Рефераты. Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения






может отыскать решение задачи, как оставаться живым и сохранить душевное

здоровье. Одни из них лучше, другие хуже. Под словом «лучше»

подразумевается путь, способствующий увеличению силы, ясности, радости,

независимости, под словом «хуже» - всё наоборот.

c. Потребность выжить и не только выжить.

Чтобы полностью объяснить человеческие затруднения и варианты выбора,

Эрих Фромм описывает другой тип социального конфликта, присущий

человеческому существованию. Поскольку у человека есть тело и телесные

потребности, в основном такие же как и у животного, у человека есть

стремление к физическому выживанию. Тело человека заставляет его стремиться

к выживанию вне зависимости от обстоятельств, от того, счастлив он или

несчастлив, раб он или свободный. Вследствие этого человек должен работать

или заставлять других работать на себя. Если бы человек удовольствовался

тем, чтобы тратить свою жизнь на обеспечение процесса жизни, не было бы

проблем. Но таковы уж особенности человека, что его не удовлетворит жизнь

муравья, что помимо области биологического или материального выживания

существует характерная для человека сфера, которую можно назвать

превосходящей потребности простого выживания, или надутилитарной.

«Что это означает?» - задаёт вопрос автор. Именно потому, что у

человека есть сознание и воображение, потому, что он потенциально свободен,

он внутренне не расположен к тому, чтобы быть, как однажды заметил

Эйнштейн, «игральными костями, выброшенными из сосуда». Он хочет знать не

только то, что необходимо для выживания, он хочет понимать и то, что такое

сама человеческая жизнь. Как пишет Фромм: «Человеческие побуждения,

насколько они выше утилитарных, представляют собой выражение

фундаментальной, специфически человеческой потребности: потребности

соотноситься с другим человеком и природой и утверждать себя в этой

соотнесённости».

Шаги по гуманизации технологического общества.

Для начала Эрих Фромм приводит примеры тех институтов и методов, от

которых нельзя отказаться ни по экономическим, ни по психологическим

причинам без того, чтобы современное общество полностью не распалось. Это

следующие элементы: 1) Крупномасштабная централизованная организация,

сформировавшаяся в последние десятилетия в правительстве, деловом мире,

университетах, больницах и пр. Процесс централизации всё ещё продолжается и

вскоре почти все виды деятельности будут осуществляться крупными системами.

2) Широко разветвлённое планирование внутри каждой системы. 3) Кибернетика

и автоматика в роли главного теоретического и практического принципа

контроля. Кроме этих трёх есть ещё один элемент, проявляющийся во всех

социальных системах: система Человек.

По словам Фромма, открывающиеся перед нами возможности немногочисленны

и определимы. Первая возможность – продолжать двигаться в избранном

технологическим обществом направлении. Результатом такого движения стала бы

либо термоядерная война, либо серьёзная человеческая патология. Вторая

возможность состоит в попытке изменить это направление с помощью силы или

насильственной революции. Это привело бы к крушению всей системы, а в

результате – к насилию и жестокой диктатуре. Третья возможность заключается

в гуманизации системы таким образом, чтобы она служила целям благополучия и

развития человека, другими словами, движению его жизни.

Фромм попытался обсудить лишь наиболее важные, на его взгляд, шаги: 1)

Планирование, включающее в себя систему Человек и основанное на нормах,

вытекающих из исследования оптимального функционирования человеческого

существа. 2) Активизация индивида путём вовлечения простых людей в сферу

деятельности и ответственности через замену нынешних методов отчуждённой

демократии методом гуманистического управления. 3) Замена модели

потребления на такую, при которой потребление содействует активизации и

отбивает охоту к «пассивизации». 4) Появление новых форм психической

ориентации и преданности, равнозначных религиозным системам прошлого.

a. Гуманистическое планирование.

Фромм считает, что общую цель гуманизированного индустриального

общества можно определить так: изменение социальной, экономической и

культурной жизни современного образа таким образом, чтобы оно стимулировало

развитие человека и содействовало его жизнеутверждению, вместо того чтобы

уродовать его; чтобы оно активизировало индивида, вместо того, чтобы делать

его пассивно воспринимающим; чтобы технологические возможности общества

обслуживали развитие человека.

Какова процедура гуманистического планирования с учётом этих общих

целей? «Компьютеры должны стать функциональной частью жизненно

ориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающей

разрушать систему и, в конце концов, убивающей её». Это значит, что

человек, а не техника должен стать основным источником ценностей; критерием

же всего планирования должно стать оптимальное человеческое развитие, а не

максимальное производство.

b. Активизация человека и высвобождение его энергии.

Автор считает, что своей «пассивизацией» современный человек частично

обязан «отчуждённо-бюрократическому» подходу, используемому на всех

централизованных предприятиях. Отчуждённо-бюрократическую процедуру можно

охарактеризовать различными способами. Прежде всего, это однонаправленная

система: приказы, предложения, планы исходят с верха организационной

пирамиды и направляются к низу. Индивидуальной инициативе нет места.

Современная бюрократическая система является безответственной в том смысле,

что не «отвечает» на нужды, взгляды, запросы индивида. Бюрократическая

система даёт индивиду почувствовать, что он ничего не может ни предпринять

ни организовать без помощи бюрократической машины. В результате она

парализует инициативу и порождает глубокое чувство бессилия.

По замыслу Фромма основой системы управления будущего должно стать

«гуманистическое управление». Его основной принцип состоит в том, что,

несмотря на громоздкость предприятий, централизованное планирование и

кибернетизацию, индивидуальный участник отстаивает свои права перед

управляющими, обстоятельствами и машинами и перестаёт быть бессильной

частичкой, не принимающей активного участия в процессе. Только благодаря

такому утверждению своей воли можно высвободить энергию индивида и

восстановить его душевное равновесие.

Тот же самый принцип гуманистического управления можно выразить

следующим образом: в то время как у отчуждённой бюрократии вся власть

нисходит сверху вниз, в гуманистическом управлении это улица с двусторонним

движением; «объекты» принятого наверху решения реагируют в соответствии с

собственной волей и озабоченностью; их ответ не только достигает вершины

пирамиды принимающих решения, но и заставляет их реагировать в свою

очередь.

c. Гуманизированное потребление.

По замыслу Эриха Фромма, для того, чтобы активизировать человека в

технологическом обществе требуется ещё один шаг, столь же важный и трудный,

как и замена отчуждённой бюрократической структуры системой

гуманистического управления, а именно – переход к «очеловеченным»

потребностям. Такие потребности содействуют развитию человека, радостному

восприятию жизни, в противоположность тем искусственно созданным

потребностям, которые внушены и распропагандированы промышленностью, с тем,

чтобы найти рынок для выгодного помещения капитала.

Первым шагом в данном направлении стали бы исследования, которые до

сих пор всерьёз не проводились, - исследования различий между этими двумя

видами потребностей. Следующим шагом могла бы стать «революция

потребителя», в том смысле, что потребитель потребовал бы от корпорации

реагировать на его желания и требования.

Помимо всего прочего немаловажно увеличивать капиталовложения в

общественный сектор по сравнению с частным. Инвестиции в общественный

сектор, включающий в себя общественный транспорт, жилищное строительство,

школы, парки, театры и т. п., имеют двоякое достоинство: во-первых,

выполняются потребности, соответствующие жизнеутверждению и развитию

человека; во-вторых, проявляется чувство личной солидарности вместо личной

зависти и жадности.

Заключение.

В заключении своей книги Эрих Фромм пишет:

«Мы находимся в эпицентре кризиса современного человека. У нас в

запасе не так много времени. Если мы не начнём сейчас, может оказаться

слишком поздно. Но надежда есть, потому что существует реальная возможность

того, что человеку под силу заново утвердить себя и сделать технологическое

общество гуманным. «Не от нас зависит, выполним ли мы свою задачу, но мы не

имеем права уклоняться от её решения».

Литература

1. Эрих Фромм «Психоанализ и этика» - М.1993

2. Зигмунд Фрейд «Психоанализ и русская мысль» - М., 1994

3. «Краткий словарь по философии», - М.1979

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.