Московский Государственный Институт Управления Правительства Москвы
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Философия»
Сравнение философии
Лао-Цзы и Конфуция
Выполнил
студент 1 курса
юридического факультета
Филитов Василий Сергеевич
Проверил
Старший преподаватель
Профессор
Григорьев Николай Юрьевич
г. Москва – 2003
Содержание
1.
Введение................................................................
3
2. Жизненный путь Лао-Цзы и Конфуция.........4
3. Суть Даосизма и Конфуцианства.....................7
4. Даосизм и Конфуцианство в наши дни..........13
5. Заключение..........................................................16
6. Источники информации....................................17
1. Введение
Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый
период, так называемое «осевое время». По мысли Ясперса, «осевое время» это
примерно VII – II вв. до нашей эры, когда, по мнению Ясперса, были
заложены основы современной цивилизации и, продолжая его мысль, философии.
Одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах
происходит качественный сдвиг в духовном и интеллектуальном развитии
человечества, Зарождается принципиально новое мировосприятие.
Провозвестниками нового мировоззрения и отношения к действительности стали
иудейские пророки в Палестине, Заратустра и его последователи в Персии,
Сиддхартха Гаутама в Индии, Лао-Цзы и Конфуций (хотя, правильнее, конечно,
Кун-фу-цзы) в Китае.
В плеяде великих учителей и наставников человечества, владеющих умами
людей и по сей день, имена Конфуция и Лао-Цзы – одни из ключевых.
И действительно, если посмотреть в глубину структуры человеческого
мышления, то можно понять, что Лао-Цзы и Конфуций – не словоблуды и
фарисеи, выдающие свои лже-прозрения за истину в последней инстанции, но
люди, сумевшие проникнуть в суть вещей, поднять это самое мышление на
качественно новый уровень.
Восточная философия неотделима от религии и поэтому, с моей точки
зрения, восточные мыслители, на порядок выше западных, т.к. не пытаются
раздробить мир на как можно большее количество частей и изучать каждую в
отдельности, а воспринимают его целиком (этим, в частности, занимается дзэн-
буддизм).
Итак, речь пойдет о Конфуции с его социально-политической окраской
философской концепции и о Лао-Цзы и понятии Дао.
2. Жизненный путь Конфуция и Лао-Цзы
Китайский философ Лао-Цзы жил в VI – V в. до нашей эры. О его жизни
доподлинно ничего не известно, хотя китайский историк и философ Сыма Цянь в
своем труде «Ши Цзи» («Исторические записки) поместил небольшую биографию
Лао-Цзы. Он писал, что настоящее имя Лао-Цзы было Ли Эр («Лао-Цзы» -
прозвище, оно означает «старый мудрец»), что он служил историком-хранителем
государственных архивов царства Чжоу и именно там встретился с Конфуцием,
уже к тому времени являвшимся известным философом. Однако вскоре Лао-Цзы
ушел из Чжоу и отправился странствовать. Сыма Цянь упоминает очень
интересную деталь: когда пограничник царства Чжоу увидел, как Лао-Цзы
удаляется на своем черном быке, он остановил его и сказал, что не
пропустит, пока Лао-Цзы не оставит письменного изложения своего учения. Лао-
Цзы подчинился, оставив изложение в 5 тысяч иероглифов, и двинулся дальше.
Куда пошел Старый Мудрец и какова была его дальнейшая судьба, никто не
знает.
Но это, конечно, красивая легенда и неизвестна степень достоверности
изложенных Сыма Цянь событий. А «труд в 5 тысяч иероглифов» это знаменитая
книга «Дао дэ цзин», авторство которой сейчас приписывается не одному Лао-
Цзы, а целому ряду философов и историков того времени.
О Конфуции (551 – 479 гг. до нашей эры) известно немного больше, чем о
Лао-Цзы. Как пишет все тот же Сыма Цянь, «Конфуций был рожден в селении
Цзоу, волости Чанлин, княжества Лу. Его предка, уроженца Сунн, звали Кун
Фаншу. От Фаншу был рожден Бося, от Бося – Шулян Хэ. У Хэ от девушки из
города Янь, с которой он сошелся в поле, Конфуций и родился»[1].
Отец Конфуция был из сословия фэ – аристократов, но самого низшего
уровня. О детстве великого писателя сохранилось мало сведений, Конфуций
признавался: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими
презираемыми делами»[2].
Дальнейшая его судьба не представляет особого интереса: умирает отец
Конфуция, затем мать, в 19 лет Конфуций женится и т.д., но в 28 лет
происходит знаменательный эпизод. Конфуций принимает участие в церемонии
жертвоприношения в главном храме царства Лу. Конфуций, к тому времени уже
прослывший человеком образованным, то и дело спрашивал о значении каждого
ритуала, каждой даже самой незначительной процедуры. Этим он вызывал
недоуменные вопросы: «Кто сказал, что сын человека из Цзоу разбирается в
ритуалах? Он расспрашивает о каждой детали!». На это Конфуций ответил
примерно следующее: «В таком месте спрашивать о каждой детали и есть
ритуал!». Вопрошание о сути каждого поступка или изречения станет одним из
методов обучения учителем Кун своих учеников, даже ляжет в основу
философской концепции: «Если знаешь, то говори, что знаешь, а если не
знаешь, то говори, что не знаешь»[3].
Конфуций очень увлекался музыкой и учился у Ши Сяна игре на цине.
Конфуций достиг мастерства во владении инструментом благодаря тому, что
придавал музыке огромное значение в своей жизни:
«Учитель:
– Я вдохновляюсь Песнями,
Ищу опору в ритуалах
И завершаю музыкой»[4].
Во времена Конфуция быть образованным значило владеть шестью
искусствами: выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука,
управлять колесницей, уметь читать и знать математику. Надо ли говорить,
что во всех он достиг совершенства.
За свою мудрость он был очень любим во всей Поднебесной и благодарные
ученики называли его «Учитель десяти тысяч поколений».
На склоне лет «Учитель десяти тысяч поколений» так говорил о прожитой
жизни: «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться, в тридцатилетнем
возрасте я утвердился, достигнув сорока, освободился от сомнений, в
пятьдесят познал веление Неба, в шестьдесят мой слух обрел
проникновенность, с семидесяти я следую велениям сердца, не нарушая
меры»[5]. В тридцать лет, «утвердившись» Кун-фу-цзы приступает к работе над
пятью книгами цзинов (И-Цзин – «книга перемен», Шу-Цзин – исторические
документы, Ши-Цзин – книга стихов, Лин-Цзин – книга ритуалов, Чюнь-цю –
книга событий 721-480 гг. до нашей эры). И к тому времени складывается
концепция философских взглядов великого Учителя Куна.
В 429 году до нашей эры, на 73-м году жизни, окруженный преданными
учениками, «Учитель десяти тысяч поколений» оставил наш мир.
Конечно же, биография может в некоторой степени повлиять на систему
философских взглядов, но основную роль в этом играет эволюция духовного,
интеллектуального и нравственного мира философа. Я разграничил три этих
понятия как классический европеец, однако этого не стоит делать, ибо они
суть одно.
3.Суть Даосизма и Конфуцианства
Философские воззрения Лао-Цзы и Конфуция
Итак, ключевым понятием даосизма является Дао.
Что же это такое? Ответ кроется в самой первой главе «Дао де цзин»:
«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя,
которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало
неба и земли (...) Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао,
а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме»[6]. Таким, образом,
на вопрос о том, что такое Дао, нет ответа, который мог бы быть обличен в
словесную форму. Единственное понятие, хоть как-то приближенное к Дао,
доступное непросветленным – «Гармония мира», но и оно, повторюсь, не может
служить даже частью определения Дао.
Если Дао не может быть названо, то как познать его? Инструмент
познания Дао – самопознание, инструмент восприятия Дао –
самопреобразование, а инструмент самопреобразования – Дэ, некая высшая
энергия, наполняющая человека, служащая своего рода «проводником к Дао». И
Главный принцип даосизма – недеяние. Это «написано черным по белому» во
многих главах: «Лучше ничего не делать, чем стремиться что-то
наполнить...»[7] (№9), «Человек с высшим дэ не стремится делать добрые
дела...»[8] (№38), «Не выходя со двора можно познать мир (...) Не действуя,
он добивается успеха»[9] (№47) и так далее.
А теперь посмотрим с точки зрения учителя Куна. В философии Конфуция
центральное место занимает ритуал. Он понимается как форма символического
мышления как принцип иерархического понимания бытия, как метод
структурирования космоса и социума. Исполнение ритуала – путь к
просветлению. В книге «Луньюй» написано:
Страницы: 1, 2