Рефераты. Современная западная философия






изложил в работе «Открытое общество и его враги» (1945), которая включает

рассмотрение двух противоположных, по его мнению, типов обществ: открытого

общества и закрытого общества. Под открытым обществом автор имеет в виду

общество демократического типа, характеризующееся плюрализмом в экономике,

политике, культуре, развитыми социальными структурами, гражданским

обществом и правовым государством. Для членов открытого общества характерны

типичное рационально-критическое мышление и соответствующая установка

поведения, возможность сознательно управлять социальным развитием и

формировать государственные институты в соответствии с демократическими

принципами.

К закрытым обществам Поппер относит общества докапиталистические и

социалистические. Для них, по его мнению, характерны такие черты, как

неизменность социальных форм функционирования, тоталитаризм, примат

коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия.

Западное общество, по словам Поппера, в основном завершило переход к

открытому обществу. Вместе с тем в 1992 г., то есть спустя полвека после

написания книги (а писалась она с 1938 — 1943 гг.), он признает, что

современные открытые общества Запада «еще далеки от совершенства, будучи не

во всем честными и справедливыми. Среди серьезных недостатков западных

обществ он называет прежде всего преступность, проявляющуюся во многих

формах и в первую очередь в «злоупотреблениях свободой рынка».

В том же 1992 г. в «Письме моим русским читателям», опубликованном в

качестве предисловия к первому тому книги на русском языке, Поппер (почти

уже в девяностолетнем возрасте) пишет, что главная идея открытого общества

— идея власти закона. Вместе с этим он указывает, что «Власть закона: самая

насущная потребность России». Нельзя не согласиться с автором в том, что

воплотить в жизнь хорошее законодательство, превратить его в высшую власть

.в стране гораздо труднее, чем его создать. «Особенно трудна эта задача для

России, которая на бумаге уже имела хорошие законы, оставшиеся, к

несчастью, бессильными и неиспользуемыми». Нельзя не согласиться с

философом также в том, что для воплощения в жизнь власти закона необходимо

подготовить хороших, квалифицированных и честных юристов. Но следует

отметить, что основа любого общества — экономическая сфера, и для создания

правового государства нужна соответствующая экономическая база. Хотя

понятно, что последнюю нельзя создать без утверждения власти закона. То

есть вопрос должен ставиться и решаться диалектически.

Заметный вклад в разработку постпозитивистской теории внес американский

философ Томас Сэмюэл Кун один из лидеров историко-эволюционистского

направления в философии науки. Свою концепцию исторической динамики

научного знания он изложил в работе «Структура научных революций» (1962).

Особенность развития науки, по Куну, состоит в том, что она ставится в

зависимость от господствующего в определенные исторические периоды способа

деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот

понятие «парадигма», которое является одним из важнейших в современном

постпозитивизме. Та или иная парадигма — это совокупность убеждений,

ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и

обеспечивающих существование научной традиции.

«Под парадигмами, — пишет Кун, — я подразумеваю признанные всеми

научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному

сообществу модель постановки проблем и их решений».

Как правило, парадигма находит свое воплощение в классических трудах

ученых и в учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов

их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной

парадигмы — показатель зрелости той или иной системы научного знания.

Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную

революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется

посредством научных революций как скачкообразный процесс.

Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысление науки. Они

углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых,

раскрыли некоторые диалектические характеристики развития науки. Однако Кун

ошибочно противопоставил элементы относительности и абсолютности,

дискретности и непрерывности в развитии научного знания.

Сегодня постпозйтивизм во многом утратил свое былое значение. Это

связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в

тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма

множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический

характер философского знания.

4. Экзистенциализм.

4.1 Философия существования.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия

существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии

философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и

ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в

современном мире.

Однако философия существования не представляет собой какого-то

монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создает

как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее

представителей известнейшие писатели и мыслители XX в.: Ж.-П. Сартр, А.

Камю, Г. Марсель, Симона де Бувуар и др. Экзистенциальные мотивы можно

встретить и у таких выдающихся писателей нашего века, как Т. Манн, Г.

Гессе, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, М. Унамуно и др.

Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по

праву называют великого русского писателя-мыслителя Ф.М. Достоевского. Но

систематическое упорядочение идей философии существования можно найти и у

немецких философов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера

(1927), и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у

французского философа Ж.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).

Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это

деление достаточно условное, так как все представители этого направления

сосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах,

прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека

вообще, а каждой личности.

Большое влияние на экзистенциалистов оказал датский мыслитель С.

Кьеркегор, живший в XIX в. и резко выступавший пропив философии Гегеля,

который растворил конкретного человека в абсолютной идее, строго логически

и диалектически развертывающейся в истории. Философия жизни Ф. Ницше, И.

Бергсона, В. Дильтея, 3. Фрейда также явилась предшественницей этого

направления.

Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля

(1859—1938), изменяя его в соответствии со своей концепцией. Для Гуссерля

важно было найти достоверное основание, исходя из которого можно создать

философию как строгую науку, которая бы служила фундаментом для всех

остальных наук и всей человеческой культуры. Такое основание он видит в

«cogito...» Декарта и в трансцендентальном идеализме Канта, который он и

пытается углубить. Главное в его методе — непосредственное усмотрение

сущности вещи в процессе переживания этой вещи.

Этот метод называется еще методом интенционального анализа. Интенция

означает направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание есть

всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти

радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события.

Беспредметных переживаний не существует. Объект сознания есть отражение

какой-тo стороны объективно существующей реальности.

Для Гуссерля главная задача — раскрыть структуру чистого сознания, т.

е. указать, какие акты сознания каким предметностям соответствуют.

Экзистенциалисты исходят из положения о неразрывности субъектно-объектного

описания. При этом основное внимание они обращают на эмоционально-волевую

сферу переживаний человека.

Немаловажное значение для них имела упомянутая выше работа Гуссерля

«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», в которой

основатель феноменологии вводит понятие «жизненного мира» (Lebenswelt),

выражающее «царство первоначальных очевидностей» в обыденной житейской

практике человека. По существу, это понятие обозначает непосредственные

переживания человека, взятого в его связях с другими людьми.

Надо сказать, что экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху

крупных исторических потрясений после Первой мировой войны, а также во

время и после Второй мировой войны. Во многом бессмысленная гибель

миллионов людей на полях сражений остро поставила вопрос о смысле

человеческого бытия, разнообразных отношениях между личностью и обществом.

Социально-этические и социально-психологические проблемы оказались в центре

внимания философии существования. Оптимистическая надежда философов на

разум, вера в неуклонный прогресс истории потерпели крах. Поэтому все

экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального, в том числе

научного мышления и считают главным средством познания мира эмоциональную

интуицию, чувства и переживания людей. Так, Сартр пишет: «Бытие будет нам

раскрываться через некоторое средство доступа тоски, тошноты и т.д.». А в

своем романе «Тошнота» он образно показывает, как это происходит. Его герой

Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу

он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Сверху камешки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.