психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,
идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал
всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель
или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не
физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме
психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители
вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,
отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,
Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет
мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив
подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные
физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным
колебаниям.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.
Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники
смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного
отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и
идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность
самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения
психического и физиологического состоит в признании психофизиологического
единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а
психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону
отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо
известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как
материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).
Древняя Индия– мнение:
“В философской системе (Йога Патанджали( бессознательное трактовалось
как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось
не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как
сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень
проникновения в сущность вещей.
Однако у (Йога Патанджали( понятие бессознательного употребляется и
для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития
(пракрити( - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум
((читта(). (Он ((читта() в сущности бессознателен, хотя становится
сознающим, благодаря отражению (Я(, которое в нем находится(”[3].
Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и
реальным мирами является результатом как сознательной, так и
бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, (что деятельность,
которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира
продуктивна бессознательно(. Этим постулируется наличие сознательной и
бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а
объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной
бессознательной (поэзией абсолютного духа(“[4].
Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга
бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к
развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место
бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает
природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные
формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие
путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,
поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание
вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-
психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере
бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал
бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и
сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал
врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.
Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни
человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится
не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,
координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,
которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в
сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,
третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,
научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она
существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе
осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя
вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,
творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без
контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения
этих задач, может быть направлено на иные предметы.
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились
существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и
периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и
отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа
сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют
собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между
ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык
выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную
функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому
не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли
материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство
знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена
мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства
общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство
выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены
образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную
форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в
языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем,
что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что
напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу
чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса
сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития
сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают
материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием
других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство
языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как
значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак -
средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим
людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и
формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному
составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в
том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью,
остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же
словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не
одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в
живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее
средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе
с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,
начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В
конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,
дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5