Рефераты. Сократический поворот в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека






он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него

оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в

графу справедливости, нарушая снова предыдущее "определения" и приходя к

выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо

быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии

добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою "индукцию" и

добиваясь нового, еще более точного "определения" справедливости и

несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых

поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им

навредить. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. "

Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал

человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем

состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и,

наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его...

Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на

добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят

такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо него,

а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если попытаются

совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все

прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого

следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и

прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,

жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и

человеческие). Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А

"земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих

себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит

ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто

из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла".

Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о

рабах), недоступно знание.

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был

идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и

неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.

Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам

говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц,

способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое

воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы

подготовить восстановление политического господства аристократии, вернуться

к "заветам отцов".

По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми

образованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".

Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образец

персидского царя", потому что персидский царь считает земледелие и

военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство -

исконная принадлежность "благородных господ", родовой землевладельческой

аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает

возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и

склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех

искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина",

лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу,

побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу

граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским

занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на

стороне отсталой деревни — против города с его ремеслами,

промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать

адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день

ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о

храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в

афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных,

благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к

врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще

исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не

позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин

должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках

"благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил

так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений

своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые

Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и

демократия.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что

опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а

поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и

моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,

в особенности направляя острие своей критики против античной демократии

как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной

власти.

Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе,

вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм. Сократ

претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы

(вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование

религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное

дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию

справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание

человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу

(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,

особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о

диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это

нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо.

И элитарность знания ведет к добродетели.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была

философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о

смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех

прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было

расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,

земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и

античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо

потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как

этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,

другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —

как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические

течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в

которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически

расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,

Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.

История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в

наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до

канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и

животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

Эстонско-Американский Бизнес Колледж

Северо - Восточный филиал

ФИЛОСОФИЯ

число:

-------

----

М.

Хомяков

Экономический ф-тет

WE-

202

---------------

---------------

Ведущий преподаватель

НАРВА 1997

Список литературы:

. « Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей,

биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство

«Республика» 1995.

. « История западной философии » Б. Рассел «Миф» Москва 1993.

. « Краткий очерк истории философии ». Издательство «Мысль» Москва. 1967.

Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.

. « 106 философов. Жизнь, судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-

ый том, Анатомия мудрости.

. « Философская энциклопедия ». Главный редактор Ф. В. Константинов.

. « История философии в кратком изложении » Москва «Мысль» 1991.

. « История философии: Запад - Россия - Восток: Книга первая. Философия

древности и средневековья. » Под редакцией проф., Н. В. Мотротиловой,

Москва 1996.

. « Западная философия от истоков до наших дней » 1-ый том античность. ТОО

ТК «Петрополис» Санкт - Петербург 1994. Джованни Реале и Дарио Антисери.

. « Истории античной философии » в конспективном изложении А. Ф. Лосев,

Москва «Мысль» 1989.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.