Рефераты. Сознание






психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,

идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал

всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель

или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не

физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме

психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители

вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,

отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,

Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет

мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив

подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные

физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным

колебаниям.

Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.

Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники

смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного

отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и

идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность

самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения

психического и физиологического состоит в признании психофизиологического

единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а

психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону

отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо

известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как

материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).

Древняя Индия– мнение:

“В философской системе (Йога Патанджали( бессознательное трактовалось

как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось

не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как

сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень

проникновения в сущность вещей.

Однако у (Йога Патанджали( понятие бессознательного употребляется и

для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития

(пракрити( - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум

((читта(). (Он ((читта() в сущности бессознателен, хотя становится

сознающим, благодаря отражению (Я(, которое в нем находится(”[3].

Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и

реальным мирами является результатом как сознательной, так и

бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, (что деятельность,

которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира

продуктивна бессознательно(. Этим постулируется наличие сознательной и

бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а

объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной

бессознательной (поэзией абсолютного духа(“[4].

Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга

бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к

развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место

бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает

природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные

формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие

путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,

поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание

вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-

психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере

бессознательного.

Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал

бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и

сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал

врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.

Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни

человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать

его роль в познании и поведении людей.

Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится

не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,

координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,

которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в

сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,

третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,

научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.

Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой

энергией чувств и разума человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она

существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе

осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя

вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,

творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без

контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения

этих задач, может быть направлено на иные предметы.

4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание

Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились

существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,

сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

отношений.

В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа

сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют

собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между

ними.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык

выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную

функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому

не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли

материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство

знака, звучания и значения, понятия.

Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена

мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства

общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство

выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены

образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную

форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в

языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем,

что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что

напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу

чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса

сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития

сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают

материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием

других людей.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство

языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как

значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак -

средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим

людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и

формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному

составу - национален.

Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в

том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью,

остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же

словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не

одинаковое смысловое содержание.

Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в

живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее

средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе

с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,

начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В

конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,

дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.