлинно ничего не известно, хотя китайский историк и философ Сыма Цянь в

своем труде «Ши Цзи» («Исторические записки) поместил небольшую биографию

Лао-Цзы. Он писал, что настоящее имя Лао-Цзы было Ли Эр («Лао-Цзы» -

прозвище, оно означает «старый мудрец»), что он служил историком-хранителем

государственных архивов царства Чжоу и именно там встретился с Конфуцием,

уже к тому времени являвшимся известным философом. Однако вскоре Лао-Цзы

ушел из Чжоу и отправился странствовать. Сыма Цянь упоминает очень

интересную деталь: когда пограничник царства Чжоу увидел, как Лао-Цзы

удаляется на своем черном быке, он остановил его и сказал, что не

пропустит, пока Лао-Цзы не оставит письменного изложения своего учения. Лао-

Цзы подчинился, оставив изложение в 5 тысяч иероглифов, и двинулся дальше.

Куда пошел Старый Мудрец и какова была его дальнейшая судьба, никто не

знает.

Но это, конечно, красивая легенда и неизвестна степень достоверности

изложенных Сыма Цянь событий. А «труд в 5 тысяч иероглифов» это знаменитая

книга «Дао дэ цзин», авторство которой сейчас приписывается не одному Лао-

Цзы, а целому ряду философов и историков того времени.

О Конфуции (551 – 479 гг. до нашей эры) известно немного больше, чем о

Лао-Цзы. Как пишет все тот же Сыма Цянь, «Конфуций был рожден в селении

Цзоу, волости Чанлин, княжества Лу. Его предка, уроженца Сунн, звали Кун

Фаншу. От Фаншу был рожден Бося, от Бося – Шулян Хэ. У Хэ от девушки из

города Янь, с которой он сошелся в поле, Конфуций и родился»[1].

Отец Конфуция был из сословия фэ – аристократов, но самого низшего

уровня. О детстве великого писателя сохранилось мало сведений, Конфуций

признавался: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими

презираемыми делами»[2].

Дальнейшая его судьба не представляет особого интереса: умирает отец

Конфуция, затем мать, в 19 лет Конфуций женится и т.д., но в 28 лет

происходит знаменательный эпизод. Конфуций принимает участие в церемонии

жертвоприношения в главном храме царства Лу. Конфуций, к тому времени уже

прослывший человеком образованным, то и дело спрашивал о значении каждого

ритуала, каждой даже самой незначительной процедуры. Этим он вызывал

недоуменные вопросы: «Кто сказал, что сын человека из Цзоу разбирается в

ритуалах? Он расспрашивает о каждой детали!». На это Конфуций ответил

примерно следующее: «В таком месте спрашивать о каждой детали и есть

ритуал!». Вопрошание о сути каждого поступка или изречения станет одним из

методов обучения учителем Кун своих учеников, даже ляжет в основу

философской концепции: «Если знаешь, то говори, что знаешь, а если не

знаешь, то говори, что не знаешь»[3].

Конфуций очень увлекался музыкой и учился у Ши Сяна игре на цине.

Конфуций достиг мастерства во владении инструментом благодаря тому, что

придавал музыке огромное значение в своей жизни:

«Учитель:

– Я вдохновляюсь Песнями,

Ищу опору в ритуалах

И завершаю музыкой»[4].

Во времена Конфуция быть образованным значило владеть шестью

искусствами: выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука,

управлять колесницей, уметь читать и знать математику. Надо ли говорить,

что во всех он достиг совершенства.

За свою мудрость он был очень любим во всей Поднебесной и благодарные

ученики называли его «Учитель десяти тысяч поколений».

На склоне лет «Учитель десяти тысяч поколений» так говорил о прожитой

жизни: «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться, в тридцатилетнем

возрасте я утвердился, достигнув сорока, освободился от сомнений, в

пятьдесят познал веление Неба, в шестьдесят мой слух обрел

проникновенность, с семидесяти я следую велениям сердца, не нарушая

меры»[5]. В тридцать лет, «утвердившись» Кун-фу-цзы приступает к работе над

пятью книгами цзинов (И-Цзин – «книга перемен», Шу-Цзин – исторические

документы, Ши-Цзин – книга стихов, Лин-Цзин – книга ритуалов, Чюнь-цю –

книга событий 721-480 гг. до нашей эры). И к тому времени складывается

концепция философских взглядов великого Учителя Куна.

В 429 году до нашей эры, на 73-м году жизни, окруженный преданными

учениками, «Учитель десяти тысяч поколений» оставил наш мир.

Конечно же, биография может в некоторой степени повлиять на систему

философских взглядов, но основную роль в этом играет эволюция духовного,

интеллектуального и нравственного мира философа. Я разграничил три этих

понятия как классический европеец, однако этого не стоит делать, ибо они

суть одно.

3.Суть Даосизма и Конфуцианства

Философские воззрения Лао-Цзы и Конфуция

Итак, ключевым понятием даосизма является Дао.

Что же это такое? Ответ кроется в самой первой главе «Дао де цзин»:

«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя,

которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало

неба и земли (...) Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао,

а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме»[6]. Таким, образом,

на вопрос о том, что такое Дао, нет ответа, который мог бы быть обличен в

словесную форму. Единственное понятие, хоть как-то приближенное к Дао,

доступное непросветленным – «Гармония мира», но и оно, повторюсь, не может

служить даже частью определения Дао.

Если Дао не может быть названо, то как познать его? Инструмент

познания Дао – самопознание, инструмент восприятия Дао –

самопреобразование, а инструмент самопреобразования – Дэ, некая высшая

энергия, наполняющая человека, служащая своего рода «проводником к Дао». И

Главный принцип даосизма – недеяние. Это «написано черным по белому» во

многих главах: «Лучше ничего не делать, чем стремиться что-то

наполнить...»[7] (№9), «Человек с высшим дэ не стремится делать добрые

дела...»[8] (№38), «Не выходя со двора можно познать мир (...) Не действуя,

он добивается успеха»[9] (№47) и так далее.

А теперь посмотрим с точки зрения учителя Куна. В философии Конфуция

центральное место занимает ритуал. Он понимается как форма символического

мышления как принцип иерархического понимания бытия, как метод

структурирования космоса и социума. Исполнение ритуала – путь к

просветлению. В книге «Луньюй» написано:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.