необходимые предпосылки суть: вера в безусловное существование предмета
познания; воображение, или умственное созерцание (intelektuelle Anschauunq’
Intuition) идеи предмета; творчество – воплощение этой идеи в актуальных
ощущениях, или образах внутреннего мира. Принимая кантовское учение об
априорности категорий сознания, Соловьев оспаривает безусловность границы
между явлением и «вещью в себе» и утверждает возможность действительного
познания сущего. Учение об идеях как живых существах, открывающих себя в
феноменальном мире через систему соответствий (вариация на платоновскую
тему), позволяет Соловьеву разрешить гносеологическую проблему в духе
художественного символизма (хотя не вполне осознанного им самим), Условием
реализации цельного знания Соловьев считает «организацию действительности»,
т.е. реализацию человеком божественного начала в эмпирической жизни.
Онтологическая разработка понятия положительного всеединства совершается
Соловьевым в контексте общей концепции Абсолютного, отмеченной влиянием
апофатичной теологии и Шеллинга. Специфика этой концепции заключается в
трактовке бытия как предиката Сущего (Абсолютного). Сведение Сущего к бытию
– это замена целого его отвлеченным началом, что подлежит критике. В
результате Соловьев приходит к утверждению относительности бытия и
безусловности Сущего, которое «…есть начало всякого бытия»; оно «… не есть
ни бытие, ни небытие…», но то, «…что… полагает или производит бытие…» (там
же, с.334). На этом основании Абсолютное, первоначально определенное
признаками безусловности и все целости, определенное признаками
безусловности и все целости, определяется как Абсолютно-сущее, или
Сверхсущее. Являясь сущим, Абсолютное обладает некоторой сущностью,
отличное от себя. Критика дуалистической и пантеистической концепции
Абсолютного как отвлеченных приводит Соловьева к выводу: сущность
Абсолютного есть положительное всеединство, философским определением
которого является, безусловно, единая и всецелая идея, а личностным и
теологическим аспектом – София, божественная премудрость. Определив бытие
как отношение сущего и сущности, Соловьев выделяет следующие модусы бытия:
воля (слитность сущего и сущности, нарушаемая лишь потенциально, в
стремлении); представление (сущность проявляется как отличное от сущего,
представляясь ему); чувство (сущее вновь соединяется с представляющеюся
сущностью). От модусов бытия Соловьев заключает к соответственно модусам
(образам) положительного всеединства – благу, истине и красоте. Наконец,
тройственность отношения Абсолютного к своей сущности свидетельствует о
наличии соответственно структуры непосредственно в Абсолютном; три члена
этой структуры суть вечные и актуально единосущные субъекты. Так
достигается почва христианской концепции трехиконностасного Абсолютного.
Диалектика различия и единства Абсолютного и его инобытия впоследствии
конкретизируется Соловьевым в теорию мирового процесса. Эти рационально-
схематичные конструкции представляют ранний период творчества Соловьева.
Зрелым изложением и пересмотром метафизики Соловьев должен был стать
большой труд, над которым он работал в последние годы жизни (приступ к
этому неосуществленному труду – три статьи по гносеологии, содержащие
подготовительный анализ критериев достоверности и предпосылок познания).
Можно предположить, что зрелая философско-богословская система Соловьева
представляла бы внутреннее «этицизированную метафизику («нравственный
элемент…не только может, но и должен быть положен в основу теоретической
философии» – там же, т.9, СПБ. 1913, с.97) с центральной темой – онтологией
зла, дополняющей онтологическое «Оправдание Добра».
Теория мирового единства
Теория мирового единства – наиболее синтезирующий и устойчивый раздел
системы Соловьева. Она излагается главным образом в следующих сочинениях:
неопубликованный трактат «Sophie» Соловьев ставит задачу соединить
христианскую телеологию с естественнонаучным и философским эволюционизмом в
последовательном финализме (являясь в этом отношении предшественником П.
Тейяра де Шардена, создавшего во многих чертах сходную систему). Склонность
Соловьева к эволюционным идеям объясняется не только их научной
авторитетностью, что было немаловажно для принципиального врага
обскурантизма. Эволюционизм входил в самую сердцевину соловьевского
построения как орудие его теодицеи. Разделяя, общехристианский взгляд на
природный космос как на результат божественного творчества, Соловьев
отказывался признать это творение совершенным и готов был «оправдать» его
только в качестве идущего к совершенству. Эмпиричное состояние
материального мира постоянного ощущается Соловьевым как извращенное и
хаотизированное. «Грубая кора вещества» (косность), временная и
пространственная разорванность, механическая причинность воспринимается им
как тюрьма для всей твари, а не только для человека. У Соловьева было
ослаблено библейско-христианское переживание бытия как дара и блага самого
по себе, философски оформленное томизмом (связь с которым, однако, у
Соловьева несомненна). Он трактует «акт творения» в духе мистического
пантеизма Шеллинга как некое выпадение из лона Абсолюта, прискорбное
поначалу, но оправданное в итоге «предвечного плана». Элементы гностицизма
и романтичная рецепция платонизма сплетены здесь с христианским чаянием
«нового неба и новой земли». Сострадание Соловьева с космически-
неустроенной твари (природе) возвышается до нравственного пафоса, тем более
что философ исповедовал своеобразный гилозоизм и панпсихизм. Кантовские
«вещи в себе» (иногда – с лейбницевыми монадами, иногда – с атомами
Демокрита) потому и не «переходят» целиком в «вещи для нас», что остаются
«для себя» самобытными существами, живыми деятелями и одушевленными
средоточиями динамичных сил (ср. с блаженством и страданием атомов в
«монизме» и «космической этике» Циалковского). Личностно-собирательное
единство этих живых элементов творения определено Соловьевым в
мифопоэтическом понятии «души мира» (с прямой ссылкой на платоновского
«Тимея»). Мифопоэтический элемент космогонии Соловьева ярче всего выражен в
его неопубликованном юношеском трактате, но никогда не выветривается
вполне, хотя гностичные и каббалистичные термины вытесняются теологическими
и философскими. Учение о душе мира – самое темное место в соловьевской
конструкции вселенского процесса. Иногда он отождествляет ее с Софией,
иногда, стремясь избавиться от пантеизма, усматривает в ней противообраз
Софии, к воссоединению, с которой и стремиться мировая душа, и дает ей
имена: первая тварь, materia prima, мать внебожественного мира, душа хаоса,
земля; то наделяет ее полноценными атрибутами личности (свободой воли), то
характеризует ее как бессознательно реализуемую лишь в человеке – «…центре
всеобщего сознания природы» В общем, важно, что не божество, а мировая душа
является для Соловьева непосредственным деятелем космического процесса,
космическим художником, воспроизводящим зиждит. воздействия абсолютных идеи
неадекватно, так сказать, методом проб и ошибок, с катастрофичными
уклонениями на каждой стадии. Постулируя этого космогонического деятеля,
Соловьев, т.о., удваивает традицию, христианскую концепцию мировой истории:
фазы космогонии (от равнозначащего творению ниспадения мировой души в хаос
до появления человека) предшествует соответственно фазам человеческой
истории (от «грехопадения» до воплощения Логоса); создается грандиозная
первобытная мистерия – диалог «первой твари» с богом. Именно издержками ее
свободы Соловьев объясняет муки природной эволюции. Оси, этапы космогонии,
по Соловьеву: собрание хаоса в первичное единство силой всемирного
тяготения, которому Соловьев, следуя теологическим идеям Ньютона,
приписывает мистический характер, - это первая «материализация» мировой
души (ибо чистый хаос для Соловьева, как и для античного идеализма, -
несущее, «меон»); затем гармоничное расчленение и более интимное
воссоединение вселенского тела свето-электромагнитными силами (т.о., для
Соловьева, как и для позднейшего физического идеализма, в основе мира лежит
энергия); возникновение жизни как органичного единства новообразованной
материи и световой силы; и, наконец, появление человека. Т.о., ряд
«повышения бытия» есть вместе с тем ряд вех собрания Вселенной, ее
приближения к всеединству. Этим вехам придается сакральное значение – как
цепи «преобразовательных теофаний», т.е. предварительное воплощение
божеств, премудрости в ответ на смутные порывы мировой души. Соловьев
подводит итог своей космогонии в чеканных поэтических формулах. Именно эти
мотивы творчества Соловьева более всего свидетельствуют о его
художественном даре и специально художественной окраске его религиозно-
философского мышления. В прямой связи с космогоническим построением
Соловьева находится важнейший аспект его антропологии – учение о
мессианском призвании человека как возделывателя и устроителя природы, ее
освободителя и спасителя («теурга»). Именно это учение придает космогонии
Соловьева финалистический характер. Человечество, по определению Соловьева,
есть «богоземля», посредник между божеством и природой. Софиология
Соловьева иногда строится как теологическое доказательство существенной
причастности человека божественному миру. София – вечно женственное начало
божества, собирательное мистическое тело Логоса – есть вместе с тем и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5