Рефераты. Сознательное и бессознательное






формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и

фаллическую.

«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула

отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид» (оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу

удовольствия; «эго» (Я) - следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-

Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются

«защитные механизмы»:

вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и

стремления к действию;

регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или

мышления;

сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается

в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и

т.д.)

Практика.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять

поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют

ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их

двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой

символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных

влечений.

Существуют две категории инстинктов:

сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние

(инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Вклад.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни

и психике человека, человек понимается в основном как биологическое

сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной

войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

5.2. Аналитическая психология.

Представители:

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери –

Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом

эмоциональными связями.

Основные теоретические положения.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых

потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается

в связи с внутренними конфликтами.

Практика.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только

одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой,

не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из

которых, реагирует на свой световой луч.

5.3. Индивидуальная психология.

Представители:

А.Адлер, З.Фрейд.

Предмет изучения.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой

закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни»,

предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков

различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

дифференциальная психология

исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных

выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных

деятелей.

одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное

поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным

изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении

неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти,

превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии –

Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между

наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических

различий.

5.4. Трансперсональная психология.

Представители:

К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.

Предмет изучения.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при

непрерывном обмене между ними.

Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания

которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей,

духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положения.

Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений,

отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и

ассоциирующихся с определенными чувствами.

Структура личности:

сознание

индивидуальное бессознательное

коллективное бессознательное

Практическое применение.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни,

могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной

сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических

расстройств.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического

взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление

связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред

родовой травмы.

Важной категорией Транс опыта с трансценденцией времени и пространства

будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия – ZB. Опыт

существования вне тела, телепатия.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему

существующему.

Вклад.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в

которой признается «Значимость духовного и космического измерений и

возможностей для эволюции сознания».

Заключение.

В истории философии всегда были поиски познания идеально-космического.

Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога,

использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который

необходимо раскрыть. Еще пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике

как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей не сомневался в том, что

природа — это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана

языком математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью

математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента

проверять прочитанное.

Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем психологи,

логики, физики. Они заметили, что в сознании есть не только знания об

окружающем мире в. виде отображения материальных связей, но есть еще

попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур.

Итак, сознание обладает связью с космическим идеальным посредством

бессознательного. А это значит, что есть скрытый источник стимулирования

сознания. Он направляет сознание в его деятельности. В этом сознание как бы

несвободно, оно подчинено необходимости, которая выступает в историческом

обличьи. Эту свою несвободу сознание ощущает через признание божественного

провидения, историческую закономерность. Однако сознание всегда связано с

самопознанием. Это самопознание представляет собой прежде всего познание

общественных условий своего бытия, своего места в этом бытии. Чувствуя

историческую необходимость, сознание пытается проникнуть в его истоки не

только на уровне способа производства, но и на уровне космических влияний.

Это обостряет интерес сознания к бессознательному, в котором скрыты

непосредственные нити связи психики человека с космосом. Через их познание

надеются открыть язык космического и выйти на его уровень. Сознание

стремится непросто к отображению реальности в знаниях, но и к осознанию

возможностей своей свободы и своего творчества.

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных

проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися

осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют

возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу

материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть

способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей

присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое,

вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится

вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и

сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством

материального мира - качеством отражения, т. е. способностью отвечать на

воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи:

отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в

соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического,

физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие

примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем,

оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о

скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от

поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При

переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой

материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе

живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая ступень

развития природы.

Литература.

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.:

Издательский центр «Академия», 1996.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону:

издательство «Феникс», 1995.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев,

П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983..

«Психология безсознательного» Зигмунд Фрейд 1990г.

«Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд 1991г.

«Психоанализ и русская мысль» Зигмунд Фрейд 1994г.

«Протагор» Платон 1994г.

Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.

( Фрейд 3. Я и Оно// Избранное. М., 1989. С. 370-373.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.